НБУ курс:

USD

41,60

--0,07

EUR

43,81

+0,11

Наличный курс:

USD

41,75

41,70

EUR

44,20

44,05

Тихая смерть Про

Договор по ПРО, подписанный в 1972 году, навсегда уйдет в прошлое 13 июня 2002 года. С таким официальным заявлением выступил американский президент Джордж Буш, объявив о том, что его страна в одностороннем порядке выходит из этого Договора.
Стратегии роста от ПриватБанка, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy и более 90 лидеров отрасли.
Киев, 12 декабря, офлайн
Забронировать участие

Роман Брыль

Договор по ПРО, подписанный в 1972 году, навсегда уйдет в прошлое 13 июня 2002 года. С таким официальным заявлением выступил американский президент Джордж Буш, объявив о том, что его страна в одностороннем порядке выходит из этого Договора.

Само по себе это решение не стало сенсацией, ведь США уже долгое время открыто добивались выхода из Договора по ПРО. Удивительно другое — спокойная реакция на решение Вашингтона его главного оппонента в этом вопросе — России. Поведение Москвы заставило многие СМИ как в России, так и за рубежом говорить о тайном сговоре президентов, хотя большинство аналитиков считают, что битва за ПРО еще не закончена.

Президент США Джордж Буш заявил, что в следующем году США выйдут из Договора по ПРО. В четверг, 13 декабря, он официально предупредил об этом, выступая в Белом Доме. По условиям подписанного в 1972 году Договора, с этого момента начинается отсчет последних шести месяцев срока его действия. Теперь уже можно с уверенностью сказать: соглашение по ПРО канет в лету 13 июня 2002 года.
США впервые в новейшей истории вышли из крупного договора по ограничению вооружений. Это было сделано, несмотря на возражения России и Китая, власти которых долгое время твердо придерживались позиции, что такой шаг может подорвать мировую систему обеспечения безопасности. Американская сторона, и в частности президент Буш, называли Договор по ПРО пережитком холодной войны: "Как главнокомандующий вооруженными силами США я не могу допустить, чтобы США оставались участниками договора, который мешает нам развивать эффективные системы самозащиты".
Американцы считают, что для выхода из Договора сегодня самое удачное время в том отношении, что с главным оппонентом этой идеи — Россией — удалось установить новые и значительно более конструктивные взаимоотношения. "Если раньше мы стремились обеспечить возможность гарантированного взаимоуничтожения, то сейчас мы налаживаем взаимовыгодное сотрудничество", — прокомментировал этот вопрос президент Джордж Буш. Президент США в своем заявлении выразил уверенность, что выход его страны из Договора по ПРО "не повредит безопасности России" и не ухудшит российско-американских отношений. С этой точкой зрения, по его словам, согласен и Владимир Путин. Буш подчеркнул, что привержен идеям развития новых экономических связей между Россией и США и создания новой модели сотрудничества между Россией и НАТО.
Сразу после того, как было сделано это важное политическое заявление, внимание мировой общественности было переключено на Москву, от которой также ждали объявления ее официальной позиции. Однако, как ни странно, первыми на выступление Буша отреагировали власти Швеции. В заявлении министерства иностранных дел этой страны говорится, что принятое американцами решение может "привести к серьезным последствиям" — в частности, "к новой гонке вооружений".


Реакция Москвы
Тем не менее, ответ официальной Москвы не заставил себя долго ждать. Президент России Владимир Путин заявил, что решение руководства США об одностороннем выходе из Договора по ПРО 1972 года не стало неожиданностью для России. "Договор действительно дает каждой из сторон право выйти из него при наличии исключительных обстоятельств", — отметил Владимир Путин. Он подчеркнул, однако, что Россия считает "данное решение ошибочным". По словам президента, Россия "не пошла на настойчиво предлагавшийся США совместный выход из Договора по ПРО и сделала все от нее зависящее, чтобы этот Договор сохранить".
Впрочем, как отметили многие обозреватели, Путин фактически сразу же после заявления американского президента потребовал от США зафиксировать все последние инициативы в области разоружения в новом договоре. "Наряду с проблемой ПРО особое значение в этих условиях приобретает правовое оформление достигнутых договоренностей о дальнейших сокращениях стратегических наступательных вооружений до уровня 1500-2000 ядерных боезарядов у каждой стороны", — сказал в своем заявлении российский президент.
Мало кто из аналитиков считает, что Вашингтон откажется от существенного сокращения стратегических ядерных боеголовок, однако это дело будущего, хотя и самого ближайшего. Внимание обозревателей было приковано к другому, а именно к процедурам и событиям, предшествующим заявлению американского президента. По мнению аналитиков, Кремль был проинформирован о скором выходе США из Договора по ПРО в ходе недавнего визита в Москву Колина Пауэлла. Именно этим объясняется относительно спокойная реакция Москвы на выступление Буша.
Официальное уведомление об одностороннем выходе Соединенных Штатов из Договора по ПРО 1972 года посол США в России Александр Вершбоу вручил первому заместителю министра иностранных дел России Александру Авдееву за час до того, как Джордж Буш выступил со своим заявлением, и за три часа до того, как Владимир Путин появился на телеэкранах с ответным заявлением. Это дало повод многим в России заподозрить президентов в предварительном сговоре. Российская газета "Известия" озвучила мнение, что решение о выходе из Договора по ПРО, по сути, было выработано Путиным и Бушем на техасском ранчо американского президента, где руководители двух стран встречались несколько месяцев назад. Там же была согласована и хронология событий: в высшем российском руководстве знали, что уведомление будет сделано именно 13-го, что последует заявление Буша, а затем — Путина. Хотя, как пишет газета, в этом смысле отсутствие неожиданностей — признак нового качества отношений между двумя странами.


Удар по России или дальнейшее сближение?
Каковы бы ни были предварительные договоренности, если даже предположить, что они действительно существовали, суть вопроса на данном этапе состоит в другом: каковы будут последствия одностороннего выхода США из Договора по ПРО. Здесь мнения обозревателей разделились. Одни считают, что решение Вашингтона может серьезно осложнить российско-американские отношения. "Объявленное решение президента США о предстоящем выходе из Договора по ПРО не предназначалось для того, чтобы оскорбить или нанести удар по России. Но это решение будет иметь именно такие последствия. Во-первых, Договор по ПРО — это главный документ, который связывает Россию с США в области ограничения стратегических вооружений и стабильности. Во-вторых, у США пока нет программы испытания и развертывания системы противоракетной обороны, которая потребовала бы денонсации Договора по ПРО", — утверждает заместитель председателя комитета российской Госдумы по обороне Алексей Арбатов.
Осторожно-тревожные оценки высказывают не только российские, но и западные наблюдатели. По словам ведущего по российскому направлению исследований Фонда Карнеги Эндрю Качинса, "решение Буша — серьезный, хотя и не катастрофический, удар по отношениям между двумя странами. Российское руководство предлагало варианты модификации Договора по ПРО, но взамен Пауэлл привез в Москву предложение Буша об одностороннем сокращении ядерных арсеналов США и режиме проверки этого".
Другие обозреватели не столь категоричны в своих выводах. Специалист по российско-американским отношениям, директор Института США и Канады Российской академии наук Сергей Рогов полагает, что "вопрос о судьбе Договора по ПРО не закрыт". По его мнению, даже внутри администрации США сохраняются довольно острые разногласия по вопросу об одностороннем выходе США из данного Договора. По прогнозу Рогова, уже через четыре месяца — в апреле — президент США Джордж Буш может нанести визит в Россию. Причем, по итогам этого визита может быть подписано новое соглашение по вопросам сокращения стратегических наступательных вооружений.


Кто же в выигрыше?
Российско-американским отношениям вряд ли нанесен серьезный удар. Скорее, сделанный Америкой шаг их и не ухудшил, и не улучшил. В России к подобному развитию событий были готовы уже давно. В конце концов, условия СНВ-3, все еще остающиеся предметом торга между политиками двух стран, имеют гораздо большее значение, чем отживший Договор по ПРО образца 1972 года, — и для России тоже.
Владимир Путин в своем заявлении недаром упомянул о том, что у России есть эффективные средства преодоления любой системы противоракетной обороны (имея в виду, в том числе, баллистические ракеты с разделяющимися боеголовками, сбить которые практически невозможно). Если же задаться вопросом, кто выиграл в данной ситуации, то ответ, увы, однозначен: военно-промышленные круги. Причем, обеих стран.