- Категория
- Финансы
- Дата публикации
Travelex уходит из Украины
Чековая система платежей компании Travelex Worldwide Money , представленная брендами VISA Interpayment и Thomas Cook MasterCard , сворачивает бизнес на территории постсоветского пространства. Единственный конкурент в этом сегменте банковских инструментов American Express с началом нового года превратится в монополиста
Компания Travelex Group (Великобритания) не видит будущего чекового бизнеса не только в Украине, но и в остальных странах Центральной и Восточной Европы. Со следующего года она прекращает распространение дорожных чеков Tomas Cook MasterCard, которые тринадцать лет предлагались населению банковскими учреждениями. Для отечественных держателей дорожных чеков никаких дополнительных проблем в связи с этим не возникнет, и они в любое время смогут их обналичить.
Украинские финансисты считают, что компания была вынуждена сменить стратегию и отказаться от дорожных чеков, так как проиграла борьбу за рынок компании American Express. По оценкам банков, на чеки AmEx приходится около 90% украинского рынка. Это позволило American Express предлагать банкам заметно лучшие условия, чем Travelex, и в итоге "выдавить" конкурента с рынка. Объемы продажи дорожных чеков остаются очень низкими — всего несколько миллионов долларов в год. Главная причина: кредитным организациям, по мнению самих банкиров, интересны более долгосрочные схемы взаимоотношений с клиентами — депозиты, кредиты, пластиковые карты. А просто быть агентами по торговле дорожными чеками им не выгодно. Пришел человек, купил чек и тут же ушел — вот и все дела. Постоянным клиентом кредитной организации такой случайный посетитель вряд ли станет. Поэтому продвижением данного инструмента занимались в основном сами платежные системы. "Если сравнивать объемы продаж этих двух эмитентов, то подавляющее большинство чеков продаваемых на нашем рынке — это чеки American Express. Дорожные чеки испытывают серьезную конкуренцию со стороны других более универсальных банковских инструментов. Вместе с тем, компания AmEx проводит в Украине специальные акции для популяризации своих продуктов, снижая до 0% банковскую комиссию при продаже их физлицам", — рассказал начальник отдела неторговых операций Центра индивидуального бизнеса Укрсоцбанка Святослав Кацалап. Он также отметил, что уход с рынка чековых платежей Восточной Европы такой системы, как Thomas Cook даст определенное преимущество конкурентам, которые сразу же займут ее нишу.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaКроме монополизации компанией AmEx сектора дорожных чеков, банкиры отмечают постепенное уменьшение клиентской базы. По их словам, основными потребителями дорожных чеков в Украине являются физические лица, которые обязаны резервировать определенные суммы в валюте для получения иностранных виз. "Дорожные чеки вытесняются с рынка. Это совершенно неудобный инструмент. Мы предоставляем ее как дополнительную услугу, и она практически невостребована клиентами. Даже если они и покупаются у нас, то часто неиспользованными вскоре возвращаются обратно, — отметил начальник отдела по работе с физическими лицами Донгорбанка Людмила Лобода. — Сейчас происходит много изменений в визовых режимах, и чеки престают быть обязательным условием для открытия виз. К тому же, увеличение с 21 октября разрешенного лимита вывозимой валюты с $6 тыс. до $10 тыс. также не будет способствовать популярности дорожных чеков среди населения". Тем не менее, около 10 лет назад, дорожные чеки были очень востребованы. Предприниматели активно покупали дорожные чеки для большей безопасности своих вояжей за границу. "В середине 90-х они были более чем востребованы, когда наши соотечественники массово перегоняли автомобили из Голландии и Германии. Но с 2000 года пальму первенства перебрал на себя "пластик", — сказала старший экономист ВАБанка Светлана Онищук.
Впрочем, прогнозы зарубежных специалистов относительно рынка дорожных чеков также не совсем радужны. По прогнозам журнала The Nilson Report, объем операций с чеками до 2020 года может сократиться вдвое. Еще более мрачные прогнозы дают британские исследователи. Они полагают, что рынок бумажных чеков к 2020 году вообще исчезнет, ежегодно сокращаясь на 8%. По данным исследований, это единственные платежные инструменты, обороты по которым снижались в течение последнего десятилетия.
Справка
В начале 2001 года Travelex приобрела чековый бизнес Thomas Cook. Последняя выпускала чеки под брендами VISA Interpayment и Thomas Cook MasterСard, которые и перешли в собственность Travelex. Кроме бумажных дорожных чеков, Travelex получила права на распространение и "пластиковых" чеков — VISA Travel Money. И это единственный из вышеперечисленных продуктов, который компания пока сохранит на украинском рынке.