- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
ТРИ КИТА РЕЙТИНГОВОГО БИЗНЕСА
Сегодня в мире есть только три рейтинговых агенства, которые вне конкуренции.
Дать правильную оценку тому или иному явлению, тем более явлению экономического характера, довольно непростое занятие. Но и в этом деле возможно преуспеть, главное — взять на вооружение как минимум два принципа: независимость и объективность. Именно на них построена работа трех китов рейтингового бизнеса — Moody's Investors Service, Standard & Poor's Ratings Services и Fitch IBCA — бизнеса, который оперирует решениями тысяч людей.
Moody's
Знаменитая рейтинговая компания Moody's Investors Service была основана в 1990 году Джоном Муди, когда он опубликовал обзорный отчет Moody's Manual of Industrial and Corporation Securities. Уже через девять лет Джон Муди выпустил свою вторую работу и первый рейтинг железнодорожных облигаций Соединенных Штатов. Примечательно то, что в этой работе впервые была использована ставшая привычной сегодня Ааа-С нумерация, которую взяли на вооружение все рейтинговые агентства, более того, впоследствии она стала мировым стандартом. С самого начала информация рейтингового характера основывалась на независимой оценке, что помогало потенциальным инвесторам более правильно оценить ту или иную ситуацию. Этот фактор также стал ключевым принципом всех рейтинговых агентств. Вплоть до 1970 года Moody's специализировалась на облигациях, однако руководство компании решило расширить сферу своей деятельности и взялась за анализ рынков коммерческих ценных бумаг и банковских депозитов. Именно в 1970 году агентство, как, впрочем, и другие рейтинговые агентства, ввели плату за свои услуги и приступили к составлению рейтингов на заказ той или иной организации или компании.
Сегодня Moody's Investors Service — это огромная компания, владеющая информацией по каждой стране, по каждой отрасли производства и по другим видам экономической деятельности. Что касается сферы услуг компании, то он достаточно широк, однако редко выходит за рамки рейтинговой деятельности, т.е. это составление всевозможных рейтингов — от рейтинга кредитоспособности страны до оценки перспектив государственных облигаций.
Standard & Poor's Ratings Services
Standard & Poor's начала свою деятельность в 1916 году, когда впервые дала свою оценку облигациям. Оценив перспективы и выгоды предоставления независимой информации, компания радикально подошла к принципу независимости и отказалась от государственного мандата и от ведения любой другой коммерческой деятельности, кроме непосредственно создания рейтингов. С 1966 года Standard & Poor's вошла в состав The McGraw-Hill Companies, Inc, ведущей медиа-компании, которая также специализировалась на предоставлении многих финансовых услуг. Однако и в составе новой компании руководство Standard & Poor's не отказалось от своего основополагающего принципа. За годы своей деятельности компании удалось создать в своей области много нового, а именно она стала первооткрывателем рейтинговых принципов и составления самих рейтингов для многих видов финансовых инструментов, таких как коммерческие ценные бумаги, привилегированные акции, заявки на получение ссуд, проектное финансирование и многое другое. Сегодня Standard & Poor's Ratings Services обслуживает более 60 стран через сеть своих контор, в которых работают преимущественно местные специалисты.
Fitch IBCA
Слияние двух рейтинговых компаний Fitch и IBCA дало третье по величине в мире агентство, предоставляющее рейтинговые услуги. С момента слияния компания прочно заняла свое место в рейтинговом бизнесе и составила реальную конкуренцию таким грандам, как Standard & Poor's и Moody's. В частности, с Fitch IBCA сотрудничают более 1 000 банков, 400 компаний, а также агентство обслуживает около 50 стран и с успехом закрепило свои позиции на ключевых американских рынках. Руководство компании одним из первых осознало необходимость тщательного анализа развивающихся экономик, что она, впрочем, успешно и делает, оставаясь признанным лидером именно в этой области. За относительно небольшой период своей деятельности агентство заслужило уважение и, в первую очередь, признание не только многочисленных финансовых и других коммерческих организаций, а также большого количества государственных структур в многих странах, а именно — американской комиссии по ценным бумагам и биржам, организации по государственной рейтинговой статистике (США), а также американского департамента труда, центрального банка Соединенных Шатов. К этому перечню можно добавить министерства финансов Франции и Японии, Гонгконгское монетарное бюро, австралийскую комиссию по ценным бумагам и т.д.
Основные виды услуг, оказываемые рейтинговыми агентствами:
Корпоративные рейтинги |
Общественно-финансовые рейтинги |
Рейтинги финансовых организаций |
Структурные финансовые рейтинги |
Страховые рейтинги |
Рейтинги банковских займов |
Суверенные рейтинги |
Рейтинги ценных бумаг |
o o o o
Евгений ЗЕЛЬЦЕР, ( банк "Украина"):
— Для нас, в принципе, важен не столько сам рейтинг, сколько его динамика. То есть попал в него или, наоборот, вышел. Эти данные нами постоянно анализируются. По моему мнению, у нас нет ни одного объективного рейтинга. Если, например, собрать операторов фондового рынка и проголосовать, то картина скорее всего будет совершенно другая. Кроме того, в наших рейтингах всегда нужно делать поправку на тех или иных людей, компании. Ведь те, кто проводят рейтинговые исследования, могут к ним более лояльно относиться, чем к другим. К тому же очень важна методика, по которой рассчитывается рейтинг. Многие агентства просто не представляют, кто и как работает. Поэтому о стопроцентной объективности не может быть и речи. Нельзя относиться к рейтингам с закрытыми глазами.
Людмила ЖУРАХОВСКАЯ , ( "GPI"):
— Рейтинги для нас прежде всего интересны с точки зрения информации. Данные, которые предоставляют ИАЦ "Д.А.Р", ПФТС, "Бизнес", "Компаньон" обязательно нами просматриваются. Но эти рейтинги нужно использовать в комплексе. Тогда ситуация будет более-менее соответствовать действительности. Исследования, публикуемые международными рейтинговыми агентствами по поводу Украины — это, скорее, пессимистическая оценка. Эти агентства дают информацию с перестраховкой, так как за нее они несут ответственность. С моей точки зрения, Украина заслуживает более высокого уровня в международных рейтингах.
Виталий АЗОЛОВ, ("Корнер Капитал Украина"):
— У нас существует два рейтинга, которые составляют ИАЦ "Д.А.Р" и ПФТС. Каждый из них по-своему субъективен. По моему мнению, рейтинговые исследования ИАЦ "Д.А.Р" более точны. Данные, предоставляемые ПФТС, не отражают реальной картины, так как большинство сделок носят фиктивный характер. Международные рейтинговые агентства не владеют полной информацией. Поэтому рейтинг Украины завышен.
Андрей ЗАЙЦЕВ, ("БИНАКО"):
— Мы вообще не пользуемся никакими рейтингами. В настоящее время просто нет объекта приложения этим исследованиям. Лично у меня к ним достаточно критичное отношение. Нет элементарного краткосрочного прогноза, и в основном предоставляемая информация беспочвенная. Международные рейтинговые агентства просто не могут объективно отразить ситуацию в Украине. Я бы не стал принимать результаты их исследований всерьез.
Сергей ГОРОЛЬСКИЙ, ("ТЕКТ"):
— Из всех рейтингов я бы выделил результаты, предоставляемые ПФТС. Уровень их объективности, если выразить в процентах, составляет 70%. Что касается результатов международных рейтинговых агентств, то динамика присваиваемых Украине рангов вполне соответствует действительности, а их величина — это чисто условное значение.
Александр ВЕРНИГОРА, ( "Сократ"):
— Мое отношение к рейтингам достаточно субъективно. Например, рейтинг ПФТС иногда возглавляют акции, которые потом могут не торговаться. По моему мнению, исследования УАИБ больше соответствуют действительности. Если бы фондовый рынок был активнее, то данные ПФТС были бы более объективными.
Я считаю, что ранг, который присваивают международные рейтинговые агентства Украине, по всей видимости, соответствует действительности.
o o o o