"Турбоатому" найдут аргументы

Министр промполитики Владимир Шандра уверен, что сложности, возникшие при попытках объединения госактивов в энергомашиностроительной отрасли в единую корпорацию, удастся быстро преодолеть. Корпорация, по его прогнозу, заработает уже в первом квартале 2006
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Министр промполитики Владимир Шандра уверен, что сложности, возникшие при попытках объединения госактивов в энергомашиностроительной отрасли в единую корпорацию, удастся быстро преодолеть. Корпорация, по его прогнозу, заработает уже в первом квартале 2006 г., причем в нее войдет "Турбоатом", без участия которого Шандра не видит в ней смысла

Успешный первый пример объединения авиационной промышленности страны в корпорацию "Антонов" вдохновило Минпромполитки активизировать создание следующих промышленных корпораций. Вторые на очереди — энергомашиностроители. С ними быстрого старта не получилось, хотя с момента рождения идеи объединения прошло четыре месяца, ряд сложностей затянули процесс создания корпорации. Однако сегодня министр промполитики Владимир Шандра убежден — она начнет работать в первом квартале будущего года. А следующим объединением станет концерн "Бронетехника", обещает главный промышленник страны.

Пакетное предложение

Пока же министерство усердно готовится сплотить крупнейшие энергомашиностроительные предприятия — "Турбоатом", "Электортяжмаш" и "Харьковский электромеханический завод" (ХЭМЗ). Все три завода находятся в Харькове. Владимир Шандра уверен, что энергомашиностроительная отрасль из-за разрозненности предприятий теряет много заказов — поскольку зарубежный заказчик хочет работать с одной структурой, а не покупать оборудование по частям. "Сейчас все понимают, что отдельно турбину без генератора покупать никто не будет" — отметил министр. Основной целью корпорации, как на внутреннем, так и внешнем рынке является пакетное предложение заказчику полного комплекта оборудования. "Здесь дело даже не в цене, а в сервисе", — заверил г-н Шандра.

Однако создание объединения оказалось весьма проблемным. Поскольку основной участник будущей корпорации — "Турбоатом" — целиком государству не принадлежит. У Фонда госимущества есть только 75,22% акций завода. 14,55% акций владеет швейцарская компания Energy Standard group SA, причастная к Константину Григоришину. Российский бизнесмен является советником представительства акционерного общества Energy Standard group SA в России. Другую часть "Турбоатома" — 8,6% акций — приобрел "Мегабанк". Наличие частников в уставном капитале "Турбоатома" затрудняет вхождение предприятия в государственную корпорацию.

Между тем, Владимир Шандра убежден, что "без "Турбоатома" корпорация не имеет смысла". "Мы ищем варианты, как юридически грамотно решить этот вопрос. Сейчас министерство уже выходит на понимание сторон и на написание устава, который на данном этапе обговаривается", — пояснил "Инвестгазете" г-н Шандра.

Личные амбиции

Еще один тормоз создания энергомашиностроительной корпорации — амбиции руководителей заводов, т.е. ее потенциальных участников. Топ-менеджеры заводов не хотят объединять предприятия, поскольку это ограничит их полномочия. "Из директоров мне еще никто не сказал, что этого не нужно делать. Тем не менее, когда начинаем выписывать устав и собирать подписи, тут возникают проблемы", — сетует Владимир Шандра. Он вспоминает, что похожая ситуация была и с "Национальным объединением "Антонов", которое уже миновало стадию создания и начало успешно работать. А начиналось все с того, что экс-генеральный конструктор АНТК им. Антонова Петр Балабуев в знак протеста против объединения АНТК и менее успешного Харьковского авиационного завода ушел в отставку. Сейчас Владимир Шандра только вспоминает неурядицы, как с руководством, так и с трудовыми коллективами компаний. "Мне удалось переубедить работников предприятий. В результате авиакорпорация работает. Я могу со всей ответственностью сказать, что сейчас самолетов продано на 3 года вперед", — говорит министр. Однако успешный прецедент создания государственной отраслевой корпорации не вполне убедили первого заместителя генерального директора "Турбоатома" Евгения Белинского. "Мы против создания корпорации. Предприятие никогда не согласится стать участником энергомашиностроительной корпорации, ФГИ тоже не пойдет на это", — заверил он. Руководство завода недоумевает, мол, как убыточные предприятия правительство планирует объединить с прибыльным, которым как раз является "Турбоатом". Отметим, г-н Белинский претендует на место в Соцпартии. В избирательном списке в Верховную Раду от фракции Социалистической партии Украины он числится девятнадцатым. Единомышленником г-на Белинского стал лидер Соцпартии Александр Мороз, который выступает против создания энергомашиностроительной корпорации. Лидер партии поддерживает завод "Турбоатома", потому что убежден — убыточные предприятия не должны объединятся с успешно функционирующим.

Министерству придется хорошо постараться, чтоб убедить "Турбоатом" в необходимости объединения. Тем более что министерство уже определилось насчет его формата — это будет корпорация. Однако "Турбоатом" при обсуждении возможности объединения отстаивал его другую форму — консорциум, в котором предприятия сохранят свой статус юридических лиц. Формат, при котором уровень автономности участников будет ниже, "Турбоатому" нежелателен — ведь это грозит ему потерей возможности самостоятельно распоряжаться своими доходами.