- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Ты мне — я тебе
Стратегия харьковской финансово-промышленной группы "УкрСиббанк", направленная на развитие собственного бизнеса через налаживание партнерства с более сильными холдингами, до последнего времени позволяла ей успешно "прирастать" собственностью, не вступая при этом ни с кем в открытое противостояние. Самый свежий пример: в борьбе между группами "Приват" и "ИСД" за контроль над ДМК им. Дзержинского "УкрСиббанку", управляющему госпакетом акций этого предприятия, удалось остаться в стороне. Сейчас на повестке дня группы стоит вопрос партнерства с российским шинным холдингом "Амтел" в борьбе последнего за активы шинного завода "Росава"
Как известно, россияне давно и не слишком успешно борются с украинским Фондом госимущества за право управления белоцерковским шинным заводом "Росава" по собственному усмотрению. Несмотря на то, что "Амтел", в отличие от Фонда, владеет контрольным пакетом акций предприятия, ФГИУ прилагает все усилия к тому, чтобы ликвидировать российско-украинское совместное предприятие и продать "Росаву" единым пакетом. Так, Фонд уже не в первый раз инициировал разрыв учредительного договора, ссылаясь на невыполнение "Амтелом" инвестиционных обязательств. Вследствие частой смены руководства и перебоев в поставках сырья предприятие уже потеряло часть стратегического рынка сбыта в России. Неопределенная ситуация с банкротством ОАО "Росава", через которое украинское приватизационное ведомство владеет 49% акций СП, также значительно повысила риски россиян на этом предприятии.
В начале нынешнего года стало ясно, что без политического прикрытия в Украине "Амтелу" не обойтись. К этому времени "УкрСиббанк" организовал экспансию на еще одно химическое предприятие — черниговское "Химволокно", являющееся основным поставщиком на "Росаву" кордовой ткани для производства шин. По некоторым данным, не без помощи местной администрации и лично мэра Чернигова пакет 75%+1 акция черниговского АО "Химволокно" приобрела компания "Энерготрансинвест". До этого почти 90% акций этого предприятия принадлежали "Амтелу", формирующему собственный шинный холдинг.
По всей вероятности, именно "Химволокно" послужило ценой, которую заплатил "Амтел" за политические связи "УкрСиббанка" и лично Александра Ярославского, который, как известно, вхож во многие правительственные кабинеты, а также достаточно близок к Президенту Леониду Кучме. Уже в марте нынешнего года "Амтел" и "УкрСиббанк" подписали соглашение о стратегическом партнерстве, результатом которого должны стать совместные инвестиции в предприятие и решение проблем сбыта продукции. При этом очевидно, что харьковчане вступили в такой союз исключительно в расчете на определенные экономические дивиденды. Не исключено также, что в случае приватизации ОАО "Росава" (конкурс объявлен Фондом на прошлой неделе) "УкрСиббанк" станет не только партнером "Амтела", но и совладельцем белоцерковского завода.
Комментарий
Как сообщил российским "Ведомостям" президент холдинга "Амтел" Судхир Гупта, его компания твердо намерена участвовать в конкурсе по продаже государственного пакета "Росавы".
— Интерес к "Росаве" у нас сохраняется, но брендовую продукцию мы пока на "Росаве" производить не можем. Для этого необходимы инвестиции в модернизацию производства. Там у нас возникает много проблем, связанных с качеством и себестоимостью продукции. Сегодня производить шины в Кирове и Воронеже дешевле, чем в Украине, поскольку там нет сырьевых производств и сырье приходится закупать по мировым ценам.
— У вас нет планов продажи "Росавы"?
— У нас есть планы покупки госпакета акций этого предприятия.
— Но покупка этого пакета не решает вопрос стоимости сырья, проблемы таможенных пошлин, которые делают невыгодным экспорт шин в Россию.
— "Росаву" можно развивать и без ориентации на Россию. Украинский рынок тоже достаточно емкий. Кроме того, шины с "Росавы" можно поставлять в ближнее зарубежье.
— Какова стратегия "Амтела" в отношении сырьевых предприятий комплекса?
— Мы уже продали завод "Черниговское химволокно", который дублировал производство в Кемерове и являлся его конкурентом. "Химволокно-Амтел Кузбасс" мы хотим сохранить в составе холдинга. Сейчас этот завод обеспечивает потребности в кордовой ткани большинства отечественных шинных заводов.