Уход за коллекцией

Неспроста коллекционеры называют свое собрание детищем. За ним, как за маленьким ребенком, нужен тщательный и добротный уход
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Неспроста коллекционеры называют свое собрание детищем. За ним, как за маленьким ребенком, нужен тщательный и добротный уход

Нумизматика

Обидно, когда из-за недостатка знаний коллекционер, пытаясь очистить монету от слоя грязи и следов окисления, только портит ее. Проще всего удалить грязь. Ее можно снять промыванием в теплой мыльной воде с использованием мягкой кисточки. Причем этот способ подходит абсолютно для всех монетных металлов.

С окислением сложнее. В данном случае приходится учитывать характер металла. Если это золото, то достаточно промывания в теплой мыльной воде. Если же серебро, то желательно знать пробу монетного сплава. Серебро не ниже 625-й пробы очищают специальным средством — зильбертаушбадером. Также можно использовать раствор нашатырного спирта или кислого фиксажа, применяемого фотолюбителями. Низкопробное серебро можно очищать путем погружения на несколько часов в лимонный сок. Но во всех случаях очистки серебра самым простым и доступным средством является протирание монеты кашицей из питьевой соды. Серебряные монеты погружают в раствор таким образом, чтобы они не лежали плотно на дне или одна на другой. Время от времени их нужно переворачивать. После полного удаления налета монеты нужно протереть мягкой тряпочкой.

Все медные монеты моют в теплой мыльной воде. Самый простой способ — погружение их в 5-10%-ный раствор уксусной кислоты. Подойдет и простой столовый уксус. В зависимости от состояния, размера и вида налета монеты должны находиться в растворе от нескольких минут до нескольких часов и даже дольше. Их также следует укладывать, переворачивать и протирать, как и в случае с серебряными монетами.

Особенно осторожного подхода требуют железные и цинковые монеты. Для их очистки рекомендуется промывание в разбавленной соляной кислоте с последующей обработкой щеткой из латунной проволоки. С этих типов монет необходимо очень аккуратно, кончиком ножа или скальпеля удалить ржавчину и белесый налет. На следующем этапе очистки хорошо помогает энергичное трение монеты о кусок сукна или войлока. Чеканки из свинца, олова или алюминия не рекомендуется очищать с использованием химикатов. Незначительные следы загрязнения можно удалить так называемой стеклянной щеткой. Хорошо помогает трение о войлок или сукно.

После очистки монет из любого металла необходимо их обильно промыть в теплой и холодной воде, чтобы предотвратить повторные повреждения поверхности.

Живопись

Картины лучше протирать чистой фланелью, чистить пылесосом с мягкой щеткой или сметать пыль специальной метелкой (но ни в коем случае не мокрой тряпкой). Не стоит забывать делать это и с оборотной стороны. При более углубленной чистке используется средство антимоль, по всему объему гобелена добавляется также подкладка из хлопка, что позволяет распределить вес гобелена и таким образом избежать распускания шелка и ворсования. А потускневшие позолоченные рамы заблестят как новые, если протереть их фланелью, смоченной в слабом спиртовом растворе.

Для реставрации полотна лучше обратиться к профессионалам. Гобелены реставрируются по правилам, принятым в искусстве реставрации живописи, старинных тканей и ковров. Нередко стоимость реставрации превышает стоимость самой покупки.

Фарфор и керамика

Чтобы сохранить фарфор и керамику, желательно как можно меньше их беспокоить. Самое надежное — хранить вещи в застекленной витрине, что защищает их от пыли и повреждений. Фарфор и глиняная посуда сохраняются дольше, если их положить на несколько часов в холодную воду, а затем прополоскать в горячей. Еще лучше глиняную посуду, наполнив до краев холодной водой, поставить на огонь и после нагревания медленно охладить. Хрупкая глазурь таким образом укрепляется.

Если же, несмотря на все предосторожности, предмету будет нанесено повреждение, ищите профессионального реставратора, ибо склеивание (особенно если это посуда) требует опытности, иначе черепки можно легко сдвинуть. В случае, если обратиться к специалисту нет возможности, необходимо пользоваться быстросохнущим и в то же время хорошо растворимым клеем. Его легко будет без остатка удалить с места поломки, если черепки плохо совпадут.

Старинные открытки

Довольно часто дошедшие до нас старые открытки находятся в неудовлетворительном состоянии. От времени или плохого обращения страдают их уголки; иногда они лишены верхнего слоя, иногда оторваны или надломлены.

При значительных повреждениях верхнего слоя на углах рекомендуется предварительно загрунтовать эти места цинковыми белилами или другими прочными красками. Цвета грунтовки должны соответствовать общему цвету и тону открытки. Гуашь хорошо заполняет трещины, проколы или неровные места. Если верхний слой на углах открытки затронут неглубоко, можно обойтись без грунтовки. Достаточно закрасить угол акварелью или гуашью. Иногда углы открыток бывают надорваны — прямо или наискось. При прямом разрыве угол следует осторожно подклеить бумагой. При надрыве наискось вдоль слоев бумаги, из которых склеена открытка, достаточно подклеить края разрыва. Клей при реставрации открыток нужно употреблять декстриновый. Его можно долго хранить: во избежание плесени подбавлять немного формалина, а при засыхании разбавлять теплой водой.

Можно также пользоваться рыбьим клеем или обыкновенным крахмалом. Химические сорта клея, особенно канцелярские, постепенно съедают краски, а казеин впоследствии дает потемнение. Не рекомендуется держать открытки или старинные фотографии в полностью заполненных старинных альбомах. В них применялась плохая зеленая или черная бумага, которая пропечатывается на уголках. Если даже потом использовать альбом высшего качества, гладкая бумага уже не может исправить темный налет на углах открыток.

Главные враги бумаги — огонь (пожар), вода или влажность, грязь, солнечный свет. Открытки могут быть неплохо защищены в прохладной, сухой и темной коробке. Сохраняйте при хранении открыток 50-65%-ную влажность; при слишком низкой влажности бумага становится ломкой, при слишком высокой растут микроорганизмы. Высокая температура (например, возле батарей) также причиняет открытке вред. Не стоит размещать экспонаты в местах прямого попадания солнечных лучей.

Сохранность

Если вы собираетесь хранить коллекцию дома, приобретите добротный сейф. Другим достойным вариантом является аренда ячейки в банке. Можно обратиться и в музейное хранилище. Сейфы здесь предоставляются для хранения на любой удобный срок. Плата за хранение взимается в зависимости от срока и размера сейфа. Кстати, за последние годы 67% краж совершено из частных коллекций, 27,6% — из культовых сооружений и только 4,5% — из музеев.

По данным антикварных салонов.

Самые дорогие предметы искусства, проданные на аукционах

Предметы искусства

Цена

Картина Пабло Пикассо "Мальчик с трубкой"

$104,168 млн.

Картина Винсента Ван Гога "Портрет доктора Гаше"

$82,5 млн.

Картина Айвазовского "Исаакиевский cобор в морозный день"

1 млн. фунтов стерлингов

Коллекция из нотных рукописей симфоний Вольфганга Амадея Моцарта

$4 млн.

Рукопись речи Авраама Линкольна, которую он произнес 11 апреля 1865 года из окна Белого дома

$3,1 млн.

Письмо Альберта Эйнштейна президенту США Франклину Рузвельту о принципиальной возможности создания ядерного оружия

$2,1 млн.

Рукопись романа "Дракула" Брэма Стокера

$1,5 млн.

Марсель Пруст. Гранки романа "В поисках утраченного времени" с правкой автора

$1 млн.

Икона Николая Чудотворца

28 тыс. фунтов стерлингов

Источник: собственная информация