"Украина — это не ЕС, даже не Литва, и мы рисковали"

"Украина — это не ЕС, даже не Литва, и мы рисковали" — говорит Гитанас Науседа, советник президента Vilniaus Bankas, коммерческого банка Литвы, купившего контрольный пакет украинского банка "Ажио". Новые собственники украинского банка "Ажио" говорят о том

"Украина — это не ЕС, даже не Литва, и мы рисковали" — говорит Гитанас Науседа, советник президента Vilniaus Bankas, коммерческого банка Литвы, купившего контрольный пакет украинского банка "Ажио". Новые собственники украинского банка "Ажио" говорят о том, что сейчас наиболее благоприятный момент для выхода иностранных банков на украинский рынок. Экспансия западных финансовых институтов приведет, по мнению г-на Науседа, уже в ближайшие годы к резкому падению процентных ставок

— Насколько значительной для вашего банка была сделка по покупке украинского банка?

— Возможно, сумма нашей инвестиции и не настолько значительная, но она превышает весь совокупный объем инвестиций Литвы по данным на конец прошлого года. Мы заплатили недешево, но цена была для нас хорошей. Общая сумма сделки составляет около 80 млн. лит (2,6 лит = $1 — ред.). Vilniaus Bankas несколько рисковал, выходя на украинский рынок. Банк приходил в Украину еще до президентских выборов, а итог их в то время был далеко не ясен.

— У вас были два разных прогноза развития банка в зависимости от того, кто победит на выборах?

— Мы, конечно, учитывали оба варианта, но верили, что даже если победит Виктор Янукович, Украина не отойдет от рыночной экономики. Конечно, в этом случае, возможно, были бы другие торговые и экономические приоритеты, но Украина оставалась бы интересной страной с рыночной экономикой.

— Победа Ющенко что-то для банка меняет?

— Сейчас ситуация более благоприятна, так как Украина начинает интегрироваться в ЕС, хотя это и займет очень много времени. Но все-таки так или иначе вы хотите сотрудничать с ЕС, и это очень привлекательно. ЕС для нас не что-то третье — ЕС это уже мы. Надеемся, что с приходом нового Президента действительно будет проводится курс на отмежевание коммерции от политики. Немного настороженно мы относимся к планам ренационализации украинских компаний. Но все-таки, может, действительно не все было ясно и чисто при продаже этих предприятий. Конечно, если реприватизация будет иметь масштабный характер, это повысит неопределенность экономической и политической ситуации в Украине. Но в этом случае решать все-равно будет правительство, и как будет — так и будет. Нас в любом случае это не коснется: мы купили банк, который не был приватизирован. Он начинал свою работу с нуля, так что реприватизационных процессов мы не боимся.

— Почему Vilniaus Bankas выбрал Украину? Вы предварительно с кем-то советовались?

— Мы встречались с представителями скандинавского бизнеса. Они в один голос говорили, что действительно в Украине есть проблемы, однако рынок очень перспективный. Приведу вам пример прихода на литовский рынок скандинавских и немецких банков. Обе стороны были заинтересованы в инвестициях в финансовый сектор Литвы, но подход они избрали разный. Скандинавские банки инвестировали тогда, когда волна подъема сектора только начиналась и уровень риска оставался очень высоким. А немецкие банки ждали, пока стабилизируется финансовое положение в стране. И просчитались. Скандинавские банки сделали инвестиции именно тогда, когда было нужно, и сорвали весь куш. А потом немецким банкам пришлось осваивать то, что уже было хорошо освоено. И мне не раз приходилось слышать от немцев, что они просчитались в Литве. Конечно, банки Германии достаточно мощные и сейчас в состоянии купить тот или иной литовский банк. Но это уже будет дорого, и самый хороший момент для таких покупок был упущен. И мы не хотели в Украине совершить такую же ошибку.

— Вы успели ее не совершить?

— Мы приходим в Украину, т. к. думаем, что то, что происходило в Литве последние 5-6 лет, будет наблюдаться и в Украине. Сейчас мы видим большой рынок, который мало насыщен финансовыми услугами. Это несколько напоминает ситуацию в Литве после российского финансового кризиса в 1999 г., когда положение в финансовом секторе была далеко не завидным. Однако после этого у нас начался такой спурт, что от иностранных инвесторов просто не было отбоя. Именно в это время наш скандинавский инвестор SEB сделали инвестицию в Vilniaus Bankas, и очень своевременно, поскольку прибыльность наших банков в то время была просто рекордной. Сейчас, конечно, повышать прибыльность гораздо сложнее, но мы работаем довольно эффективно. Поэтому думаем, что сейчас и в последующие годы в Украине будет происходить такой же процесс.

— Что это будет за процесс?

— Начнет повышаться спрос на финансовые услуги, и не только со стороны предприятий, но и со стороны населения. Речь идет об ипотечных кредитах, платежных карточках, лизинговых услугах. Предоставление этих услуг сейчас в Украине делает только первые шаги, и процентные ставки очень высокие, не позволяющие населению активно брать кредиты. Пока это очень дорого, но я думаю, что через несколько лет ставки упадут более чем значительно.

— С чего банк начнет свою работу в Украине?

— На начальном этапе своей работы мы будем привлекать внимание литовских и скандинавских предприятий, работающих здесь. Они уже сейчас проявляют к нам интерес хотя бы потому, что им знакомо имя нашего банка. В будущем мы будем активно привлекать и украинских клиентов.

— Не боитесь конкуренции на украинском рынке?

— Уровень конкуренции в Литве еще больше. В Украине много маленьких банков, которые не могут осуществлять крупных проектов, т. к. у них маленькая ресурсная и кредитная база. Наш банк имеет неограниченную базу кредитных ресурсов и может выдавать их на любых условиях. Но ваш рынок не насыщен, и потенциал его очень большой.

В Литве мы можем говорить, что рынок только насыщается, да и то последние 3-4 года кредитный портфель Vilniaus Bankas растет по 30-40% в год. Это говорит о том, что и на литовском рынке не прекращается мощное развитие банковского сектора. А у Украины потенциал этого сектора куда больше литовского. В такой маленькой стране как Литва работает 10 коммерческих банков, где преимущественно преобладает иностранный капитал, и три филиала зарубежных банков. В принципе подобное количества банков — это много для такого рынка, как Литва, и конкуренция здесь настолько большая, что даже в некоторых случаях процентные ставки упали ниже ставок в Западной Европе. Сегодня в Литве ипотечные кредиты дешевле, чем в Германии.

— Почему вы остановились на банке "Ажио"?

— Банк "Ажио" небольшой, с надежным менеджментом и, как нам показалось, достаточно транспарантный, без "черных" пятен или связей. Конечно, сделка совершалась не очень быстро. Мы ездили не один раз в Украину и изначально не знали, какой именно банк для нас интересен. Сначала приезжали просто посмотреть, что вообще сегодня представляет Украина. Преимущественно ездили в Киев, а Киев — это не вся Украина, но все-таки мы были поражены, как выглядит ваша столица, как все чисто, какие инвестиции в городскую инфраструктуру уже сделаны. Может, вы скажете, что все это сделано для дурачков из-за границы, чтобы они смотрели на Киев и вкладывали сюда свои деньги.

Мы не такие наивные и прекрасно замечаем и нехорошие вещи.

— И какие вещи вы замечаете?

— Это слишком большая связь коммерческих и политических структур, коррупция и т. д. Но где этого нет. Во всем мире это есть. Учитывая то, что Украина — это не ЕС и даже не Литва, то, естественно, мы рисковали, выходя на ваш рынок. Но если не рисковать — не будет большой прибыли.

Нам, самому крупному коммерческому банку Литвы, становится немножко тесно на домашнем рынке и хочется попробовать свои возможности и на других рынках.

Мы пришли сюда на хорошей волне.