Украина теряет Приднестровье

Процесс урегулирования приднестровского конфликта опять грозит зайти в тупик. Россия как одна из ключевых сторон переговоров вынула на поверхность так называемый "план Козака" от 2003 года, предлагая именно его в качестве основы для подписания мирного дог
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Процесс урегулирования приднестровского конфликта опять грозит зайти в тупик. Россия как одна из ключевых сторон переговоров вынула на поверхность так называемый "план Козака" от 2003 года, предлагая именно его в качестве основы для подписания мирного договора между Молдовой и Приднестровьем

На сторону России встала ОБСЕ, представитель которой заявил, что "план Ющенко", ранее одобренный всеми сторонами переговорного процесса, придется корректировать с учетом российских предложений. Президенту Ющенко и лидеру Приднестровья Игорю Смирнову пришлось даже на прошлой неделе провести экстренную встречу за закрытыми дверьми в Киеве. В 2007 году, когда в Киеве будет проходить ежегодная сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ, Украине придется отчитаться о проделанной работе по урегулированию приднестровского конфликта. До недавнего времени существовала твердая уверенность, что этот отчет станет чуть ли не триумфом украинской дипломатии, сумевшей справиться с возложенной на себя задачей обеспечить стабильность и безопасность в отдельно взятом регионе. Для украинского руководства разрешение приднестровского конфликта является первым серьезным шансом доказать свою состоятельность выступать на международной политической арене активным и полезным игроком.

Украина со всей ответственностью подошла к взятой на себя миссии, разработав семиэтапную программу урегулирования конфликта, вошедшую в историю как "план Ющенко". План впервые был представлен на апрельском саммите ГУАМ в Молдове, и впоследствии в той или иной форме одобрен всеми сторонами, задействованными в урегулировании конфликта. Самое главное, что и переговорщики со стороны Российской Федерации, всегда занимавшей принципиальную позицию в приднестровском вопросе, вроде бы согласились с украинскими инициативами.

Тем не менее, в июне глава приднестровского Верховного Совета Григорий Маракута заявил, что Россия в ближайшие месяцы собирается представить свой план урегулирования конфликта. Данный план, по информации Маракуты, будет основан на так называемом "Меморандуме Козака", условия которого в 2003 году приняли и Кишинев, и Тирасполь. Позже, однако, в том же 2003 году молдавский президент Владимир Воронин отказался от выполнения этого соглашения. Стоит напомнить, что "меморандум Козака", названный так в честь его автора, бывшего замглавы администрации президента РФ Дмитрия Козака, предполагал создать из Молдовы и Приднестровья федеративное государство.

В отличие от "меморандума Козака", "план Ющенко" предполагал придать Приднестровью "специальный статус" территории в составе Молдовы, оставляя при этом Кишиневу и Тирасполю самим определиться с политическими параметрами данного статуса.

Предположения Маракуты о новых инициативах Кремля подтвердили в начале июля и представители ОБСЕ, которая, наряду с Россией и Украиной, также выступает посредником в урегулировании конфликта, заявив о возможности совмещения "плана Ющенко" с "меморандумом Козака".

Потеря инициативы

Уже сама вероятность совмещения этих двух принципиально разных документов вносит большую неопределенность в процесс урегулирования конфликта. Во-первых, сама процедура пересмотра базового соглашения, соответствующих консультаций всех заинтересованных сторон займет немало времени. Минимальный срок — это 2-4 месяца. Во-вторых, пока Россия не представила свои предложения, остается неизвестным, насколько кардинально они меняют "план Ющенко". Вполне возможно, что от украинского документа может остаться только одно название и общие положения, в которых отмечается демократичный характер тех или иных политических преобразований. В-третьих, сегодняшнее напряжение, возникшее в российско-украинских отношениях, не пойдет на пользу быстрому достижению консенсуса в ходе обсуждения новых предложений по мирному договору. Не исключено, что Украина может "отдать" ряд своих приднестровских инициатив в обмен на смягчение позиций России в абсолютно других сферах взаимоотношений (например, ради урегулирования газового вопроса, или других подобных острых тем).

Иными словами, Украина потеряет инициативную позицию в процессе обеспечения мира и стабильности в регионе, чем докажет свою несостоятельность ведения сложных миротворческих переговоров. Инициатива в этом случае перейдет на сторону России и ОБСЕ, у которых, помимо внешнеполитических амбиций, существует свой непосредственный интерес к такой территории, как Приднестровье.

У ОБСЕ, выступающей от имени Европейского Союза, есть желание ликвидировать "серое пятно" в виде нелегитимного территориального образования прямо возле своей границы (если учитывать, что Румыния вступит в ЕС в 2007 году). Территория, которая никак не может быть проконтролирована, уже постепенно превращается в центр преступной деятельности, что в будущем чревато большими проблемами для ЕС и региона в целом. В Приднестровье воцарились транснациональные преступления, создалась хорошая база для контрабанды оружия, наркотиков, торговли женщинами и детьми. Кроме того, такое положение выгодно и международным террористическим организациям, которые используют Приднестровье в качестве базы, как подготовки, так и хранения оружия.

Российский интерес напрямую связан с пребыванием в Приднестровье военного контингента этой страны. В данный момент на территории Приднестровья находится около 1,5 тыс. российских военнослужащих. Данные о российском присутствии в республике исходят от представителей Минобороны РФ. Кроме того, на территории ПМР действует еще и "скрытая" российская военная сила — незаконная приднестровская армия, официально насчитывающая 8 тыс. человек и образованная путем передачи оружия и перевода военнослужащих из бывшей 14-й армии Российской Федерации. Эти вооруженные силы и являются стопором в скорейшем разрешении конфликта. Молдова настаивает на преступном характере их деятельности и считает, что их дальнейшую судьбу должен решать военный трибунал. Приднестровская сторона выступает за легализацию своих военных в составе единой молдавской армии и видит в этом шаге гарантии неприкосновенности своей и без того шаткой автономии.

Переговоры Президента Виктора Ющенко и лидера Приднестровья Игоря Смирнова, прошедшие в конце прошлой недели не внесли ясности в создавшуюся ситуацию вокруг проблемы урегулирования конфликта. Официальные комментарии к этой двусторонней встрече, прозвучавшие из уст секретаря СНБО Петра Порошенко и заместителя министра информации Приднестровья Светланы Антоновой, также не дали новой информации. Пока очевидно одно: 15-летний конфликт, унесший жизни полторы тысячи людей, невозможно решить с помощью красивых деклараций.