Украинцы полюбили сделки репо

Сделки "репо" дают возможность одним компаниям получить кредит под низкую ставку, не имея кредитной истории, а другим — заниматься кредитованием, не имея банковской лицензии
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Сделки "репо" дают возможность одним компаниям получить кредит под низкую ставку, не имея кредитной истории, а другим — заниматься кредитованием, не имея банковской лицензии

Объем операций "репо" в Украине стремительно растет. Правда, оценить общий объем рынка эксперты не берутся. Одни называют сумму в $20-40 млн. в год, другие — несколько сотен тысяч долларов. Если ранее сделки "репо" применялись исключительно как финансовый инструмент между профессионалами фондового рынка, то сегодня их чаще используют для краткосрочного кредитования предприятий и различных схем внутригруппового перераспределения финансовых потоков, практикуемых холдингами в целях налогового планирования.

Залог популярности

Термин "репо" происходит от английского repurchase agreement — соглашение об обратном выкупе — и в строгом смысле относится только к операциям с ценными бумагами. Схема "репо" представляет собой сделку, состоящую из двух частей. По первому соглашению одна сторона продает другой ценные бумаги, одновременно принимая на себя обязательства по выкупу этих ценных бумаг через определенный срок по установленной цене. Этому обязательству по выкупу соответствует встречное обязательство другой стороны — по продаже бумаг. Все это может быть зафиксировано в одном документе — договоре "репо". В отличие от похожей на нее сделки "своп", "репо" содержит встроенный механизм кредитования. Он может быть прописан явно — в виде процентов по кредиту, который получает сторона, предоставляющая контрагенту деньги, или неявно — в этом случае цена обратного выкупа превышает цену продажи бумаг.

Фактически это старый добрый заем под залог, только стоимость ссуды определяется как разница между ценами выкупа и продажи. Но есть и одно принципиальное отличие. Дело в том, что при "классическом" кредитовании залог остается в собственности должника и может перейти к кредитору исключительно по решению суда. Для банка это значительный риск, поэтому, принимая решение об обычном кредите под залог, он долго оценивает платежеспособность клиента. А при сделке "репо" — никаких хлопот с обеспечением: кредитор сразу становится владельцем заложенного имущества и имеет полное право его продать, если другая сторона вовремя не внесет выкуп. В договорах "репо" обычно указывается два вида активов: ценные бумаги или высоколиквидные товары.

Поэтому кредиторам не нужно тратить время на изучение всей подноготной клиента — главное, чтобы у него был "ходовой" актив. Отсюда все преимущества "репо": в этом случае ссуда на 6-8% годовых дешевле аналогичного кредита на такой же срок под то же обеспечение, оформляется она несравнимо проще и доступна всем. В том числе и компаниям с плохими финансовыми показателями или значительной задолженностью, которые никогда бы не получили одобрения банковских кредитных комитетов. Кредитором при сделке "репо" может выступить кто угодно: банк, инвестиционная контора или вообще любая фирма, в чьем уставе есть пункт о финансовой деятельности. Правда, подобные сделки всегда краткосрочны, поскольку с ценными бумагами сложнее предсказывать справедливую цену выкупа.

Классическое "репо"

Операции "репо" с наиболее ликвидными акциями и облигациями — практика почти всех профессиональных участников рынка. В коротких, иногда внутридневных сделках деньги и ценные бумаги почти равноправны: в зависимости от ситуации участнику рынка может понадобиться как одно, так и другое. В "репо" также можно оформлять долгосрочную часть портфеля, если есть возможность разместить полученные деньги по ставке, хотя бы ненамного превышающей ставку кредита. С другой стороны, кредит по схеме "репо" под залог ценных бумаг высокого инвестиционного качества является одним из способов получения кредита по низкой ставке для любого заемщика, надежность которого вызывает у банка сомнения, так как кредитный риск в этом случае полностью заменяется риском покрытия.

На стабильно растущем рынке (к примеру, на рынке еврооблигаций), используя схему "репо", можно получить сверхдоходность. Продав бумаги с достаточно низким дисконтом, можно снова пустить деньги в оборот, например, снова вложить их в этот сектор рынка. Эту операцию можно проделать несколько раз, построив "пирамиду", которая является "сходящейся". Перед закрытием последней из заключенных сделок "репо" можно продать последнюю порцию бумаг на рынке и пройти по цепочке в обратном направлении, каждый раз выкупая бумаги по "старой цене". Схема работает в том случае, если цены бумаг на рынке растут темпом, превышающим ставку кредита. К слову, еврооблигации в последние пять лет росли на десятки процентов в год. Ситуация становится не такой простой, если рынок начинает резко падать. Но при заключении долгосрочных сделок стороны обычно предусматривают различные способы страхования.

В среднем рыночные условия сделок "репо" по акциям составляют 7-8% годовых в валюте при 25-40%-ном дисконте, по евробондам ставка "репо" составляет LIBOR + 2,5-3,5% годовых при дисконте 15-25%. Например, если клиент получает в кредит 80% от стоимости еврооблигации, которая в момент заключения сделки котировалась по номинальной стоимости, то при снижении ее цены до 90 процентных пунктов от номинала он обязан внести деньги для того, чтобы восстановить прежний уровень дисконта. При росте цены он получит дополнительные средства. Обычно контрагенты предусматривают такие ситуации, и сторона, риск которой возрастает, получает соответствующее покрытие по страховому депозиту.

Товар уходит в залог

Сделки с товарным "репо" являются реальной необходимостью для большинства торговых и перерабатывающих компаний сельскохозяйственного сектора. Практически все из них заинтересованы сделать основные закупки сырья в период урожая. Например, оборотные средства такого предприятия покрывают объем, который оно может перерабатывать на протяжении четырех месяцев. Купив это количество и заложив его по той или иной схеме, оно получает средства для того, чтобы обеспечить себя сырьем еще на три месяца. Разумеется, есть теоретическая возможность взять кредит в банке под залог. Но в случае невозврата кредита процедура с описанием имущества и привлечением судебных приставов относительно длительная. Даже если стороны прописывают, что реализация производится во внеконкурсном порядке, с момента отказа должника от выполнения обязательств до получения средств проходит не менее месяца. Между тем этот же товар собственником может быть продан в течение двух часов. Поэтому более жизнеспособной опять-таки является схема с переходом прав собственности.

При товарном "репо" предприятие может рассчитывать на условия, которых не предложит ни один банк. Дело в том, что банки, кредитующие предприятия по классической схеме и принимающие в залог сырье, материалы, готовую продукцию, не являются профессиональными игрокам на товарных рынках. Поэтому залог они стараются продисконтировать по максимуму — до 30-40% стоимости товара без НДС, а суммарный дисконт может составлять и до 50% стоимости залога. В то время как компании, специализирующиеся на товарном "репо", имеют отделы управления рисками, в чьи обязанности входят и постоянные контакты с потенциальными покупателями и продавцами товаров на этом рынке. Иными словами, они сами готовы заниматься реализацией товара, а это сильно влияет на ставку и на дисконты.

Для компаний товарное "репо" — реальная возможность получить достаточно дешевые короткие деньги под залог товаров, в этом случае ставка равняется 10-15% годовых в национальной валюте. Банки кредитуют в долларах, цена товара фиксируется в долларах, поэтому возникают валютные риски. При падающем долларе этот риск для заемщика оборачивается выигрышем: при номинальной ставке в 14% эффективная гривневая ставка может превратиться в 6-9%.

В течение срока действия договора заемщик постепенно выкупает свой товар по цене продажи, увеличенной на надбавку. "Маржа" в этом секторе сделок имеет сложную структуру. Ее "ядро", естественно, составляет неявный процент за кредит. Кроме того, в нее входят расходы по хранению и страхованию товара в пользу нового собственника и налог на имущество. Работая по этой схеме, клиент может забирать товар со склада на переработку или продажу, завозить новые партии. Он должен только поддерживать неснижаемый остаток, который юридически ему не принадлежит. Поэтому возникает еще одна необходимая статья — оплата труда сюрвейера, специального наблюдателя, который также следит за условиями хранения товара и его качеством, и она также ложится на плечи клиента.

Впрочем, все эти затраты — естественная составляющая его деятельности. Тем более их пришлось бы аккуратно оформлять при получении кредита по залоговой схеме. В сделке товарного "репо" эти издержки формально переносятся с его баланса на баланс контрагента. А экономически для клиента она ничем не отличается от кредита под залог товара. Исключение составляет только уплата НДС на разницу суммы продажи и выкупа.

Если исключить проценты за кредит, то величина надбавки к цене при обратном выкупе товара в среднем составляет от 1 до 4% годовых. Ясно, что чем больше объем финансирования, тем меньше удельный вес себестоимости этой схемы для клиента. Финансирование в этом секторе носит ярко выраженный сезонный характер — договоры заключаются, как правило, на срок от трех до девяти месяцев. Самый ходовой товар прошлой осени — пшеница и подсолнечник.

Риски

Любые сделки "репо" относятся к операциям с повышенным риском, главная опасность которых — невыполнение второй части сделки. Это нечестно, зато очень соблазнительно. Тем более что сделки подобного рода не защищены законом. Такое случается, если котировки акций или цена товара за период сделки возросли настолько, что временному владельцу будет интереснее оставить их у себя, нежели продать обратно по оговоренной низкой цене. И наоборот: если активы подешевели, должник не захочет их выкупать, потому что для него это прямой убыток. Наконец, у должника просто может не оказаться денег, чтобы выкупить заложенное имущество, и он потеряет залог. Впрочем, риск остаться без залога при "репо" гораздо выше, чем при прямом общении с банком.

Однако способы, позволяющие защититься от риска невыполнения второй части сделки, есть. Они не регламентированы в законах, и их нужно оговаривать в каждом конкретном договоре. Скажем, устанавливать штрафные санкции за невозврат подорожавших ценных бумаг или за отказ от выкупа бумаг, если они "просели" в цене. А самый простой и распространенный способ защиты от финансовых потерь — дисконт. В сделках "репо" ценные бумаги обычно учитываются с дисконтом к рыночной цене в 20-40% на три месяца. Более тонкие механизмы — досрочное закрытие сделки при резком колебании цен и компенсационные взносы. Суть в том, что в случае "просадки" цен на товары или акции одна из сторон добавляет денег или активов, чтобы восполнить падение.

Отдельный риск связан с дивидендными выплатами. Даже на организованном рынке ценных бумаг владелец акций, получивший на них права по сделке "репо", нередко присваивает дивиденды и пользуется правом голоса по акциям, и с этим ничего нельзя сделать, поскольку закон устанавливает права акционеров на дивиденды. По международным правилам дивиденды нужно возвращать первичному владельцу. В Украине же на фондовом рынке существуют доверительные соглашения между отдельными брокерами о возвращении дивидендов, однако в законах их возврат не регламентирован.

Сегодня сделки "репо" из-за своих уникальных особенностей закрывают нишу "мгновенных" и дешевых ссуд под залог, где традиционные процедуры кредитования не работают. Но когда компания выбирает между кредитом и "репо", нужно учитывать, что кредит дороже и сложнее в оформлении, зато регламентирован законодательно; "репо" значительно дешевле и оперативнее, но предприятию могут не вернуть деньги или лишить его залога, если оно задержит выплату. Единственный надежный способ защиты от рисков, связанных с "репо", кропотливо работать над договорами, использовать компенсационные взносы, штрафные санкции, условия досрочного закрытия сделки и другие механизмы управления рисками. Потому что нет ни одного закона, который бы оговаривал это.

Мнение

Дмитрий Носов, независимый эксперт:

— Так называемые сделки "репо" на товарных рынках — это кредитование под обеспечение только товарами в обороте. Подобные схемы — обычная практика работы на развивающихся рынках, там, где не развита банковская система, а заемщики часто не имеют кредитной истории. От классического "репо" здесь остался только переход прав собственности, с точки зрения технологии — это две товарные операции. Инструмент достаточно сложный по продвижению, поскольку сделка жестко структурируется, начиная от договорной базы и заканчивая полным экономическим расчетом. Сложность реализации сделки и является основным минусом для клиента. С другой стороны, это, наверное, единственная возможность привлечь финансирование в необходимых объемах при отсутствии иного обеспечения.

Очень важно, что при реализации такого рода финансирования банк фактически выступает в качестве поручителя в расчетах и финансового консультанта, а также обеспечивает поддержку компании по всей цепочке ее деятельности, вплоть до конечной реализации продукта. При этом банк старается выстраивать структуру сделки таким образом, чтобы клиент имел возможность маневра в случае изменения рыночных цен на "заложенный" товар. Например, на рынке сложилась ситуация, что цены выросли, и клиент хочет этот товар продать или ему необходимо взять в переработку больше, чем он планировал, — структура сделки позволяет осуществить либо досрочное освобождение товара, либо замену одного товара на другой.