НБУ курс:

USD

41,60

--0,07

EUR

43,81

+0,11

Наличный курс:

USD

41,75

41,70

EUR

44,20

44,05

УКРАИНЕ НУЖНЫ НЕЗАВИСИМЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ АГЕНТСТВА

Эрик Найман
Стратегии роста от ПриватБанка, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy и более 90 лидеров отрасли.
Киев, 12 декабря, офлайн
Забронировать участие

Эрик Найман

Сейчас очень сложно сказать что-либо конкретное относительно рейтингов, существующих в Украине. Что касается рейтинга "Д.А.Р", то он интересен, но не более того, ведь рейтинг очень и очень субъективен уже исходя из принципов его формирования. Рейтинг ПФТС в этом смысле более объективен, так как при его формировании используются те показатели, повлиять на которые можно лишь проведя сделку через торговую систему. Рейтинг же центра "Д.А.Р" очень похож на рейтинги типа "Людина року", в которых какому либо политическому деятелю из года в год присваивают победу в любой номинации, причем зачастую только потому, что не присвоить нельзя. Просто есть много людей, которые слабо разбираются в рынке, политической коньюнктуре, но зато очень любят голосовать, заполнять всевозможные анкеты и опросные листы — одним словом, "светиться". Профессионалы же в основной массе предпочитают не тратить время на заполнение анкет, да и просто не любят подобных мероприятий. В результате мы и получаем то, что можем получить, — рейтинг, основанный на субъективных мнениях, полученных в результате простого опроса, является субъективным и может носить только рекомендательный характер, но не быть руководством к действию. Конечно, приятно, когда твоя компания лидирует в каком-то рейтинге, но удовольствие это для ее сотрудников чисто психологическое.

Что касается рейтинга, формируемого ПФТС, то он важен уже потому, что дает более объективную картину рынка. Когда еще совсем недавно к нам приезжали западные инвесторы, то первым вопросом, который они задавали был "Есть у вас биржи?". Как известно, биржи-то у нас есть, но сейчас основное их предназначение — первичное размещение акций приватизируемых предприятий. Если же интересует вторичный рынок, то хоть приблизительно представить его объемы, составить мнение об операторах и акциях эмитентов можно только базируясь на данных ПФТС. Именно эти данные, и не в последнюю очередь рейтинги торговой системы, служат поводом для обращения потенциального инвестора к той или иной компании. Конечно, и рейтинг ПФТС нельзя назвать полностью объективным, ведь при его формировании не учтены многие факторы. Так, в рейтинге эмитентов не учитывается скорость перерегистрации прав собственности на акции, что у нас является очень важным фактором. Точно так же и с рейтингом операторов фондового рынка, формируемым ПФТС. Ведь одна только сумма сделок, проведенных через торговую систему, не является окончательным показателем, характеризующим компанию-торговца. В данном случае необходим некий агрегированный показатель, объединяющий самую широкую гамму факторов: начиная от того же объема сделок, проведенных в ПФТС, и заканчивая, скажем, средним доходом, принесенным компании ее трейдерами. Но это уже не задача ПФТС. Сейчас относительный успех этого рейтинга объясняется элементарно — ничего лучшего просто не существует. Следует также отметить, что такого рода рейтинги рейтингами в полном смысле слова не являются. Так, когда Российская торговая система предоставляет аналогичный продукт, обязательно уточняется, что этот рейтинг ни в коей мере не является оценкой компании, и просит все рейтинговые агентства учитывать этот факт.

Вообще в Украине просто нет рейтинговых агентств. Нет, например, структуры, которая бы анализировала деятельность банков. Вернее, структура такая есть — АУБ, но, опять же, рейтинги ее неагрегированы. Ведь даже сложно назвать рейтингом простой список крупнейших банков, составленным по разным признакам , таким, как, например, размер уставного фонда, прибыли и т.д. На самом деле вкладчика-физическое лицо интересует некий интегральный показатель надежности банка, тогда как компанию интересует в первую очередь скорость банковских операций. У нас сейчас такую информацию не предоставляет никто.

Еще одна особенность существующих у нас рейтингов — это направленность их в прошлое, простая констатация тех фактов, которые профессионалам известны и так в силу характера их работы. В то же время рейтинг, присвоенный таким агентством, как Moody"s, являетя уже директивой для будущих действий. Именно поэтому аналитикам, работающим в сфере инвестиционного и банковского бизнеса, существующие сейчас рейтинги практически никак в работе не помогают, они могут являться лишь какой-то базой для оценки прошлых достижений компаний-торговцев или эмитентов, но, повторяюсь, профессионалы и так все это знают.

Можно сказать, что отсутствие настоящих рейтинговых агентств у нас обусловлено двумя серьезными причинами: отсутствием источников финансирования и реальных клиентов. Мировая практика показывает, что организация эффективного агентства требует значительного вложения средств на начальном этапе — для сбора и обработки информации, подбора и обучения персонала. С другой стороны, невысокая степень развития украинского рынка не предполагает большого количества клиентов, которым действительно будет необходима ценная, хоть и дорогостоящая информация. Существует и еще одна проблема — рейтинговое агентство может стать действительно авторитетным только в случае его полной независимости и незаангажированности. Образно выражаясь, стиль его работы должен быть похож на работу врача, который может и должен сказать больному, что ему необходимо лечиться, а не на действия родных больного, которые своей главной задачей считают как можно дольше успокаивать его фразами типа "все будет хорошо".

o o o o

Игорь РУДЕНКО, заместитель директора ИАЦ "Банк-Информ":

— Безусловно, рейтинговая информация нужна, иначе мы бы этим просто-напросто не занимались. Клиенты, с которыми мы постоянно сотрудничаем, — это банковские учреждения. Рейтинги мы составляем ежемесячно на основе информации, которую они нам присылают. Правда, очень сложно оценивать наши банки. В России, например, достаточно много рейтинговых агентств. Но вряд ли можно говорить о качестве предоставляемой информации. Первая десятка российских банков, возглавивших рейтинговые таблицы после августовских событий, сейчас уже ниже "ватерлинии". Дело в том, что очень большую роль играет специфика того или иного банка. К промышленному должен быть один подход, а к банку, специализирующемуся на внешнеторговых операциях — другой.

То, что мы делаем, скорее всего, рейтинг по величине каких-то определенных параметров. Например, рейтинг капитала. То есть наши таблицы ни к чему не обязывают, они просто констатируют факты. Вот сегодня у банка прибыль составляет $1 млн., а через два дня от нее может ничего не остаться. Чтобы определить, какая ситуация сложится в конкретном банке, нужно постоянно вести мониторинг его показателей. Должны быть разработаны свои коэффициенты, индексы. Нужно проделать очень сложную и емкую работу.

У агентства должна быть по крайней мере очень хорошая репутация, чтобы создать рейтинг, к которому бы прислушивались. Кроме того, должны быть специалисты "в квадрате". Ведь агентство несет ответственность за то, что в период между публикациями рейтинговых исследований никаких резких изменений не произошло.

Я считаю, что в ближайшем будущем в Украине обязательно появятся рейтинговые агентства. Тот же кризис способствует их развитию. Ведь работать с партнером, о котором ничего не известно, достаточно рисковое занятие.

o o o o