- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Украинские предприятия успешно конкурируют. Секрет их успеха. Шаг 4 — Финансы
СОВМЕСТНЫЙ информационный проект "Барентс Груп", осуществляющей программу "Реструктуризация украинских предприятий", финансируемую USAID , и "Инвестгазеты" (Начало см. в №11 за 21.03.2000 год. Продолжение в №13 за 04.04.2000 год, №14 за 11.04.2000 год, №15 за 18.04.2000 год и №16 за 25.04.2000 год)
ЧЕТВЕРТОМ из "Шести шагов к успешной реструктуризации" мы представим новые подходы и технологии мониторинга финансовой деятельности, их использование с целью улучшить деятельность предприятий. После применения методик, описанных в Шести шагах, и по мере трансформации Вашего предприятия, Ваш отдел бухгалтерии уже не сможет работать так, как он работал раньше: составляя отчеты исключительно для внешних агентств. Нужно переориентировать бухгалтерскую и финансовую деятельности на обеспечение руководства предприятия адекватной и своевременной информацией, на основе которой можно будет оценивать работу предприятия, принимать взвешенные решения и фиксировать эффективность произошедших изменений.
Сначала мы проанализируем роль системы отчетности на эффективно работающем предприятии, затем рассмотрим, как данные этих отчетов использовались для повышения конкурентоспособности предприятий в Украине как на основе анализа затрат, так и с точки зрения балансового отчета.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.ua1. Как собрать информацию
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ информационная система и система управленческой отчетности \
делать можно то, что можно измерить"
Управленческие системы информационного обеспечения разрабатываются в помощь осуществления трех основных целей:
• Принятие решений
Что я продаю, сколько, где, кому, по какой цене?
• Контроль над работой предприятия
Рабочая сила, денежные средства, запасы готовой продукции, дебиторская задолженность,распределение ресурсов
• Количественная оценка и анализ результатов
Анализ затрат, продуктивность рабочей силы, сравнительный анализ деятельности.
Разработка Системы управленческой отчетности (СУО), соответствующая вышеназванным целям, требует тщательного планирования и Анализ затрат, продуктивность рабочей силы, сравнительный анализ деятельности.
Разработка Системы управленческой отчетности (СУО), соответствующая вышеназванным целям, требует тщательного планирования и каждая СУО, в большей или меньшей степени, будет уникальна для того предприятия, для которого она предназначена. Во-первых, руководители должны прийти к общему мнению относительно основных форм отчетности, необходимых для контроля за деятельностью предприятия. Иногда работники предприятия запрашивают слишком много данных, или просят предоставить информацию, не имеющую прямого отношения к интересующему вопросу. Это нужно упразднить. Избыточные или плохо оформленные данные больше отвлекают, а не способствуют принятию решений, а также вносят неясность в поставленные цели. Хороший способ проверить соответствие информации — сверить заложенные показатели с миссией и целями предприятия, которые мы рассмотрели в Шаге 1: Стратегия. Если они совпадают, Вы имеете реальное представление о том, какие виды деятельности нужно измерить. Если требуемые данные не согласуются с миссией и целями, приведите данные в соответствие. Например, в 1999 году на Запорожском мясокомбинате одной из стратегических целей экспертов проекта "Реструктуризация украинских предприятий" было упростить систему доставки продукции. Как видно из примера, результатов удалось достичь благодаря сбору и анализу информации, которая соотносилась с поставленной целью.
Некачественная и несвоевременная информация приведет к принятию некачественных и несвоевременных решений.
Основа качественной отчетности — своевременность. Информация о кризисе с наличностью бесполезна, если ее подали две недели спустя. Без определения обоснованной и строго определенных временных рамок для финансовой и управленческой отчетности невозможно в точности измерить эффективность решений и деятельность по реструктуризации. К тому же, недостаточная оперативность предоставляемой информации не даст возможности руководству компании вовремя вмешаться в ситуацию.
Многие управленческие информационные системы (УИС) используют компьютеризированные банки данных для того, чтобы предприятие пользовалось унифицированной информацией. Однако не сам компьютер является важным компонентом, самым существенным является обеспечение непрерывного потока информации по всем подотчетным сферам деятельности предприятия. Компьютерные системы ускоряют процесс. Тем не менее можно иметь хорошую УИС, полностью основанную на отчетах, сделанных вручную, если предприятие действительно настроено на то, чтобы предоставлять точную информацию вовремя. Главный принцип, которому необходимо следовать — предприятие вольно делать все, что угодно для того, чтобы обеспечить наличие необходимой информации. Для этого не существует стандартной процедуры, которой следует придерживаться. Однако многие системы разработаны с целью соответствия как внутренним требованиям отчетности, так и требованиям внешних органов — налоговой администрации Минфина или украинской системы бухотчетности. Внешняя и внутренняя системы отчетности соответствуют разным целям, то есть иногда они требуют разных подходов при их разработке. Те читатели, которые знакомы с украинскими стандартами бухучета сразу же поймут, что вышесказанное вносит существенные изменения в деятельность бухгалтерии: вместо того, чтобы собирать информацию, бухгалтерия должна предоставлять ее.
Отчетность по продажам и рынку
Информация по продажам и рынку крайне важна для любой системы управленческой отчетности. Умение оценить эффективность направленности сбыта и работы по реализации, а также своевременно реагировать на тенденции на рынке, крайне важно для финансового благополучия и прибыльности любого предприятия.
В дополнение к документированию данных по продажам, эффективная система УСО включает информацию о рынке в целом. Нет смысла принимать решения на основе данных по продажам, если эти данные не сопоставляются с общими тенденциями на рынке. Необходимо установить конкретные пути получения регулярной информации о рынке. Источники получения информации о рынке включают торговые ассоциации, прямые запросы или использование третьей стороны.
2. Как использовать информацию
АНАЛИЗ ЗАТРАТ, контроль затрат и управление запасами готовой продукции на складах
Независимо от того, выпускает ли компания какую-то продукцию или предоставляет услуги, способность измерять и контролировать затраты является одним из основных элементов эффективной системы управленческой отчетности. Способность анализировать различные статьи затрат дает руководству предприятия возможность оценивать прибыльность бизнес-сегментов и эффективность отдельных категорий накладных расходов.
Разделение и распределение затрат на постоянные и переменные, прямые и непрямые предоставляет возможность оценить прибыльность отдельных элементов на любом конкретном предприятии. Большинство бухгалтеров в Украине понимает разницу между этими категориями, но в принципе мы можем руководствоваться следующим правилом: затраты, изменяющиеся прямо пропорционально количеству произведенной продукции, как правило, можно считать переменными. Большинство переменных затрат можно непосредственно распределить по конкретным продуктам или процессам. Затраты, не меняющиеся в зависимости от количества произведенной продукции, считаются постоянными. Те затраты, которые не подпадают ни под одну из этих двух категорий, считаются частично постоянными, и как правило, требуют дополнительного анализа. Это основополагающее правило изложено на рис. 1.
Такой метод категоризации затрат поможет предприятию определить прибыльность каждого отдельного элемента его деятельности. Используя некоторые методы, изложенные дальше в этой статье, можно оценить роль и вклад каждого продукта в прибыльность предприятия и снижение затрат. Такое распределение также может быть использовано для сравнения относительных показателей различных продуктов, процессов, отделов или других параметров, которые можно измерить. Постоянный анализ затрат также предоставляет возможность оценить эффективность работы предприятия и соотнести деятельность предприятия с запланироваными целями и бюджетами. Как и система управленческой отчетности, уровень анализа затрат может иметь структуру, индивидуально разработаную для конкретного предприятия. Существует целый ряд систем анализа затрат, начиная от самого простого анализа накладных расходов и заканчивая наиболее сложной системой учета издержек. Предприятие само должно решить, какой уровень сложности необходим для контроля над его основными операциями и помощи в принятии решений.
Необходимо также учитывать стоимость сбора детальной информации. Предприятию вряд ли будет полезна система, требующая высоких накладных расходов, если все потенциальные преимущества этой инвестиции будут перекрыты затратами на сбор данных.
Анализ снижения затрат издержек
Как укзывалось выше, одним из преимуществ эффективно действующей системы УСО является возможность проведения различных типов анализа и определения мер по сокращению издержек.
Существует несколько широко используемых подходов к анализу затрат:
• Анализ "затраты-объем-прибыль"
Определяет целевой обьем, т.е. объем, при котором предприятие достигнет желаемого уровня операционной прибыли;
• Анализ точки безубыточности
Определяет обьем продаж, при котором предприятие не получает прибыли и не терпит убытков;
• Анализ чувствительности
Рассматривает влияние изменений одного или больше исходных параметров на результаты на выходе.
• Анализ валовой прибыли
Помогает определить наиболее оптимальный ассортимент продукции и цены при помощи сравнительного анализа затрат на производство и продажу.
• Инкрементальный анализ
Помогает оценить влияние предложенных мер на деятельность компании/отдела в целом.
Каждая из этих методик может одинаково применяться как для целого предприятия, так и для отдельных его элементов, будь то продукт или производственная линия. В любом случае ключевым является принцип определения переменных издержек, которые можно привязать к продукту; постоянные издержки должны покрываться из всей прямой валовой прибыли (контрибуции); потом их сравнивают с минимальным объемом продаж, который возместит все издержки и принесет прибыль.
Простой анализ безубыточности вызвал серьезный интерес у тех предприятий, которые сотрудничали с программой реструктуризации. Понять соотношение между объемом продаж, продажной ценой, постоянными и переменными издержками, способствует разработке новых стратегий установления рыночных целей и поиска возможностей сократить издержки. В статье невозможно подробно изложить механизм проведения такого анализа, но совершенно четко видны преимущества этого подхода: зная характер затрат, Вы знаете природу Вашего бизнеса.
Носители издержек
Носители издержек — ключевые элементы в деятельности предприятия. В случае их сокращения, предприятие может в значительной степени улучшить общие показатели работы. Чтобы достичь значительных результатов, нет смысла концентрировать основные усилия на носителях издержек, не имеющих большого влияния на общие затраты предприятия. Отдельные, ранее выделенные носители издержек следует оценить для того, чтобы ответить на два вопроса: какие из них влекут за собой самые значительные издержки и какие имеют самый большой потенциал для усовершенствования. Во многих случаях попытки улучшить ситуацию по одним носителям могут как благоприятно, так и неблагоприятно сказаться на других сферах деятельности предприятия. Например, внедрены модификации конструкции для снижения издержек. Будет ли это непосредственно влиять на рынок продукта? Привлекает ли покупателей какая-то дифференциация конструкции? Другой пример — стоимость материалов может быть одним из самых значительных носителей издержек. Если снижение стоимости материалов влечет за собой снижение качества готовой продукции, как это может повлиять на отношение покупателей к продукции? Еще, изменение конструкции или переход на альтернативные источники сырья, могут вызвать повышение затрат на рабочую силу из-за возрастания необходимости увеличить количество времени на производство или большего количества переделок.
Часовоярский огнеупорный комбинат, Донецкая область
Ситуация:
Технологии, применяющиеся на Часовоярском огнеупорном комбинате,
требуют значительных расходов электричества и газа.
Из-за устаревшего оборудования и недостатка обслуживания, значительная часть
энергоресурсов используется неэффективно. Эти два компонента вместе составляют
примерно 35% всех издержек.
Действия:
Работники предприятия провели анализ издержек и определили основные носители
издержек. С помощью небольших инвестиций была отремонтирована система подачи сжатого воздуха, и были установлены меньшие компрессоры и электрические моторы,
которые более отвечают требованиям производства.
Была составлена и введена в действие система учета издержек для ведения наблюдения за использованием газа.
Результаты:
• Переход на использование меньших компрессоров во время непиковой нагрузки позволил сэкономить примерно $4 000 в месяц на оплате электроэнергии.
Введение в действие контрольного программного обеспечения позволило дополнительно сэкономить $ 1 000-4 000 в месяц.
Комментарий
Предприятие до реструктуризации
Ноля ЛУКЬЯНОВА, специалист управления по реструктуризации ИК "Финфорт":
— СОСТОЯНИЕМ на 1 января1999 года на складах предприятия накопилось 33,5 тысяч тонн готовой продукции. Более 15 млн. грн. оборотного капитала было заморожено. С помощью экспертов "Barents Group" был проведен структурный анализ остатков готовой продукции на складах, позволяющий классифицировать продукцию по срокам изготовления. Руководство комбината определило наиболее оптимальные пути снижения остатков готовой продукции: переработка неликвидной продукции на сырье для производства огнеупоров и продажа продукции, находящейся длительное время на складах, но соответствующей ГОСТам и ТУ. Следуя рекомендациям экспертов "Barents Group" удалось сократить остатки на складах почти в 3 раза — на 1 января 2000 года они составили около 12 тысяч тонн.
На предприятии внедрен помарочный учет затрат во всех цехах и по всему ассортименту продукции. Введение и использование понятия "валовая маржа" дает возможность руководству анализировать любые отклонения в затратах по каждой марке продукции. Внедрение всех этих мероприятий дает возможность экономить затраты на энергоносителях до $60 000 в год.
В результате продуктивной работы специалистов комбината и представителей инвестиционной компании "ФинФорт", проведенной под руководством опытных экспертов "Barents Group", были достигнуты неплохие финансово-экономические результаты, однако предстоит решить еще ряд проблем и задач: переход к западным технологиям производства огнеупоров; ликвидация избыточных производственных мощностей; рационализация портфеля продукции.