Укрощение монополиста

АМК предлагает президенту усилить контроль за еще одной отраслью — транспортом. Несложно понять, что контролировать хотят прежде всего основного монополиста отрасли — "Укрзализныцю", мотивируя это необходимостью разделения хозяйственной и регулирующей фун
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

АМК предлагает президенту усилить контроль за еще одной отраслью — транспортом. Несложно понять, что контролировать хотят прежде всего основного монополиста отрасли — "Укрзализныцю", мотивируя это необходимостью разделения хозяйственной и регулирующей функций компании. Появление инициативы после довольно эмоционального противостояния железнодорожников и потребителей их услуг свидетельствует о желании последних обезопасить себя от резких действий монополиста

Антимонопольный комитет (АМКУ) обратился к президенту Украины Виктору Ющенко с просьбой ускорить создание Национальной комиссии регулирования транспорта. Председатель Антимонопольного комитета Украины Алексей Костусев пояснил "Инвестгазете", что создание такой Комиссии Комитет инициировал еще с 1997 года. Сначала мы руководствовались Указом президента о естественных монополиях, а потом и соответствующими Законами Украины, согласно которым регулирование сферы деятельности субъектов естественных монополий в определенных отраслях возлагается на Национальные комиссии. Как известно, подобные комиссии уже существуют в области энергетики и связи. Новая Комиссия должна охватить железнодорожный, водный и авиатранспорт, морские и аэропорты.

В АМКУ считают, что обеспечить прозрачное ценообразование и равные условия для участников рынка возможно только при создании такого специального органа.

Между тем, об инициативе 1997 года на сегодня уже никто не помнит, поэтому намерения АМК стали довольно неожиданными, и их активизация именно сейчас наводит на подозрения о лоббировании создания регулятора потребителями транспортных услуг, обеспокоенных угрозой роста тарифов.

Причины

Подоплекой инициативы является ожидаемое повышение тарифов "Укрзализныци" на грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки. Министерство транспорта действительно собирается повышать железнодорожные тарифы на пассажирские перевозки, но собирается это делать постепенно. Привести тарифы к реальной их себестоимости хотят к 2008 году. Как пообещал министр транспорта Виктор Бондарь, подорожание билетов произойдет не более, чем на 5-30 гривен, и то в течение двух лет. Кроме этого, правительство пока не планирует пересматривать ранее установленные льготы для всех категорий граждан. Хотя, чуть раньше, генеральный директор "Укрзализныци" Василий Гладких, заявлял, что повышения тарифов на пассажирские перевозки не будет. Украинская железная дорога — государственная и исправно выполняет социальную функцию. Нет еще у людей той достойной заработной платы, чтобы покупать дорогие билеты. В то же время руководитель "Укрзализныци" считает, что тарифы на перевозку грузов надо повышать на 1-2% в месяц.

Услуги железной дороги в Украине сегодня стоят дешевле, чем в большинстве стран СНГ. Пассажирские тарифы "Укрзализныци" в два раза ниже, чем в России. Тарифы в Грузии, Узбекистане и Казахстане выше на 50% и более, чем в Украине.

В Польше проезд стоит в 5 раз дороже.

Инициативу АМКУ горячо поддерживают промышленники. Предприятия ГМК выступали против повышения тарифов на грузовые ж/д перевозки, а также инициативы относительно обновления правил перевозок. Не в восторге от грядущего роста тарифов были и производители химической продукции. Теперь отраслевые объединения предприятий ГМК Украины выступают за введение своих представителей в создаваемую Национальную комиссию регулирования транспорта. Необходимость введения экспертов ГМК в состав Нацкомиссии регулирования транспорта обусловлена большей долей предприятий ГМК в общем объеме перевозок.

Кто порулит

До обращения АМКУ к президенту Минтранссвязи инициировало передачу ему полномочий по регулированию тарифов на железнодорожные перевозки, которые пока еще устанавливаются государственной администрацией железнодорожного транспорта "Укрзализныця".

Министр транспорта и связи Украины Виктор Бондарь прокомментировал "Инвестгазете" свое отношение к идее создания Национальной комиссии регулирования транспорта так: "Я считаю, что тарифы должны устанавливаться совместным приказом Министерства транспорта и связи, Министерства экономики и Министерства юстиции Украины. Это должно происходить по итогам рассмотрения вопроса на комиссии при Министерстве экономики Украины, в состав которой входят представители всех заинтересованных министерств и участников рынка".

Алексей Костусев говорит о том, что нынешнее государственное регулирование транспортной отрасли оставляет желать лучшего. Деятельность Межведомственной комиссии и Тарифного совета имеет эпизодический характер, а потому и неэффективна. При этом количество нарушений конкурентного законодательства неуклонно растет. "То есть, мы имеем достато-

чно оснований настаивать на создании независимого регулятора. Тем более, что этот вопрос сегодня поднимают и сами участники рынков транспортных услуг", — говорит он. В то же время, решение о создании такого органа в компетенции президента Украины. Именно поэтому Комитет обратился непосредственно к президенту с просьбой ускорить создание Комиссии.

В АМКУ считают, что в компетенцию Комиссии должно входить регулирование деятельности естественных монополистов, а также создание условий для развития конкуренции на смежных рынках, формирования четкой и прозрачной ценовой политики, эффективного функционирования рынков транспортных услуг с учетом интересов предприятий отрасли и потребителей.

Аналогии

Ситуацию в транспортной отрасли нельзя прямо проецировать на положение дел, скажем, в электроэнергетике. Однако есть похожие моменты. Во-первых, в смежных отраслях, относящихся к естественным государственным монополиям, например, таких как энергетика или связь, существуют независимые регуляторы. Нацкомиссия регулирования электроэнергетики утверждает тарифы для региональных монополистов, поставляющих электроэнергию. Нацкомиссия регулирования связи устанавливает тарифы на услуги стационарной связи. Иными словами, эти государственные монополии имеют специальный орган, регулирующий их деятельность.

Как считает Алексей Костусев, основной целью создания транспортной комиссии должно стать разделение функций управления и регулирования в транспортной сфере. Ведь естественно, что Минтранссвязи заинтересовано в прибыльности подконтрольных ему предприятий, в том числе и "Укрзализныци". А это, разумеется, влияет на подходы к регулированию.

Во-вторых, в тарифообразовании железной дороги присутствует перекрестное субсидирование, весьма напоминающее электроэнергетику. На сегодняшний день пассажирские перевозки железнодорожным транспортом убыточны. По информации Минтранссвязи, пассажиры платят 4 копейки за 10 км проезда, при этом существуют еще льготные категории, которые платят в два раза меньше. Компенсация потерь "Укрзализныци" происходит за счет тарифов на грузовые перевозки. Другими словами, в транспорте, как и в энергетике, промышленность субсидирует население. В 2005 году убытки "Укрзализныци" от пассажирских перевозок составили 2,4 млрд. грн. В текущем году они могут превысить 3 млрд. грн. В "Укрзализныце" со своей стороны заявляют, что, в действительности, средств на закупку вагонов, поездов и ремонт подвижного состава не хватает.

Факт перекрестного субсидирования на железнодорожном транспорте признается всеми министерствами, однако от железнодорожников требуют детальных экономических расчетов этих убытков.