- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
УНИАН: 10 лет на рынке информационных услуг
Одному из крупнейших украинских информационных агентств исполнилось 10 лет. Созданная по инициативе народного депутата Михайла Батога команда из трех человек превратилась в мощную структуру со штатом в 100 человек и ежемесячным оборотом 350 тыс. грн. О работе агентства и его перспективах рассказывает генеральный директор Олег НАЛИВАЙКО
Олег Наливайко
Окончил факультет журналистики Львовского университета.
Был комсомольским работником, журналистом в газетах.
Работал пресс-секретарем у Виктора Пынзеныка в Кабинете Министров, министра экономики Романа Шпека, занимался созданием медиа-группы "Приват-банка" — корпорации "Информационные системы Украины".
УНИАН возглавляет с сентября 2002 года
— Олег Игоревич, как проходило создание агентства?
— В то время, когда создавалось это агентство, на рынке только происходило становление информационных структур. УНИАН создавалось частично на материальной базе Агентства печати "Новости СССР", которое, кстати, существует и по сей день.
УНИАН создавалось постановлением президиума Верховного Совета. Затем Верховный Совет уступил свою долю общественным организациям. С того момента УНИАН стало частной структурой, учредители которой — масс-медийные и общественные организации.
За десять лет в жизни агентства произошло много перемен. Во-первых, УНИАН увеличилось количественно: с 3 сотрудников до целого журналистского корпуса численностью с учетом внештатников около 200 человек. Но самый главный показатель агентства — это количество новостей, которые мы готовим за день. В настоящее время УНИАН выпускает 150 — 200 новостей в день, а в самом начале — 5 — 10. Выросли по всем показателям: по количеству клиентов, техническому вооружению, по качеству каналов доставки. Если 10 лет назад наши новости 90% заказчикам развозились курьером и 10% — это была факсовая рассылка, то в настоящее время курьерской рассылки у нас практически не осталось, очень мало факсовой, в основном рассылка происходит в электронном виде.
— Насколько жесткая конкуренция в настоящее время на рынке информационных услуг и какова особенность работы УНИАН?
— Безусловно, на рынке существует жесткая конкуренция. И каждое из 4 крупнейших агентств, существующих на рынке, — УНИАН, "Интерфакс", "Українські новини" и УкрИнформ — имеют свою специализацию. Большим конкурентом для них уже являются интернет-ресурсы, поскольку обращаться с информацией им немного легче.
Я полагаю, что все четыре идут на равных, хотя каждое имеет свою специализацию. УкрИнформ, например, больше информирует о работе госструктур и бюджетных организаций, "Интерфакс" очень активно освещает экономические новости, у нас развита региональная сеть, приоритет "Українськіх новин" — политика. На этом рынке выигрывает тот, кто дает не просто качественную информацию, но быстрее всех. Это как игра, как соревнование.
— В каких регионах Украины размещены Ваши корпункты?
— Нашей сетью покрыта практически вся Украина. Кроме того, наши корреспонденты работают в Москве и Тель-Авиве. Также мы ведем переговоры об открытии еще трех корпунктов за рубежом.
— Какая самая серьезная проблема существует у информагентств?
— Большой проблемой любого агентств является нарушение прав интеллектуальной собственности, или воровство другими словами. Например, в настоящее время наш юрист работает с исковым заявлением против одной компании, которая нечестно использовала информацию с новостийного сайта УНИАН. Если нам не удастся договориться с ними мирным путем, мы подадим на них в суд и развернем громкое дело по поводу нарушения прав интеллектуальной собственности. Планируем к этому привлечь еще три агентства. До этого подобных исков еще никто не инициировал, поскольку законодательство по этой теме у нас еще очень слабое.
— Какие услуги в настоящий момент предоставляет УНИАН?
— Основные деньги, которые мы зарабатываем, идут от продажи нашей новостийной ленты. Кроме того, мы выпускаем 17 тематических еженедельников: "УНИАН-финансы", "УНИАН-политика" и единственные из информагентств развиваем мониторинг СМИ, теле— и радиопрограмм. Конференц-зал УНИАН считается одной из самых популярных столичных информационных площадок. А также предоставляем фотоуслуги.
— Сколько стоит содержать агентство?
— На мой взгляд, информационное агентство — это наименее затратное средство массовой информации из всех существующих. Потому что основные траты для него — это зарплата и гонорар 100 корреспондентов в главном, киевском, офисе, 30 собкоров в областях и еще 50 человек, работающих по договорам.
В этом бизнесе нет больших рекламных денег. УНИАН агентство прибыльное, мы сами себя содержим и сами развиваем. Наш месячный оборот составляет 320 — 350 тыс. грн. Скажу прямо, что заработки здесь не столь высоки, как, скажем, на телевидении или в каких-либо изданиях.
— Я знаю, что с недавних пор УНИАН предложило новый информационный продукт…
— Да, мы все время пытаемся как-то выделиться, найти свою изюминку кроме большого количества региональной информации. Сейчас мы создаем из УНИАН целый информационный холдинг, который бы не только новости собирал и описывал, но и новости показывал и о новостях говорил.
Так вот, две недели назад при поддержке нашего партнера — оператора мобильной связи UMC — мы начали подавать каждый час на телефон всем пользователям этой компании свежие новостийные сообщения — прямо с сайта УНИАН. Это самые оперативные новости в стране. Также намереваемся заключить договоры о прямой доставке новостей на радиостанции.
Что касается видео-новостей, мы переоборудовали конференц-зал УНИАН так, чтобы теперь проводить там еще и видео-пресс-конференции. В дальнейшем планируем важнейшие события записывать на видео и оборудовать наши коррпункты, чтобы и там собиралась видео-информация.
Все эти перемены происходят в рамках утвержденного советом учредителей плана развития на два года. Кроме того, что я назвал выше, это расширение корреспондентской сети и серьезные инвестиции в техническое перевооружение УНИАН — компьютерная база, каналы доставки и оргтехника, чтобы улучшить качество наших материалов. Мы хотим иметь своих собственных корреспондентов в Вашингтоне, Брюсселе и Варшаве. А также активизировать продажи наших услуг, в том числе и за границей.
Более того, у наших учредителей есть намерение создать на базе агентства целый информационно-телевизионный канал.