Уравнение с тремя иксами

ESP, ABS, AWD, DSC, TCS, не говоря уже об особо изощренных xDrive, 4Matic и других фирменных системах — списком различных электронных опций и хитроумных приспособлений, призванных облегчить управление автомобилем в нештатных ситуациях, изобилуют практичес
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

ESP, ABS, AWD, DSC, TCS, не говоря уже об особо изощренных xDrive, 4Matic и других фирменных системах — списком различных электронных опций и хитроумных приспособлений, призванных облегчить управление автомобилем в нештатных ситуациях, изобилуют практически все каталоги современных автомобилей премиум-класса. Более того, именно наличие этих опций зачастую играет главную роль в стоимости авто, существенно увеличивая базовую цену. Насколько эффективны электронные помощники при экстремальном вождении? Ответ на этот вопрос мы попытались найти при помощи новейшего внедорожника от BMW. Объект для испытаний — ВMW X3 c сильным двигателем объемом три литра. Место испытаний — спецучасток автополигона в Феофании, будто специально созданный для проверки поведения машины во внештатных ситуациях: под колесами микст из мокрого асфальта, снежной каши и льда

Почему именно ВMW X3? Во-первых — это внедорожник, заточенный под агрессивную езду. Мощный двигатель с сумасшедшим крутящим моментом сочетается с вещами, мало совестимыми со спортивным вождением — более высоким кузовом и центром тяжести (по сравнению с седанами и спорткупе). Уравновесить две эти составляющие и сделать управление автомобилем не только безопасным, но и захватывающим, призвана новая полноприводная трансмиссия xDrive. Не случайно вместо привычного Sport Utility Vehicle, иными словами SUV, которым обозначают практически все "асфальтовые внедорожники", для обозначения классовой принадлежности BMW X3 используется обозначение SAV — Sport Activity Vehicle. Что подразумевает не "спортивно-утилитарную" направленность модели, а ее "спортивно-активный" характер. За рулем этого рослого полноприводного автомобиля вас ожидает не меньшее удовольствие, чем от вождения знаменитых баварских седанов. К тому же дополнительную порцию адреналина можно получить, используя X3 вне асфальтового покрытия.

Проще говоря, он почти как X5: и дизайн свеженький, и внедорожный характер присутствует — по большому субъективному мнению можно подметить, что в модельном ряду баварцев появился младший брат Х5-го. Но, присмотревшись, понимаешь, что дизайнеры не поскупились на свежие решения — "младшенький" смотрится гораздо утонченнее и элегантнее. Правда, что касается социального восприятия, то интерес к новому члену семьи BMW все же не так велик, как к его старшему брату. Формула сопоставления — один к трем. На 206 машин BMW X5 приходится 66 авто BMW X3. Именно таковы официальные продажи баварских джипов по результатам прошлого года в Украине.

Европейская порода

Выглядит X3 как типично традиционный "бумер". То ли "трешка" подросшая, то ли "икс пять" уменьшенный. И то и другое верно, ведь BMW Х3 построен на удлиненном шасси полноприводного BMW третей серии. Но по размерам не дотягивает до "пятого икса". Силуэт по-легковому приземист, достаточно длинный наклоненный капот, сильно скошенное лобовое стекло и красивый козырек над задним стеклом — все это добавляет ему динамики. Х3, подобно всем современным BMW, имеет минимальный передний свес и большую колесную базу Компромиссный вариант. Три круга вокруг машины мне хватило, чтобы найти основные отличия от его родственников.

Самостоятельность X3 в модельной гамме BMW подчеркивают многочисленные детали, например, интерпретированный по-новому изгиб Хофмайстера задних боковых стекол, внезапно вздымающихся вверх, новая форма "ноздрей", огромные задние фонари. Хотя с семьей роднит все тот же суровый прищур фар. Мне эта модель показалась утонченно спортивной. X3 получился именно таким, каким он и должен был получиться — чуть более дружелюбным и приветливым по сравнению с агрессивным X5, но и более вызывающим, чем полноприводные баварские универсалы. Хотя уже первого взгляда на BMW X3 достаточно, чтобы уловить его суть: он не охотник и не рыболов, и тем более не грузчик. Он прежде всего — "человек асфальта".

На все сезоны, но не на все дороги

Понять водителей "биммеров", которые не вылезают из левого ряда и никогда не выключают ксенон, можно, лишь оказавшись за рулем того самого "биммера". Почему все так медленно тащатся? Эй, уступи дорогу и т. д.! Ведь тебе скучно, ты сидишь комфортно, даже богато. Под капотом 231 лошадь, перед глазами — ограничение 210 км/ч. Нужна реализация этого всего, а перед тобой "копейка" выдавливает последние силы, дабы не опозориться. Сложно на нем по городу, да и за городом... Ведь эти машины объективно быстры. Их удел — шлифовать асфальт, а не рыхлить целину. Паркетники вроде X3, как правило, имеют немалую удельную мощность, не слишком высокий, по сравнению с джипами, центр тяжести и постоянный полный привод. Зато не могут похвастаться наличием понижающего ряда в КП и блокировками дифференциалов.

Это и ставит их в отдельный подвид внедорожного класса. С другой стороны, бороздить просторы бездорожья родных земель на машине, чья стоимость колеблется в диапазоне 50 тыс. евро., это уже, мягко говоря, кощунство или признак дурного тона. Получается, ты просто ездишь и доводишь до публики одну истину: "Могу и на трассе, и на внедорожье". Только вот в городе условия не позволяют — из-за остановившегося намертво троллейбуса образовалась такая пробка, где все равны, в независимости от количества лошадиных сил, марки производителя или "энной" суммы в кармане. А в болото тебе как-то неохота соваться. Получается, ездишь, как и все.

Компенсировать можно полученным удовольствием и комфортом. В X3-м действительно здорово. Глубокие сиденья, достаточно высокая посадка. А еще в салоне меня порадовали две вещи: холодная лаконичность органов управления дополнительным оборудованием и отсутствие системы iDrive. Я в очередной раз восхитился тем, как немецкие инженеры могут компоновать кнопки, переключатели и индикаторные лампочки. В зоне зрения водителя нет ни светящихся "гирлянд", ни двусмысленных символов, и вообще ничего, что отвлекало бы от управления автомобилем. Классический "мюнхенский" дизайн таки нашел себе место в салоне — центральная консоль немного развернута к водителю.

Внутри BMW X3 оформлен скорее "по старинке", чем в стиле новомодной флагманской "семерки" или "пятерки". Очень необычную форму имеют дверные ручки — они перекрещиваются с подлокотниками и проходят до нижнего края двери. Подлокотник настолько удобен, что просто не хочется убирать с него руку. В нижней части дверей — большие карманы с сетками; два отделения для мелочей есть и в центральной консоли. Все просто и понятно. Своеобразная дань моде, ведь тенденция сегодняшнего дня — чем "круче" автомобиль, тем меньше в нем мелочной ерунды. Главное — сосредоточиться на дороге, а не мысленно искать, как поменять радиостанцию или включить четвертый из имеющихся шести дисков.

Уравнение с тремя "иксами"

Первые впечатление от езды можно изложить так: отклик на педаль газа мгновенный, без задержек. Приятный прием. Заявленные восемь секунд до сотни — субъективное доказательство налицо. 230-сильный мотор отлично сочетается с 5-ступенчатым "автоматом". Можно спокойно ехать, мягкие переключения на "тихих" оборотах, без дерганий и зависаний это позволяют. При желании можно порезвиться, для этого есть спортивный режим. А еще отзывчивый руль, причем его реакции с ростом скорости становятся все острее. Пожалуй, главная проблема, которая не дает покоя за рулем BMW X3, — это выбор, в каком режиме вести автомобиль: экономичном или динамичном. Во всем остальном красота.

Впечатления не испортила и подвеска: при тряске на неровной дороге машина уверенно сражается с дорожными погрешностями. Не знаю, куда деваются ямы, которые я вижу на трассе. Да мне и неинтересно, что с ними происходит, главное, что их не ощущаю ни я, ни находящиеся в салоне пассажиры. Еще одним предметом особой гордости баварского X3 являются тормоза — они настроенные в первую очередь под интенсивные замедления. Даже на высоких скоростях BMW останавливается без малейшего намека на рыскания и потерю курсовой устойчивости.

С самого начала, еще перед тем как тронуться (эти впечатления дополнились и во время езды), я понял, что родная стихия X3 — это извилистое шоссе с хорошим покрытием, асфальт, но никак не off-road. Не отрицаю, что при желании на этом автомобиле можно заехать на высокий бордюр или помесить полевую грязь, но для серьезных внедорожных испытаний машина, конечно, не предназначена. Более подходящее определение сущности BMW X3 можно сформулировать так: "икс три" — это автомобиль всесезонный, но не внедорожный.

Максимальное ускорение при минимальных запаздываниях

Мало нам было переездов по городу, рысканий по снегу и т.д. — решили посетить еще одно местечко. Бывший автодром, а теперь непонятно что, принял нас в свою снежно-грязевую кашу. Получивший свою долю, охранник территории пожелал нам удачи и сказал: " У вас есть час". И эти каких-нибудь шестьдесят минут для нас были раем. Здесь-таки я почувствовал, что такое в действительности новая полноприводная трансмиссия xDrive. На асфальте ее помощь практически не заметна: она лишь при старте перераспределяет крутящий момент — для лучшей реализации мощности. Зато зимой интеллигентный xDrive позволяет азартно и безопасно ездить даже с отключенной системой стабилизации.

Поворот градусов 60, в качестве границы — условный снежный борт. Отключаем систему стабилизации курсовой устойчивости. В поворот вхожу на небольшой скорости, но этого достаточно, чтобы спровоцировать занос задней оси. Самому выровнять уже не получается, мысленно представляешь, что если бы это не был полигон, а дорога, то наверняка был бы уже в кювете. Пробую повторить, увеличиваю скорость, но удержать машину в рамках дороги все равное не получается. Вместо этого поднимается волна снежно ледовой грязи.

Пришло время вернуть DSC в рабочее положение. И сразу все кардинально поменялось: малейшие погрешности со стороны водителя — тут же на чеку суровая система исправляет ситуацию. Уже не получится крутиться на месте, скользить боковой частью или пускать снежные волны.

Надо сказать, что адаптивный пятиступенчатый "автомат" отличается молниеносной отзывчивостью. Достаточно на любой скорости, на любой передаче резко продавить педаль газа и вновь ее отпустить, как стрелка тахометра "зависает" в правой зоне шкалы. Мотор ревет, обороты постепенно падают... Но коробка не переключается "вверх". Машина надеется, что, возможно, неопытный водитель снова наступит "в пол". И лишь когда обороты двигателя упадут до 3000-3500 об./мин., или если водитель плавно нажмет на педаль газа, коробка вновь перейдет на обычный алгоритм. В режиме Sport все происходит еще быстрее, связь в трансмиссии становится еще жестче — словно в механической коробке.

Если отключить DSC и войти в скользкий поворот под тягой, то BMW X3 сперва поведет себя как классический заднеприводник — начнет "закручиваться". Но когда угол заноса достигнет определенной величины, электромотор с помощью нехитрого рычажного механизма сожмет пакет фрикционов и плавно подключит привод на передние колеса. X3 превращается в полноприводный автомобиль, и теперь под тягой он скользит четырьмя колесами наружу поворота, выкидывая из-под колес килограммы снежно-грязевой массы. В обычных, не экстремальных режимах крутящий момент распределяется по осям в соотношении 40:60, то есть автомобиль тяготеет к классическим повадкам, а на скоростях свыше 180 км/ч становится полностью заднеприводным. Система хDrive служит еще и для лучшей реализации мощности: так, при старте с места для обеспечения быстрого разгона работают обе оси. Кстати, работа системы iDrive оказалась настолько удачной, что ею оборудуется и обновленный BMW Х5.

По-другому на снежном замесе показала себя система торможения, ABS и весь ансамбль вспомогательных систем обеспечивал мгновенное торможение без малейших сносов. Невольно понимаешь, как важно, когда в машине присутствует дорожный интеллект.

Цена и сервис

На украинский рынок BMW X3 поставляется с широким диапазоном комплектаций и силовых агрегатов. Самые доступные версии комплектуются двухлитровыми дизельными или бензиновыми двигателями с механической коробкой передач. Базовая стоимость BMW X3 в сочетании со стопятидесятисильным дизелем от — 42,6 тыс. евро. То же самое, но с бензиновым двигателем — от 38,4 тыс. евро. Есть еще версия с бензиновым двигателем объемом 2,5 л — от 43,7 тыс. евро. Топ-версии оснащаются трехлитровыми дизельными или бензиновыми двигателями. Стоимость BMW X3 с дизельным двигателем объемом 3 л начинается от 51,4 тыс. евро, с бензиновым — от 46,7 тыс. евро. Что касается КПП, то, как правило, на них устанавливается пятиступенчатая коробка автомат, но по пожеланию можно заказать "механику". Гарантия на все автомобили, приобретенные у официальных дилеров, составляет два года без ограничения пробега. Первый заезд на СТО осуществляется, в зависимости от модели, через 15-18 тыс. пробега.

Благодарим компанию "АВТ Бавария" за предоставленный для тест-драйва автомобиль и за сотрудничество

Технические характеристики BMW X 3

Общие данные

Длина, мм

4567

Ширина, мм

1853

Высота, мм

1674

Грузоподъемность, кг

500

Колесная база, мм

2795

Объем бака, л

67

Двигатель

Тип

X3 2,0i

X3 2,0d

X3 2,5i

X3 3,0i

X3 3,0d

Объем, куб. см

1995

1995

2495

2979

2993

Максимальная

мощность, кВт/, л. с./об. в мин.

110/150/6200

110/150/4000

141/192/6000

170/231/5900

160/218/4000

Максимальный крутящий момент, Нм, об./мин.

200/3750

330/2000

245/3500

300/3500

500/1750-2750

Трансмиссия и шасси

Привод

Постоянный, система полного привода xDrive

КПП

Механическая

Автоматическая

Передняя подвеска

Независимая, пружинная McPherson

Задняя подвеска

Независимая, пружинная, Многорычажная

Разгон до 100 км/ч, сек.

10,2

11,5

8,9

7,4

7,8

Макс. скорость, км/ч

198

198

208

210

210

Расход топлива

В загородных условиях, л/100 км

5,9

7,1

8,7

6,5

8,7

В городских условиях, л/100км

9,6

13,1

15,6

10,3

16,0

Стоимость

Базовая стоимость, тыс. евро

42,6

38,4

43,7

51,4

46,75