Урожайный экспорт

Обильный урожай зерна дал Украине еще один шанс побороться за место под "экспортным солнцем". По сравнению с прошлым сезоном внешние поставки выросли в три-четыре раза. Вместе с объемами экспорта растет и задолженность по возмещению НДС экспортерам

Обильный урожай зерна дал Украине еще один шанс побороться за место под "экспортным солнцем". По сравнению с прошлым сезоном внешние поставки выросли в три-четыре раза. Вместе с объемами экспорта растет и задолженность по возмещению НДС экспортерам

За полные восемь месяцев маркетингового периода из Украины на мировой рынок было вывезено 7,3 млн. тонн зерна, что в четыре раза больше показателей отгрузок за аналогичный период прошлого сезона. Наибольшим спросом пользовались отечественные ячмень (48% всего экспорта), пшеница и кукуруза.

Последние прогнозы экспорта зерновых в текущем сезоне колеблются в интервале 10-11 млн. тонн. Наиболее оптимистично настроены в Украинской зерновой ассоциации, объединяющей около 80% всех отечественных зернотрейдеров. Ее аналитики недавно "увеличили" свой более ранний прогноз почти на 3 млн. тонн и предполагают, что по итогам текущего сезона на мировом рынке будет реализовано около 10,9 млн. тонн украинского зерна. Как прогнозирует заместитель генерального директора УЗА Владимир Лапа, торговцы до начала новой жатвы смогут продать за рубеж 4,2 млн. тонн ячменя, 4,1 млн. тонн пшеницы, 2,2 млн. тонн кукурузы, 0,2 млн. тонн гороха и 0,15 млн. тонн ржи. Исходя из обнародованных данных, уже сейчас можно говорить о том, что наша страна в 2004-2005 МГ может стать крупнейшим в мире экспортером ячменя.

Более скромные ожидания у аналитических агентств, работающих на агрорынке. Они также пересматривают свои прогнозы в сторону увеличения, но общие объемы сезонных отгрузок у них не превышают 10 млн. тонн. Например, компания "ПроАгро" в своем февральском обзоре рынка предполагает, что из страны до нового урожая будет вывезено около 9,4 млн. тонн зерновых.

Сами экспортеры, боясь сглазить удачное продолжение сезона, менее словоохотливы. Они считают прогнозирование неблагодарным занятием. "Снег сойдет, тогда и увидим", — сказали нам в одной из агрокомпаний, намекая на влияние посевной. Трейдеры поговаривают, что, когда настанет время выходить в поле, многие крестьяне, учитывая дефицит оборотных средств, будут вынуждены подчистить свои закрома и выбросить на рынок часть зерновых запасов. В свою очередь посредники попытаются сбить цену в условиях широкого предложения и дополнительно нарастить отгрузки.

В свою очередь эксперты рынка полагают, что польза от хорошего экспорта кроется еще и в том, что торговля на рынке во второй половине сезона стабильно продолжается. Это очень важно в условиях низкой активности внутреннего покупателя, который не может предложить высокую цену, а если и решается покупать зерно, то разве что небольшими партиями. Кроме этого, в условиях большого прошлогоднего урожая текущий активный экспорт помогает удержать рынок от ценового обвала. Влияние госзакупок к этому времени утратило свою силу, поэтому гарантом устойчивости котировок выступает исключительно внешний спрос. Специалисты также считают, что сейчас наблюдаются максимально благоприятные условия для экспорта. Административных ограничений на вывоз нет, а единственным препятствием для торговцев может стать только высокая цена.

В то же время зернотрейдеры обеспокоены ростом задолженности бюджета по возврату НДС. Долг правительства по возвращению экспортного НДС перед компаниями-членами УЗА составляет в среднем 15,7 млн. грн. (из них почти 7 млн. — просроченные) на одну компанию. Общая сумма невозвращенного экспортерам зерна НДС достигла 1 млрд. грн. В Ассоциации убеждены, что от невозврата НДС пострадали не только компании-члены УЗА, но и другие трейдеры.

Специалисты Ассоциации не исключают, что если вопрос с возвратом НДС не будет улажен в ближайшее время, то значительное количество экспортеров прекратит деятельность на украинском агрорынке. Сергей Стоянов, вице-президент УЗА, подчеркнул, что серьезные проблемы, вплоть до банкротства, угрожают в первую очередь украинским компаниям, которые не имеют за спиной такой мощной финансовой поддержки, которой располагают транснациональные гиганты.