Устойчивый, но очень подверженный колебаниям

Отечественный рынок нефтепродуктов, пережив в течение последних полутора лет значительные потрясения, сейчас подошел к решающей стадии формирования. На нем четко отслеживаются три центра давления. Первый создают россияне и казахи, пришедшие на украинский

Отечественный рынок нефтепродуктов, пережив в течение последних полутора лет значительные потрясения, сейчас подошел к решающей стадии формирования. На нем четко отслеживаются три центра давления. Первый создают россияне и казахи, пришедшие на украинский рынок в виде новых собственников украинских НПЗ после отмены льгот для СП в начале этого года. Второй — украинская нефть, движение которой и цена до последнего времени строго контролировались. Третий — собственно, нефтетрейдеры, ввозящие готовые нефтепродукты из Прибалтики, Белоруссии и России. Нынешние ценовые колебания на бензин свидетельствуют не столько об интегрированности Украины в мировую экономику, сколько о сохраняющейся зависимости от российского рынка, дефиците собственных нефтепродуктов и неумелом регулировании рынка властями

На других надейся, а сам не плошай

СОБСТВЕННАЯ сырьевая база Украины для производства нефтепродуктов не богата — ежегодная добыча нефти с конден­сатом, начиная с 1993 года и по се­годняшний день колеблется в пре­делах 4 млн. тонн. За 8 месяцев это­го года добыто 2,5 млн. тонн нефти. При этом база переработки нефти в стране одна из самых мощных во всем СНГ — шесть украинских НПЗ могут перерабатывать около 50 млн. тонн нефти ежегодно. О том, на­сколько эффективно они работают, можно судить по тому, что на начало сентября заводы переработали с учетом перекачки нефти около 4,7 млн. тонн. В предыдущие годы оте­чественные НПЗ в среднем перера­батывали не более 12 млн. тонн нефти.

Главным и основным добытчи­ком украинской нефти является "Укрнефть", на ее долю приходится окЪло 3 млн. тонн добычи. Осталь­ной 1 млн. тонн добывается десят­ком небольших нефтекомпаний, действующих в основном в форме СП, а также "Черноморнефтегазом". В предыдущие годы движение боль­шей части украинской нефти, как и цены на нее, жестко контролирова­лись. Вся она направлялась на НПЗ "Укртатнефть". Как сказал еще в конце зимы Виктор Ющенко, вся нефть делится в Киеве между свои­ми. Такая нерыночная регламента­ция рынка властью объяснялась нуждами села, которому весной нужно было посеяться, а осенью — собраться. Кроме того, "Укртатнефть" производил мазут для отече­ственных тепловых электростанций. Долги за который тянутся еще с 1997 года. После весеннего реше­ния правительства продавать всю добытую в Украине нефть на аукцио­нах, ситуация изменилась. Основ­ным покупателем на аукционах стал Госрезерв, который отправлял нефть на давальческую переработку на ту же "Укртатнефть". Однако в сентябре между руководством Гос­резерва и "Укртатнефти" разразил­ся публичный конфликт стоимостью в 142 млн. грн. Глава Госрезерва Ев­гений Червоненко обвинил руководство "Укртатнефти" в невыполнении своих договорных обязательств.

Этот конфликт, скорее, можно связать с готовящимся переделом собственников "Укртатнефти". До последнего времени завод действо­вал как совместное предприятие, созданное Кременчугской НПЗ и "Татнефтью". Однако сейчас прави­тельство рассматривает вариант другого инвестора в лице казахов — государственной компании "Казтрансойл". Глава Госрезерва заявил о своем видении дальнейшей судь­бы НПЗ, предложив передать его в управление агентству за долги. Олег Салмин — председатель "Укрнефти" также заявил о планах интегриро­вать "Укртатнефть" в создаваемую, на базе "Укрнефти" вертикально-ин­тегрированную компанию.

Ставка на казахов

ТАКОЙ сыр-бор именно вокруг "Укртатнефти" можно считать завер­шающим этапом передела украин­ского рынка нефтепродуктов. Борь­ба еще может развернуться вокруг "Галичины", но "Укртатнефть" все же является самым крупным по мощно­стям украинским НПЗ. Она может в год переработать до 18 млн. тонн нефти.

Все остальные заводы уже име­ют реальных хозяев, которые, по выражению Михаила Ватфорда — пре­зидента компании Watford group, по­ставщика нефти на "Нефтехимик Прикарпатья", худо-бедно, но пыта­ются загрузить свои заводы. Запад­ные НПЗ — "Галичина" и "Нефтехи­мик Прикарпатья" — также перера­батывают часть украинской нефти, но большая доля приходилась на давальческую российскую, поступав­шую к ним по нефтепроводу "Друж­ба", с которым они технологически связаны.

Что касается трех остальных — ЛиНОСа, Одесского и Херсонского НПЗ, то их загруженность теперь практически полностью зависит от новых собственников. Правда, по­следний конфликт между нынешни­ми собственниками Одесского НПЗ — российской компанией ЛУКойл и украинским правительством по фак­ту невыполнения инвестиционных обязательств по загрузке завода нефтью, ярко демонстрирует невы­годность переработки на украинских НПЗ российской нефти. Россияне объясняли незагруженность Одес­ского завода тем, что цена нефте­продуктов, произведенных из рос­сийской нефти на украинских НПЗ, является неконкурентоспособной. Что обусловлено тем, что при вывозе российской нефти на Украину нефтетрейдерам НДС не возмещается, тогда как вывоз из России нефти в страны — участники единого Тамо­женного союза облагается НДС по нулевой ставке. Поскольку условия экспорта в Украину аналогичны за­падноевропейским, нефть шла в Ев­ропу, где стоимость бензина была значительно выше. Сейчас большин­ство экспертов отмечает постепен­ное выравнивание украинских цен на бензин с европейскими — они отме­чают, что разница на тонне составля­ет около $10-12, поэтому можно ожидать в дальнейшем увеличения объемов переработки российской нефти на украинских НПЗ.

Сейчас ситуация на НПЗ дейст­вительно начала меняться в лучшую сторону. За 8 месяцев этого года из России в Украину поставлено около 2,08 млн. тонн нефти. Казахстан по­ставил соответственно — 1,07 млн. тонн. Из общего объема нефти НПЗ в январе-августе этого года произвели около 1,16 млн. тонн автобензина, что на 459,3 тыс. тонн меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако в августе почти все отечест­венные НПЗ увеличили переработку нефтепродуктов. Кроме выравнива­ния цен до уровня европейских, все большую роль на отечественном рынке нефтепродуктов начинают иг­рать поставки из Казахстана. Под­твержденные запасы его составляют 2,8 млрд. тонн нефти и конденсат" Причем только на двух месторождениях Тенгиз и Карачаганак республи­ка ежегодно сможет добывать около 45 млн. тонн нефти. В 2000 году пла­нируется добыть 30 млн. тонн "чер­ного золота", 22 млн. из которых бу­дет отправлено на экспорт, в том чис­ле от 2 до 4 млн. тонн в Украину для Херсонского НПЗ, который находит­ся под контролем "Казахойла" и рос­сийской группы "Альянс".

Россияне также имеют радужные планы загрузки украинских заводов. В частности, в четвертом квартале Тюменская нефтяная компания, ставшая недавно владельцем кон­трольного пакета акций ЛиНОСа, планирует поставить на завод 1 млн. тонн нефти.

А В СЛЕДУЮЩЕМ — 4 млн. тонн: "В 2001 году есть ре­шение Минтопа Россий­ской Федерации о закреплении поставки ТНК на "ЛиНОС 4 млн. тонн", — сообщил в начале сен­тября первый вице-президент ТНК Виталий Ткачев. На ЛиНОСе россияне планируют произво­дить мазут для перевалки его в Европу. Тем более, что ТНК через своего украинского акционера "Альфа-Капитал Украина" владе­ет крупным пакетом акций пере­валочного терминала в Одессе — "Укрэксимнефтепродукт". Кроме того, россияне представлены и на "Нефтехимике Прикарпатья", где активно работает один из крупнейших украинских нефте-трейдеров — "Альфа-Нафта", афилированный с акционером ТНК — "Альфа-групп". Таким об­разом, можно говорить, что инте­рес у близлежащих к Украине до­бытчиков и владельцев нефти — россиян и казахов — к отечест­венному рынку нефтепродуктов имеется. Остается уповать на правительства. Во многом их ре­гулирующая десница создает ли­бо благоприятные, либо нет ус­ловия для того, чтобы нефть при­шла на украинский рынок.

Тут все от меня зависит

ПОЛИТИКА России в отно­шении украинского рынка про­ста и незамысловата — наша страна не входит в Таможен­ный союз, поэтому на экспорт сюда нефти распространяют­ся все установленные россий­скими властями акцизы и пош­лины. Которые, как известно, недавно были существенно повышены — на сырую нефть до 27 евро/тонна с 20, на ма­зут — с 12 до 20 евро/тонна. Кроме того, российские нефтекомпании, задекларировав­шие вывоз нефти на Украину, лишаются возможности воз­местить НДС из бюджета. По­этому им все равно — выво­зить нефть в Европу или в Ук­раину. В этом случае опреде­ляющим фактором является разница в цене на нефтепро­дукты в Украине и Европе, в сравнении с ценой транспорти­ровки. Как было уже сказано, до последнего времени выгодней было экспортировать нефть в Европу. Это официально. А нео­фициально, нефть через терри­торию Белоруссии, которая вхо­дит в Таможенный союз, по неф­тепроводу "Дружба" все же к нам поступала. Там были, что назы­вается, "свои схемы", о которых бизнесмены не очень любят рас­пространяться.

С другой стороны, украин­ские власти также вносили нега­тивную лепту в состояние украинского рынка нефтепродуктов. Раньше — год и более назад, внутренняя цена бензина, произ­веденного на нефтеперерабаты­вающих заводах, не могла конку­рировать с ценами на готовые нефтепродукты, импортируемые совместными предприятиями, освобожденными от уплаты ак­цизов и госпошлин при ввозе на таможенную территорию Украи­ны. Правительство Пустовойтенко "активно" сражалось с льгота­ми, однако решать проблему пришлось правительству Ющенко. Который весной этого года под давлением так называемого аграрного лобби, состоящего по большей части из нефте- и дру­гих трейдеров, ввел льготы на импорт нефтепродуктов, в част­ности дизельного топлива, таким образом уравняв всех трейдеров — СП и неСП в правах. Это реше­ние положительно сказалось на рынке в том плане, что разруши­ло монополию нескольких ком­паний, которые, пользуясь льго­тами, полностью захватили ры­нок. После введения льгот, со­гласно которым акциз на дизель составлял 10 евро/тонна и на бензин 40 евро/тонна, дисба­ланс между ценами на готовые импортные нефтепродукты и пе­реработанные на отечественных НПЗ еще более увеличился. Кроме того, импортеры нефтепро­дуктов уплачивали НДС кассо­вым методом — по факту поступ­ления денег за поставленное топливо. Естественно, эти льго­ты тормозили процесс ввоза в Украину нефти для переработки на заводах. Принятые в начале марта этого года Верховной Ра­дой, они были продлены соот­ветствующим решением от 13 июня и должны были быть отме­нены с 1 октября. В преддверии повышения акцизов, особенно это касается импорта дизельно­го топлива, цены на него взлетели до уровня высокооктановых марок бензина. Минагрополитики, как всегда, подлил дизельно­го масла в огонь, заявив, что за­пасы дизтоплива в хозяйствах составляют 76 тыс. тонн или 21% от потребности на сентябрь. Тог­да как на весь комплекс осенних работ необходимо около 1 млн. тонн дизтоплива. Как сказал первый заместитель министра аграрной политики Юрий Лузан, сейчас большинство компаний, специализирующихся на постав­ках горючего АПК, приостанови­ли продажу топлива, ссылаясь на его отсутствие. Тем временем, цены на рынке продолжали дружно расти, а по большей час­ти АЗС вообще его не продава­ли, ссылаясь на отсутствие оно­го. Только за прошлую неделю цены на дизельное топливо в крупном опте опять повысились на 7-8% с 1950-2100 до 2000-2200 гривен/тонна. "Есть дефи­цит ажиотажный. Некоторые трейдеры не продают, ожидая повышения цен или отправляют на экспорт. Сказать, что дизтоп­лива вообще нет — нельзя", — сказал заместитель генерально­го директора компании-нефтетрейдера "Атек-95" Юрий Непо­мнящий. Правительство, не до­жидаясь 1 октября, когда, по идее, должно было возобновить­ся взимание акциза на импорт дизельного топлива в размере 30 евро/тонна, а акциз на бензин повыситься с 40 до 60 ев­ро/тонна, на заседании в про­шлую среду приняло решение об отмене дополнительного сбора в Пенсионный фонд с импортируемых нефтепродук­тов в размере 10 евро/тонна. И обратилось в парламент с просьбой передать ему полно­мочия по регулированию рын­ка нефтепродуктов. Верховная Рада в очередной раз решила самолично влиять на рынок. И на прошлой неделе, как бы под давлением аграриев, не ус­певших собрать сахарную свеклу, кукурузу и подсолнеч­ник, приняла решение о нуле­вом акцизе на импорт нефте­продуктов в Украину до конца года.

Таким образом, в Украине все еще сохраняются условия, при которых выгоднее заво­зить готовые нефтепродукты из Белоруссии или Литвы, не­жели загружать собственные нефтеперерабатывающие пред­приятия. Чем пользовались и продолжают пользоваться наши соседи — два белорусских НПЗ, получающие российскую нефть по внутренним ценам России, переработали в первом полуго­дии этого года в 1,5 раза больше нефти, чем шесть отечественных заводов вместе взятых. Правда, сейчас Лукашенко запретил вы­возить нефтепродукты из страны напрочь. Но у бизнесменов все­гда в запасе есть надежные схемы.

Отголоски российского бензинового кризиса

ПОКА ЧТО отечественный рынок нефтепродуктов четко повторяет ценовую ситуацию на российском рынке с разницей во времени в две-три недели. Сейчас мы можем наблюдать, что российская нефть стала дорожать и уже повысилась в цене для давальцев, Так, за последние две недели рост цены на бензин в России составил почти 2,5%. В некоторых регионах России цены колеблятся в пределах 7,5-10 руб. за литр, что почти соответствует сегодняшним мировым ценам на бензин.

Анализ ситуации рынка нефтепродуктов в нашей стране заставляет констатировать тот факт, что украинский рынок продолжит колебания российского. В связи с принятыми на прошлой неделе решениями правительства и Верховной Рады можно ожидать до конца года увеличения предложения нефтепродуктов на рынке. Поскольку условия, созданные в Украине для трейдеров, можно назвать идеальными.

Незначительные колебания цен в сторону повышения можно ожидать в конце года в связи с истечением срока действия льгот. Однако радужные перспективы отечественных нефтепереработчиков на следующий год, а также конкуренция между россиянами и казахами на нашем рынке позволяют надеяться на рост объемов переработки нефти на Украине, а значит и увеличение предложения бензина и других нефтепродуктов. Что отразится на цене в позитивном плане.

Комментарии

Повышение цены на нефть спровоцировали США

Михаил ВАТФОРД, президент компании Watford group :

БУДЕТ ли в Украине топливный кризис?

—Я думаю, что в Украине нет и не будет никакого нефтяного кризиса. В России ж нет бензинового кризиса. Нефтепродукты из России в Украину идут. Правда, украинские заводы простаивают из-за того, что НДС не возвращается российскими нефтяниками. Украина стоит в западном графике прокачки нефти, а это значит то же самое, что качать нефть на экспорт. Поэтому на цену, покупаемой российской нефти, накручивается 20% НДС, прибавляется еще к этому экспортная пошлина и стоимость экспорта. Таким образом переработка российской нефти не конкурентная в Украине. А вот казахская нефть — конкурентная.

В Украине существует мнение, что светлые нефтепродукты вымываются на Запад. Вы с ним согласны?

— Это неправда, что из Украины вымываются светлые нефтепродукты. В Европу Украиной экспортируется только мазут и темные нефтепродукты. Однако сейчас все трейдеры прекратили их экспорт, так как цены внутри Украины находятся на том же уровне, а иногда и выше цен Западной Европы.

На рост цены на нефть влияют страны ОПЕК или кто-то другой?

—Считаю, что цена на нефть определяется не странами ОПЕК, а рынком. Страны ОПЕК наоборот даже увеличили добычу нефти — до 800 тыс. тонн баррелей в сутки. Но, как оказалось, и этого объема нефти недостаточно, поскольку на мировом рынке возрос спрос на нефть. А причина вся в том, что Америка, израсходовавшая две трети своего нефтяного государственного резерва, сейчас занимается его восполнением. Такая ситуация продлится, по крайней мере, еще до весны. Таким образом до этого времени на мировом рынке будет присутствовать дефицит нефти. А если присутствует дефицит нефти, значит цена на нее возрастает. В этой ситуации, соответственно, будут подтягиваться и поднимать цены на горючее Россия и Казахстан.

Что влияет на стоимость нефтепродуктов? Можно ли спрогнозировать степень их подорожания?

— На цену нефтепродуктов влияет, в основном, цена нефти. Очень выросла цена на нефть в России. Все лето она была достаточно низкой и наблюдался большой дисбаланс цен между западным и российским рынками, который выражался в размере от $30 до $60. Сейчас практически нет этого дисбаланса, выражается он буквально в пределах $10 — 12.
В Украине цены на светлые нефтепродукты растут из-за того, что в России растут цены на нефть. Российские нефтяники намного подняли цены на нефть. На сегодня резко повысилась цена дизельного топлива, и никто практически понять не может, почему такой дефицит дизельного топлива на Западе? Россия сейчас экспортирует дизтопливо. Ноя из личного опыта помню такие цены на дизтопливо еще со времен иракской войны.

Какой рынок сбыта вашей компании и доля рынка?

— Мы покрываем где-то две трети потребности украинского рынка нефтепродуктов в западном регионе. Наша компания не торгует нефтепродуктами, а только поставляет нефть на "Нефтехимик Прикарпатья". Реализацией нефтепродуктов занимается торговый дом "Надвирнанефтехим".

Грозит ли Украине в октябре бензиновый кризис?

Константин БОРОДИН, руководитель проекта UPECO :

— В УКРАИНЕ наблюдается дисбаланс цен на рынке нефтепродуктов. Несколько раньше резко выросли цены на нефть, а сейчас наблюдается рост цен на светлые нефтепродукты. Фактически с начала сентября стоимость бензина марки "А-95" выросла на 15%. Рост цен прослеживается потому, что из Украины нефтепродукты практически вымываются. Факторов здесь много.
Повышенный спрос Западной Европы на дизельное топливо и бензин спровоцировал повышение цен, поэтому нефтетрейдеры увеличили экспорт нефтепродуктов. О предисловиях бензинового дефицита говорить не приходится, так как до сих пор не было перебоев в поставке нефти в Украину. Для переработки отечественные НПЗ используют нефть, добытую "Укрнафтой", а также импортную. Украина для переработки нуждается в ежемесячной потребности 800 тыс. тонн нефти, из нее заводы производят где-то в среднем 400 тыс. тонн светлых нефтепродуктов — дизтоплива и бензина.

Сейчас в среднем Украиной вырабатывается 40% светлых нефтепродуктов, остальную часть составляет импорт. В последнее время на украинском топливном рынке российский бензин не фигурирует.

Георгий КОРОГОДСКИЙ, председатель совета директоров "Альфа нафта":

— НЕЗАВИСИМО от того, соглашусь ли я с этим фактом или нет, но в Европе действительно прослеживается бензиновый кризис, который не просто грозит переброситься в Украину. Дизельный кризис уже есть, а бензиновый, по моим прогнозам, скоро будет. К примеру, эксперты прогнозировали повышение цены на дизель месяц тому назад, но в них никто не верил. Он проявился в том, что дизель подорожал с 1,5 до 2,5 тысячи гривень за тонну. Получается, что подорожал на более чем 50%. Цена на бензин к октябрю может вырасти на 30 — 40%. Наша компания является трейдером светлых нефтепродуктов. Рынок сбыта нефтепродуктов компанией — это все регионы Украины. Доля этого рынка составляет в среднем 8 —10%.