- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Устойчивый, но очень подверженный колебаниям
Отечественный рынок нефтепродуктов, пережив в течение последних полутора лет значительные потрясения, сейчас подошел к решающей стадии формирования. На нем четко отслеживаются три центра давления. Первый создают россияне и казахи, пришедшие на украинский рынок в виде новых собственников украинских НПЗ после отмены льгот для СП в начале этого года. Второй — украинская нефть, движение которой и цена до последнего времени строго контролировались. Третий — собственно, нефтетрейдеры, ввозящие готовые нефтепродукты из Прибалтики, Белоруссии и России. Нынешние ценовые колебания на бензин свидетельствуют не столько об интегрированности Украины в мировую экономику, сколько о сохраняющейся зависимости от российского рынка, дефиците собственных нефтепродуктов и неумелом регулировании рынка властями
На других надейся, а сам не плошай
СОБСТВЕННАЯ сырьевая база Украины для производства нефтепродуктов не богата — ежегодная добыча нефти с конденсатом, начиная с 1993 года и по сегодняшний день колеблется в пределах 4 млн. тонн. За 8 месяцев этого года добыто 2,5 млн. тонн нефти. При этом база переработки нефти в стране одна из самых мощных во всем СНГ — шесть украинских НПЗ могут перерабатывать около 50 млн. тонн нефти ежегодно. О том, насколько эффективно они работают, можно судить по тому, что на начало сентября заводы переработали с учетом перекачки нефти около 4,7 млн. тонн. В предыдущие годы отечественные НПЗ в среднем перерабатывали не более 12 млн. тонн нефти.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaГлавным и основным добытчиком украинской нефти является "Укрнефть", на ее долю приходится окЪло 3 млн. тонн добычи. Остальной 1 млн. тонн добывается десятком небольших нефтекомпаний, действующих в основном в форме СП, а также "Черноморнефтегазом". В предыдущие годы движение большей части украинской нефти, как и цены на нее, жестко контролировались. Вся она направлялась на НПЗ "Укртатнефть". Как сказал еще в конце зимы Виктор Ющенко, вся нефть делится в Киеве между своими. Такая нерыночная регламентация рынка властью объяснялась нуждами села, которому весной нужно было посеяться, а осенью — собраться. Кроме того, "Укртатнефть" производил мазут для отечественных тепловых электростанций. Долги за который тянутся еще с 1997 года. После весеннего решения правительства продавать всю добытую в Украине нефть на аукционах, ситуация изменилась. Основным покупателем на аукционах стал Госрезерв, который отправлял нефть на давальческую переработку на ту же "Укртатнефть". Однако в сентябре между руководством Госрезерва и "Укртатнефти" разразился публичный конфликт стоимостью в 142 млн. грн. Глава Госрезерва Евгений Червоненко обвинил руководство "Укртатнефти" в невыполнении своих договорных обязательств.
Этот конфликт, скорее, можно связать с готовящимся переделом собственников "Укртатнефти". До последнего времени завод действовал как совместное предприятие, созданное Кременчугской НПЗ и "Татнефтью". Однако сейчас правительство рассматривает вариант другого инвестора в лице казахов — государственной компании "Казтрансойл". Глава Госрезерва заявил о своем видении дальнейшей судьбы НПЗ, предложив передать его в управление агентству за долги. Олег Салмин — председатель "Укрнефти" также заявил о планах интегрировать "Укртатнефть" в создаваемую, на базе "Укрнефти" вертикально-интегрированную компанию.
Ставка на казахов
ТАКОЙ сыр-бор именно вокруг "Укртатнефти" можно считать завершающим этапом передела украинского рынка нефтепродуктов. Борьба еще может развернуться вокруг "Галичины", но "Укртатнефть" все же является самым крупным по мощностям украинским НПЗ. Она может в год переработать до 18 млн. тонн нефти.
Все остальные заводы уже имеют реальных хозяев, которые, по выражению Михаила Ватфорда — президента компании Watford group, поставщика нефти на "Нефтехимик Прикарпатья", худо-бедно, но пытаются загрузить свои заводы. Западные НПЗ — "Галичина" и "Нефтехимик Прикарпатья" — также перерабатывают часть украинской нефти, но большая доля приходилась на давальческую российскую, поступавшую к ним по нефтепроводу "Дружба", с которым они технологически связаны.
Что касается трех остальных — ЛиНОСа, Одесского и Херсонского НПЗ, то их загруженность теперь практически полностью зависит от новых собственников. Правда, последний конфликт между нынешними собственниками Одесского НПЗ — российской компанией ЛУКойл и украинским правительством по факту невыполнения инвестиционных обязательств по загрузке завода нефтью, ярко демонстрирует невыгодность переработки на украинских НПЗ российской нефти. Россияне объясняли незагруженность Одесского завода тем, что цена нефтепродуктов, произведенных из российской нефти на украинских НПЗ, является неконкурентоспособной. Что обусловлено тем, что при вывозе российской нефти на Украину нефтетрейдерам НДС не возмещается, тогда как вывоз из России нефти в страны — участники единого Таможенного союза облагается НДС по нулевой ставке. Поскольку условия экспорта в Украину аналогичны западноевропейским, нефть шла в Европу, где стоимость бензина была значительно выше. Сейчас большинство экспертов отмечает постепенное выравнивание украинских цен на бензин с европейскими — они отмечают, что разница на тонне составляет около $10-12, поэтому можно ожидать в дальнейшем увеличения объемов переработки российской нефти на украинских НПЗ.
Сейчас ситуация на НПЗ действительно начала меняться в лучшую сторону. За 8 месяцев этого года из России в Украину поставлено около 2,08 млн. тонн нефти. Казахстан поставил соответственно — 1,07 млн. тонн. Из общего объема нефти НПЗ в январе-августе этого года произвели около 1,16 млн. тонн автобензина, что на 459,3 тыс. тонн меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако в августе почти все отечественные НПЗ увеличили переработку нефтепродуктов. Кроме выравнивания цен до уровня европейских, все большую роль на отечественном рынке нефтепродуктов начинают играть поставки из Казахстана. Подтвержденные запасы его составляют 2,8 млрд. тонн нефти и конденсат" Причем только на двух месторождениях Тенгиз и Карачаганак республика ежегодно сможет добывать около 45 млн. тонн нефти. В 2000 году планируется добыть 30 млн. тонн "черного золота", 22 млн. из которых будет отправлено на экспорт, в том числе от 2 до 4 млн. тонн в Украину для Херсонского НПЗ, который находится под контролем "Казахойла" и российской группы "Альянс".
Россияне также имеют радужные планы загрузки украинских заводов. В частности, в четвертом квартале Тюменская нефтяная компания, ставшая недавно владельцем контрольного пакета акций ЛиНОСа, планирует поставить на завод 1 млн. тонн нефти.
А В СЛЕДУЮЩЕМ — 4 млн. тонн: "В 2001 году есть решение Минтопа Российской Федерации о закреплении поставки ТНК на "ЛиНОС 4 млн. тонн", — сообщил в начале сентября первый вице-президент ТНК Виталий Ткачев. На ЛиНОСе россияне планируют производить мазут для перевалки его в Европу. Тем более, что ТНК через своего украинского акционера "Альфа-Капитал Украина" владеет крупным пакетом акций перевалочного терминала в Одессе — "Укрэксимнефтепродукт". Кроме того, россияне представлены и на "Нефтехимике Прикарпатья", где активно работает один из крупнейших украинских нефте-трейдеров — "Альфа-Нафта", афилированный с акционером ТНК — "Альфа-групп". Таким образом, можно говорить, что интерес у близлежащих к Украине добытчиков и владельцев нефти — россиян и казахов — к отечественному рынку нефтепродуктов имеется. Остается уповать на правительства. Во многом их регулирующая десница создает либо благоприятные, либо нет условия для того, чтобы нефть пришла на украинский рынок.
Тут все от меня зависит
ПОЛИТИКА России в отношении украинского рынка проста и незамысловата — наша страна не входит в Таможенный союз, поэтому на экспорт сюда нефти распространяются все установленные российскими властями акцизы и пошлины. Которые, как известно, недавно были существенно повышены — на сырую нефть до 27 евро/тонна с 20, на мазут — с 12 до 20 евро/тонна. Кроме того, российские нефтекомпании, задекларировавшие вывоз нефти на Украину, лишаются возможности возместить НДС из бюджета. Поэтому им все равно — вывозить нефть в Европу или в Украину. В этом случае определяющим фактором является разница в цене на нефтепродукты в Украине и Европе, в сравнении с ценой транспортировки. Как было уже сказано, до последнего времени выгодней было экспортировать нефть в Европу. Это официально. А неофициально, нефть через территорию Белоруссии, которая входит в Таможенный союз, по нефтепроводу "Дружба" все же к нам поступала. Там были, что называется, "свои схемы", о которых бизнесмены не очень любят распространяться.
С другой стороны, украинские власти также вносили негативную лепту в состояние украинского рынка нефтепродуктов. Раньше — год и более назад, внутренняя цена бензина, произведенного на нефтеперерабатывающих заводах, не могла конкурировать с ценами на готовые нефтепродукты, импортируемые совместными предприятиями, освобожденными от уплаты акцизов и госпошлин при ввозе на таможенную территорию Украины. Правительство Пустовойтенко "активно" сражалось с льготами, однако решать проблему пришлось правительству Ющенко. Который весной этого года под давлением так называемого аграрного лобби, состоящего по большей части из нефте- и других трейдеров, ввел льготы на импорт нефтепродуктов, в частности дизельного топлива, таким образом уравняв всех трейдеров — СП и неСП в правах. Это решение положительно сказалось на рынке в том плане, что разрушило монополию нескольких компаний, которые, пользуясь льготами, полностью захватили рынок. После введения льгот, согласно которым акциз на дизель составлял 10 евро/тонна и на бензин 40 евро/тонна, дисбаланс между ценами на готовые импортные нефтепродукты и переработанные на отечественных НПЗ еще более увеличился. Кроме того, импортеры нефтепродуктов уплачивали НДС кассовым методом — по факту поступления денег за поставленное топливо. Естественно, эти льготы тормозили процесс ввоза в Украину нефти для переработки на заводах. Принятые в начале марта этого года Верховной Радой, они были продлены соответствующим решением от 13 июня и должны были быть отменены с 1 октября. В преддверии повышения акцизов, особенно это касается импорта дизельного топлива, цены на него взлетели до уровня высокооктановых марок бензина. Минагрополитики, как всегда, подлил дизельного масла в огонь, заявив, что запасы дизтоплива в хозяйствах составляют 76 тыс. тонн или 21% от потребности на сентябрь. Тогда как на весь комплекс осенних работ необходимо около 1 млн. тонн дизтоплива. Как сказал первый заместитель министра аграрной политики Юрий Лузан, сейчас большинство компаний, специализирующихся на поставках горючего АПК, приостановили продажу топлива, ссылаясь на его отсутствие. Тем временем, цены на рынке продолжали дружно расти, а по большей части АЗС вообще его не продавали, ссылаясь на отсутствие оного. Только за прошлую неделю цены на дизельное топливо в крупном опте опять повысились на 7-8% с 1950-2100 до 2000-2200 гривен/тонна. "Есть дефицит ажиотажный. Некоторые трейдеры не продают, ожидая повышения цен или отправляют на экспорт. Сказать, что дизтоплива вообще нет — нельзя", — сказал заместитель генерального директора компании-нефтетрейдера "Атек-95" Юрий Непомнящий. Правительство, не дожидаясь 1 октября, когда, по идее, должно было возобновиться взимание акциза на импорт дизельного топлива в размере 30 евро/тонна, а акциз на бензин повыситься с 40 до 60 евро/тонна, на заседании в прошлую среду приняло решение об отмене дополнительного сбора в Пенсионный фонд с импортируемых нефтепродуктов в размере 10 евро/тонна. И обратилось в парламент с просьбой передать ему полномочия по регулированию рынка нефтепродуктов. Верховная Рада в очередной раз решила самолично влиять на рынок. И на прошлой неделе, как бы под давлением аграриев, не успевших собрать сахарную свеклу, кукурузу и подсолнечник, приняла решение о нулевом акцизе на импорт нефтепродуктов в Украину до конца года.
Таким образом, в Украине все еще сохраняются условия, при которых выгоднее завозить готовые нефтепродукты из Белоруссии или Литвы, нежели загружать собственные нефтеперерабатывающие предприятия. Чем пользовались и продолжают пользоваться наши соседи — два белорусских НПЗ, получающие российскую нефть по внутренним ценам России, переработали в первом полугодии этого года в 1,5 раза больше нефти, чем шесть отечественных заводов вместе взятых. Правда, сейчас Лукашенко запретил вывозить нефтепродукты из страны напрочь. Но у бизнесменов всегда в запасе есть надежные схемы.
Отголоски российского бензинового кризиса
ПОКА ЧТО отечественный рынок нефтепродуктов четко повторяет ценовую ситуацию на российском рынке с разницей во времени в две-три недели. Сейчас мы можем наблюдать, что российская нефть стала дорожать и уже повысилась в цене для давальцев, Так, за последние две недели рост цены на бензин в России составил почти 2,5%. В некоторых регионах России цены колеблятся в пределах 7,5-10 руб. за литр, что почти соответствует сегодняшним мировым ценам на бензин.
Анализ ситуации рынка нефтепродуктов в нашей стране заставляет констатировать тот факт, что украинский рынок продолжит колебания российского. В связи с принятыми на прошлой неделе решениями правительства и Верховной Рады можно ожидать до конца года увеличения предложения нефтепродуктов на рынке. Поскольку условия, созданные в Украине для трейдеров, можно назвать идеальными.
Незначительные колебания цен в сторону повышения можно ожидать в конце года в связи с истечением срока действия льгот. Однако радужные перспективы отечественных нефтепереработчиков на следующий год, а также конкуренция между россиянами и казахами на нашем рынке позволяют надеяться на рост объемов переработки нефти на Украине, а значит и увеличение предложения бензина и других нефтепродуктов. Что отразится на цене в позитивном плане.
Комментарии
Повышение цены на нефть спровоцировали США
Михаил ВАТФОРД, президент компании Watford group :
— БУДЕТ ли в Украине топливный кризис?
—Я думаю, что в Украине нет и не будет никакого нефтяного кризиса. В России ж нет бензинового кризиса. Нефтепродукты из России в Украину идут. Правда, украинские заводы простаивают из-за того, что НДС не возвращается российскими нефтяниками. Украина стоит в западном графике прокачки нефти, а это значит то же самое, что качать нефть на экспорт. Поэтому на цену, покупаемой российской нефти, накручивается 20% НДС, прибавляется еще к этому экспортная пошлина и стоимость экспорта. Таким образом переработка российской нефти не конкурентная в Украине. А вот казахская нефть — конкурентная.
— В Украине существует мнение, что светлые нефтепродукты вымываются на Запад. Вы с ним согласны?
— Это неправда, что из Украины вымываются светлые нефтепродукты. В Европу Украиной экспортируется только мазут и темные нефтепродукты. Однако сейчас все трейдеры прекратили их экспорт, так как цены внутри Украины находятся на том же уровне, а иногда и выше цен Западной Европы.
— На рост цены на нефть влияют страны ОПЕК или кто-то другой?
—Считаю, что цена на нефть определяется не странами ОПЕК, а рынком. Страны ОПЕК наоборот даже увеличили добычу нефти — до 800 тыс. тонн баррелей в сутки. Но, как оказалось, и этого объема нефти недостаточно, поскольку на мировом рынке возрос спрос на нефть. А причина вся в том, что Америка, израсходовавшая две трети своего нефтяного государственного резерва, сейчас занимается его восполнением. Такая ситуация продлится, по крайней мере, еще до весны. Таким образом до этого времени на мировом рынке будет присутствовать дефицит нефти. А если присутствует дефицит нефти, значит цена на нее возрастает. В этой ситуации, соответственно, будут подтягиваться и поднимать цены на горючее Россия и Казахстан.
— Что влияет на стоимость нефтепродуктов? Можно ли спрогнозировать степень их подорожания?
— На цену нефтепродуктов влияет, в основном, цена нефти. Очень выросла цена на нефть в России. Все лето она была достаточно низкой и наблюдался большой дисбаланс цен между западным и российским рынками, который выражался в размере от $30 до $60. Сейчас практически нет этого дисбаланса, выражается он буквально в пределах $10 — 12.
В Украине цены на светлые нефтепродукты растут из-за того, что в России растут цены на нефть. Российские нефтяники намного подняли цены на нефть. На сегодня резко повысилась цена дизельного топлива, и никто практически понять не может, почему такой дефицит дизельного топлива на Западе? Россия сейчас экспортирует дизтопливо. Ноя из личного опыта помню такие цены на дизтопливо еще со времен иракской войны.
— Какой рынок сбыта вашей компании и доля рынка?
— Мы покрываем где-то две трети потребности украинского рынка нефтепродуктов в западном регионе. Наша компания не торгует нефтепродуктами, а только поставляет нефть на "Нефтехимик Прикарпатья". Реализацией нефтепродуктов занимается торговый дом "Надвирнанефтехим".
Грозит ли Украине в октябре бензиновый кризис?
Константин БОРОДИН, руководитель проекта UPECO :
— В УКРАИНЕ наблюдается дисбаланс цен на рынке нефтепродуктов. Несколько раньше резко выросли цены на нефть, а сейчас наблюдается рост цен на светлые нефтепродукты. Фактически с начала сентября стоимость бензина марки "А-95" выросла на 15%. Рост цен прослеживается потому, что из Украины нефтепродукты практически вымываются. Факторов здесь много.
Повышенный спрос Западной Европы на дизельное топливо и бензин спровоцировал повышение цен, поэтому нефтетрейдеры увеличили экспорт нефтепродуктов. О предисловиях бензинового дефицита говорить не приходится, так как до сих пор не было перебоев в поставке нефти в Украину. Для переработки отечественные НПЗ используют нефть, добытую "Укрнафтой", а также импортную. Украина для переработки нуждается в ежемесячной потребности 800 тыс. тонн нефти, из нее заводы производят где-то в среднем 400 тыс. тонн светлых нефтепродуктов — дизтоплива и бензина.
Сейчас в среднем Украиной вырабатывается 40% светлых нефтепродуктов, остальную часть составляет импорт. В последнее время на украинском топливном рынке российский бензин не фигурирует.
Георгий КОРОГОДСКИЙ, председатель совета директоров "Альфа нафта":
— НЕЗАВИСИМО от того, соглашусь ли я с этим фактом или нет, но в Европе действительно прослеживается бензиновый кризис, который не просто грозит переброситься в Украину. Дизельный кризис уже есть, а бензиновый, по моим прогнозам, скоро будет. К примеру, эксперты прогнозировали повышение цены на дизель месяц тому назад, но в них никто не верил. Он проявился в том, что дизель подорожал с 1,5 до 2,5 тысячи гривень за тонну. Получается, что подорожал на более чем 50%. Цена на бензин к октябрю может вырасти на 30 — 40%. Наша компания является трейдером светлых нефтепродуктов. Рынок сбыта нефтепродуктов компанией — это все регионы Украины. Доля этого рынка составляет в среднем 8 —10%.