- Категория
- Экономика
- Дата публикации
В Антимонопольный комитет лучше обращаться добровольно
Для того чтобы сделка по переходу прав собственности на имущество или ценные бумаги была законной, а также при создании или слиянии компаний необходимо получить разрешение Комитета. Будет ли оно выдано, во многом зависит от полноты предоставленной информации
Прежде чем обращаться за получением разрешения на концентрацию в Антимонопольный комитет, советуем внимательно изучить нормативные документы, регулирующие концентрацию, а именно — Закон "О защите экономической конкуренции" и положение о порядке получения разрешения на концентрацию. Без согласования с АМКУ осуществлять любую концентрацию могут только малые и средние предприятия.
Поэтому субъекту хозяйствования необходимо определить состав участников (родственные и аффилированные структуры, дочерние предприятия и т. д.) и посчитать для этого состава объем активов и реализации продукции. Если в сумме для всех участников концентрации эти показатели превышают 12 млн. евро, а у двух наибольших — по 1 млн. евро, при этом хотя бы у одного в Украине, обращаться в Комитет по поводу любой концентрации придется обязательно.
Для получения разрешения на концентрацию антимонопольное ведомство требует от предпринимателей предоставления объемного пакета документов. Некоторые различия в необходимой документации могут зависеть только от вида концентрации. Например, при приобретении пакета акций сделка оформляется по иной схеме, нежели при аренде имущественного комплекса или при слиянии предприятий.
Документы, необходимые для получения разрешения на концентрацию, специалисты Главного управления конкурентной политики АМКУ условно разделяют на несколько групп. Первая включает в себя информацию о том, кто будет осуществлять экономическую концентрацию. Здесь требуется не только описать организационную структуру участников, но и способ, которым будет осуществляться концентрация (слияние, приобретение активов или акций, получение в управление, аренда, лизинг), и ее финансовые аспекты.
Предпринимателям важно самим правильно определить отношения контроля внутри субъекта хозяйствования. "Если концентрация не ограничивает конкуренцию и не монополизирует рынок, мы предпочитаем с этим пространством поработать один раз, хорошо его исследовать и потом не вмешиваться в то, что будет происходить внутри субъекта хозяйствования. Если не сделать это сразу, при первом обращении в Комитет, то предприниматель не сможет в полной мере воспользоваться льготами, предоставленными законом, и ему придется обращаться к нам повторно. А это лишняя трата времени и денег", — отметил начальник Главного управления конкурентной политики АМКУ Николай Бараш.
Во второй группе документации требуется предоставить исчерпывающую информацию о рынке, на котором действует субъект. Он должен не только дать оценку рынка, но и определить свою долю на нем. Третья группа документов включает в себя экономическое обоснование, в котором дается ответ на вопрос, зачем нужна данная концентрация.
Кроме обязательного для всех пакета документов, может возникнуть необходимость в предоставлении бизнес-плана. Например, если доля субъекта, желающего осуществить концентрацию, на рынке близка к 35%, и данная концентрация может привести к ограничению конкуренции, это обстоятельство, возможно, послужит поводом для отказа в получении разрешения. Но предоставленный бизнес-план может свидетельствовать о том, что данная концентрация направлена на создание нового товара и бизнеса, благодаря которому рынок будет развиваться.
После изучения всех этих документов в установленные законодательством сроки (45 дней, а при возникновении спорных вопросов — 3 месяца с момента подачи в Комитет всей необходимой информации) АМКУ предоставит разрешение на концентрацию при условии, что она не приведет к монополизации или к существенному ограничению конкуренции на всем рынке или в большей его части.
В то же время Комитет может запретить осуществление концентрации или оставить заявление предпринимателя без рассмотрения. Наиболее часто АМКУ оставляет поданные предпринимателями документы без рассмотрения из-за недостаточного объема предоставленной информации. Но если предприниматель предоставил в Комитет весь предусмотренный законодательством пакет документов, шансы получить разрешение на концентрацию у него достаточно велики.
Так, в прошлом году АМКУ всего дважды выступил против намечающейся концентрации: объединения двух естественных монополистов ОАО "Киевгаз" и "Киевэнерго" и создания нового монополиста — крымского ООО "Крым-Фармация". Оба эти решения Комитета были оспорены в первой судебной инстанции не в его пользу. Впрочем, по последним сведениям, Киевская горгосадминистрация отказалась от первоначального плана объединения "Киевэнерго" и "Киевгаза".
Концентрация — это слияние, присоединение, непосредственное приобретение одного субъекта другим или получение контроля иным способом (управление, аренда, лизинг), а также прямое или опосредованное приобретение в собственность или получение в управление акций, долей, обеспечивающих превышение 25-50% голосов в высшем органе управления субъекта хозяйствования. К концентрации относится также создание субъекта хозяйствования двумя или несколькими лицами и назначение/выбор руководителя, который уже занимает руководящие должности в других обществах
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaКрупнейшие разрешения на концентрацию, выданные АМКУ за последнее полугодие
Компания, которая получила разрешение на концентрацию |
Вид концентрации |
ОАО "Галактон" |
Приобретение более 50% акций ОАО "Кременчугский гормолокозавод" |
"Укрречфлот" |
Присоединение ОАО "Днепропетровский речной порт" |
ОАО "Концерн Галнефтегаз" (г. Львов) |
Приобретение целостных имущественных комплексов ОАО "Ривненефтебаза", "Львовнефтепродукт" и ОАО "Винницанефтепродукт" |
Государственная администрация железнодорожного транспорта |
Получение в управление 100% акций ОАО "Гниванский завод спецжелезобетона", ОАО "Коростенский завод железобетонных шпал" и ОАО "Кременчугский завод железобетонных шпал", ОАО "Днепропетровский тепловозоремонтный завод", ОАО "Запорожский электровозоремонтный завод", ОАО "Киевский государственный электровагоноремонтный завод", ОАО "Львовский локомотиворемонтый завод", ОАО "Ивано-Франковский локомотиворемонтный завод", ОАО "Киевский электротехнический завод "Транссигнал" и Харьковского электротехнического завода "Транссвязь", занимающих монопольное положение на специализированных рынках |
Компания "Вакуна Интернациональ С. А." (Люксембург) |
Опосредованное приобретение контрольных пакетов акций двух украинских энергоснабжающих компаний — ОАО "АЭС Ривнеоблэнерго" и ОАО "АЭС Киевоблэнерго" |
ЗАО "Систем Кэпитал Менеджмент" |
Приобретение менее 25% акций ОАО "Центральный горно-обогатительный комбинат", входящего в состав ГАК "Укррудпром" |
Международная бизнес-компания TNK Financil Limited |
Приобретение корпоративных прав предприятия с иностранными инвестициями "ТНК-Украина" |
Криворожский государственный горно-металлургический комбинат "Криворожсталь" |
Приобретение активов ГП "Рудоуправление им. Кирова" |
ХК "АвтоКрАЗ" |
Приобретение пакета акций ЗАО "Украинский банк международного сотрудничества "Инвест-Кривбасс Банк" (Кривой Рог) |
Компания "Хирш энд "СиАйИ" (Швейцария) |
Приобретение акций ЗАО "АвтоЗАЗ-Дэу", что обеспечит покупателю превышение 50% голосов в высшем органе управления предприятия |
ОАО СК "Гарант-Авто" |
Приобретение акций АКБ "Гарант" |
ГАХК "Артем" |
Приобретение акций ООО "Артем-Банк" |
"ТНК-Украина" |
Дано разрешение на аренду ОАО "Лисичанскнефтепродукт" |