В ногу со временем

Отрасль телекоммуникаций наиболее динамична, и работникам компаний, ведущих свою деятельность в этой сфере, необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень. Поэтому российский оператор связи "Вымпелком" создал корпоративный университет, в кото
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Отрасль телекоммуникаций наиболее динамична, и работникам компаний, ведущих свою деятельность в этой сфере, необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень. Поэтому российский оператор связи "Вымпелком" создал корпоративный университет, в котором обучаются все сотрудники компании и даже ее партнеры по бизнесу. О том, как создать учебное заведение и с какими трудностями можно при этом столкнуться, рассказывает корпоративный тренер "Билайн-Университета" Лейла АЛИЕВА

— Когда был создан ваш корпоративный университет и как вы пришли к такому решению?

— "Билайн-Университет" начал функционировать с 1999 года. Поначалу он был ориентирован на топ-менеджеров компании. Затем пришло понимание того, что для достижения максимально эффекта необходимо обучать всех сотрудников. Тогда мы ввели систему обучения для разных уровней наших работников, начиная от тех, кто работает с клиентами, и заканчивая техническим персоналом. Кроме того, со временем было принято решение обучать и наших партнеров по бизнесу, чтобы они могли квалифицированно представлять наш продукт.

— Каким образом вы подбираете учебную программу и что необходимо сделать сотруднику, чтобы прослушать тот или иной курс?

— Хочу отметить, что мы не навязываем обучение "сверху". Каждый сотрудник раз в полгода вместе со своим руководителем выбирают необходимую учебную программу. Если менеджер замечает, что сотруднику его департамента не хватает определенных знаний, они совместно составляют план обучения. Можно и самостоятельно подобрать курс, исходя из потребностей и перспективы.

— Может ли возникнуть ситуация, когда поступает только одна заявка на какой-то семинар или тренинг? Предоставите ли вы желающему возможность пройти этот курс, или ему придется ожидать до тех пор, пока не соберется группа?

— Если это семинар или тренинг, который непосредственно относится к рабочему процессу или действительно может помочь человеку повысить качество работы, то, конечно же, мы найдем возможность и отправим желающего на обучение. Как правило, мы находим место, где читается необходимый нашему сотруднику курс. Это может быть учебное заведение как на территории нашей страны, так и за ее пределами. Но, конечно же, это возможно только в том случае, если требуемый учебный курс имеет отношение к телекоммуникациям или к предметной области, в которой работает наш специалист.

— Кто проводит занятия — внутренние специалисты или привлеченные со стороны?

— На начальном этапе мы привлекали специалистов со стороны. Но затем поняли, что они учат чему-то общему, а у нас своя специфика. И никто кроме нас ее лучше не знает. Тогда было принято решение обучать работников внутри компании, для того чтобы со временем они могли передать свои знания товарищам. В итоге у нас появилось два вида тренеров — корпоративные и функциональные.

Функциональные — это лучшие сотрудники компании, которые делятся своим опытом с другими. Сейчас их более 100 человек из различных служб: финансовой, технической, административной и т. д. Часть своего рабочего времени они посвящают тому, чтобы обучать других. Преимущество данного подхода в том, что эти специалисты хорошо знают специфику и компании, и бизнеса. Кроме того, они на практике каждый день сталкиваются с различными ситуациями и всегда в курсе того, чего может не хватать работающим рядом с ними. В свою очередь, мы постоянно стараемся повышать квалификацию тренеров, чтобы они максимально шли в ногу со временем. До 65% от общего объема обучения проводится функциональными тренерами. В штате компании также есть корпоративные тренеры — сотрудники, которые полностью посвятили себя тому, чтобы учить других.

— Как оплачивается труд функциональных тренеров?

— Функциональные тренеры совмещают основную работу с участием в проекте "Корпоративное обучение". Наградой за их труд являются видимые результаты деятельности коллектива. Дело в том, что перед компанией поставлены определенные задачи, и от того, как они будут выполнены, зависит бонус всех ее сотрудников. Поэтому тренеры максимально заинтересованы в том, чтобы общий уровень персонала повышался и работа выполнялась качественно. Таким образом, улучшая качество труда сотрудников, они работают на свой же бонус.

— Обучение проводится непосредственно на местах, или у вас есть общие для всех стран и регионов курсы?

— В настоящее время в каждом регионе, где присутствует наша компания, есть свои тренеры, которые на местах проводят необходимое обучение. Но мы стараемся наладить процесс так, чтобы время от времени все встречались на общих занятиях, где можно обмениваться знаниями. Кроме того, специалисты из одних регионов часто посещают другие для того, чтобы делиться опытом и получать новую информацию.

— Сегодня вы создаете корпоративный университет в Украине. С чего вы начинали?

— Когда я ехала сюда, то думала, с чего же начать. И пришла к выводу, что работу "Билайн-Университета" следует строить точно так же, как и работу с клиентом. Существует четыре этапа обслуживания — знакомство, выявление потребностей, их удовлетворение и действия в продолжение. Я подумала, что эти принципы можно заложить в основу создания любой системы. На первом этапе следует установить, сколько сотрудников в компании и кто они. На втором необходимо определить уровень их знаний и профессионализм. Сейчас мы приступили к этапу планирования обучения и уже провели первые тренинги. Начали с программ для специалистов, работающих с клиентами. В ближайшем будущем хотим определить, чему необходимо обучить топ-менеджеров, чтобы повысить уровень эффективности их управления. Это как взгляд в будущее.

— Кто в компании отвечает за работу университета?

— Сотрудники университета — это служба по работе с персоналом и организационному развитию. В каждом регионе в составе HR-службы есть корпоративный тренер и специалист по обучению. Кроме того, привлекаются руководители департаментов, поскольку они формируют учебный план своих подчиненных.

— Существуют ли какие-то курсы, которые могут считаться бонусными и доступны только по достижении определенного результата?

— У нас есть курсы, которые доступны не всем. Например, топ-менеджерам предоставляется возможность прохождения MBA. Директора филиалов имеют возможность изучения курса "Развитие управленческих компетенций". Это серия тренингов, которые помогают усовершенствовать управленческие навыки и качества. Также есть системы обучения, способствующие личностному росту — курсы управления временем и пр. Кроме того, если сотрудник дополнительно проходит обучение, его деятельность оценивается выше, а от этой оценки зависит его годовой бонус.

— Вы говорите об оценке персонала. Что это за система?

— Каждые полгода все сотрудники проходят оценку как по KPI, так и по внутрикорпоративным и личностным параметрам. Один из показателей — это обучение. Он влияет на общую оценку деятельности.

— Получается, что обучение должно быть обязательным?

— Ни в коем случае. Выбор курсов — за сотрудником. Но в системе оценивания есть пункт "обучение". Потому что, не изучая ничего нового, в ногу со временем идти нельзя. И когда руководитель дает оценку сотруднику, он всегда обращает внимание на то, каких ему знаний не хватает. На этом этапе они и планируют его обучение на будущий период.

— Какие формы обучения существуют в университете?

— Очная, заочная и электронная. Наиболее удобная из них — электронная. Для ее внедрения были разработаны специальные программы. С их помощью можно пройти определенный интерактивный курс. Учебные курсы варьируются от технических до, к примеру, того, как правильно обслуживать клиентов. Система построена классическим образом — лекция, тест, игровые моменты. Преимущество электронной формы обучения состоит в том, что человек практически не отрывается от рабочего места. Например, может возникнуть ситуация, когда в процессе работы сотрудник забыл, что требуется сделать в том или ином случае. Он сразу же может открыть электронный курс, с его помощью вспомнить необходимое, а если захочет — после работы пройти курс более полно. Результаты сохраняются и вносятся в общую базу для выведения общей оценки.

Хорошо то, что каждый руководитель может узнать, какие курсы проходил его подчиненный и какие оценки он за него получил. Такая система хорошо зарекомендовала себя в России, и мы работаем над ее внедрением в Украине.

— Все ли курсы доступны, или есть разграничения прав доступа?

— Обучающие электронные курсы доступны для всех. Например, я в свое время выбрала курс "Менеджер будущего". Это была моя инициатива, поскольку мне это было интересно. У каждого сотрудника компании есть возможность развиваться.

— Как вы можете оценить эффективность данной структуры?

— Система непрерывного обучения позволяет компании оптимизировать кадровый потенциал. Поэтому мы активно учим наших сотрудников. Благодаря высокому уровню подготовки они могут решать вопросы не только в рамках своих структурных подразделений, но и, в случае необходимости, "подстраховывать" специалистов других отделов.

— Что сложнее всего наладить?

— Самое сложное дать понять всем, что учиться необходимо, поскольку это еще и инструмент, который помогает заработать больше денег. На первых порах мы сталкивались с ситуацией, когда руководитель мог сказать, что не может отпустить сотрудника, он должен быть на работе. Хотя как раз обучение и есть инвестиция в хорошую работу. Сейчас уже все сами приходят и спрашивают, когда подойдет их очередь.

— Какие основные затраты возникают на содержание университета?

— IT-поддержка, зарплата тренеров, оплата привлеченных специалистов.

— Ранее вы говорили, что кроме своих сотрудников, обучаете партнеров по бизнесу. Кто они?

— Мы можем достичь хороших результатов, если наши партнеры тоже работают качественно. Поэтому мы приняли решение обучать наших дилеров. Существуют несколько курсов, которые ориентированы и на старших специалистов, и на консультантов. Причем совершенно бесплатно. Хочу отметить, что для того чтобы открыть торговую точку от нашей компании, обязательным условием является не только ее оформление в заданном стиле, но и прохождение обучения тем, кто будет в ней работать. Хотелось бы отметить, что в дилерских компаниях большая текучесть кадров, но тех, кто прошел у нас обучение, берут на работу везде.