В особом статусе

Государственные компании в Украине находятся в выгодном положении: законодательные коллизии позволяют уйти от ответственности по долгам и государству, и компаниям. Вместе с тем, процедура согласования получения таких кредитов у госкомпаний сложнее, чем дл

Государственные компании в Украине находятся в выгодном положении: законодательные коллизии позволяют уйти от ответственности по долгам и государству, и компаниям. Вместе с тем, процедура согласования получения таких кредитов у госкомпаний сложнее, чем для частных предприятий

Государственные компании, желающие привлечь финансирование на внешнем рынке, должны мириться с определенными ограничениями. Эти ограничения в первую очередь касаются процедуры принятия решений. "Если в частной компании решение принимает руководство, в частности, исполнительный орган, то госкомпании в соответствии с Хозяйственным кодексом всегда должны спрашивать разрешения Фонда государственного имущества", — говорит юрист представительства юридической фирмы "Байтен Буркхардт Рехтсанвальтсгезельшафт ГмбХ" в Киеве Олег Загнитко.

Различия, существующие между процессом привлечения финансирования государственными и частными компаниями, касаются также и выбора лид-менеджера/кредитора по сделке. "В то время как частные компании самостоятельно определяют порядок и стадии проведения тендера по выбору кредитора, государственные компании с января 2006 года обязаны учитывать требования новой редакции закона "Про закупки товаров, работ и услуг за государственные средства, — рассказывает старший юрист компании "Магистр и партнеры" Ольга Хорошилова. — После осуществления всех необходимых формальностей, связанных с проведением тендера, государственная компания согласовывает проект кредитной документации с соответствующими государственными органами. До подписания кредитного договора с нерезидентом также необходимо получить согласие Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ) на заключение такого договора. Подобное согласие также потребуется в случае, если сделка предусматривает открытие счета в банке-нерезиденте".

Иностранный кредитор украинской госкомпании должен быть готов к политическим рискам. По словам Ольги Хорошиловой, любая смена власти может привести к назначению нового руководства и в результате — повлечь существенные изменения во внутренней политике такой компании, включая подходы к финансированию и управлению активами, что, вероятно, отразится на общем финансовом состоянии госпредприятия. "Уровень рисков, связанных с компанией, оценивается инвесторами при помощи международных кредитных рейтингов и влияет на стоимость заимствования. Поэтому можно говорить о том, что основной "страховкой" от рисков, связанных с предоставлением финансирования и возможностью дефолта по обязательствам, возникающим из заимствования, является включение таких рисков в стоимость кредита, — отметила г-жа Хорошилова. — Другие же способы защиты от негативных изменений (как, например, хеджирование рисков) не связаны с заемщиком как таковым и зависят от рисков, связанных со структурой сделки".

Предоставление любого обеспечения (в том числе и в виде залога) удешевляет кредит и поэтому может использоваться как государственными, так и частными компаниями для снижения стоимости заимствования. "Несмотря на это многие компании предпочитают не обременять свои наиболее ликвидные активы залогами, — говорит представитель компании "Магистр и партнеры". — В нашей практике подавляющее большинство кредитов, привлекаемых государственными компаниями, было необеспеченным, за исключением небольших "пилотных" заимствований, которые использовались заемщиками без какой-либо кредитной истории с целью выхода на рынок и утверждения собственной кредитоспособности". Кроме того, предоставление залогов определенными государственными компаниями требует согласования с ФГИУ, что выступает для них дополнительным сдерживающим фактором. Дополнительное согласование ФГИУ или отраслевого органа управления требуется, если предполагается передача в залог всех либо части основных фондов государственного предприятия. К тому же залог определенных видов имущества запрещен законом. Однако спорным остается вопрос о том, кто будет отвечать по долгам госкомпаний. По мнению юристов, разграничивать ответственность свою и ответственность государства, то есть собственника имущества и корпоративных прав, — в интересах самих компаний. "Если государственное предприятие занимает на рынке средства, то кредитор, который эти средства предоставляет, возможно планирует торговать долгами. Поэтому кредитору, а особенно иностранному, всегда интересно знать, насколько компания самостоятельна, насколько она может распоряжаться своими средствами, может ли кредитор рассчитывать на государство при недостаточности ее имущества для погашения долговых обязательств", — говорит Олег Загнитко.

В то же время при возникновении долга перед иностранным кредитором последний практически не может применить никаких санкций по отношению к должнику. Инициировать процедуру банкротства против госкомпании можно не в каждом случае. И кроме того, действует мораторий на принудительную реализацию имущества при взыскании долгов с юридических лиц, не менее 25% корпоративных прав которых принадлежит государству. "Можно попытаться применить договорные санкции, но на территории Украины эти действия не будут иметь эффекта", — отметил г-н Загнитко. — Привлечь же государство к ответственности за долги госпредприятия проблематично, за исключением казенных предприятий и случаев выдачи государственных гарантий правительством Украины".