"В скором будущем при покупке картриджа принтер будут давать в подарок"

Сегодня на отечественном рынке периферийных устройств представлены практически все крупные мировые бренды, каждый из которых с достоинством отстаивает своего потребителя. В отличие от рынка компьютерной техники, "периферийщики" не ведут отчаянные войны за

Сегодня на отечественном рынке периферийных устройств представлены практически все крупные мировые бренды, каждый из которых с достоинством отстаивает своего потребителя. В отличие от рынка компьютерной техники, "периферийщики" не ведут отчаянные войны за покупателя, а работают в стиле "мирового жанра", предоставляя лояльные цены и высокое качество продукции. О перспективах и проблемах рынка рассказывает глава представительства корпорации Xerox в Украине Георгий СЕГАЛОВ

— Каким путем идет развитие отечественного рынка офисной техники? Кто из игроков представлен, какие доли занимают, каков объем рынка?

— В Украине присутствуют все наши мировые конкуренты — Canon, Hewlett Packard, Samsung и др. Рынок Украины очень перспективен, поэтому здесь есть все крупные игроки. Доля рынка нашей компании зависит от сегмента техники. Например, в сегменте так называемого "офиса" она составляет не менее 40%. В сегменте профессионального цвета доходит до 80%.

Если говорить об IT-рынке, частью которого является офисная техника, по последней информации, полученной из отчетов IDC и от Ассоциации IT-дистрибьюторов, его объем составляет более $1 млрд. и он очень динамично растет. Если говорить о динамике роста рынка периферии, особенно сегмента принтеров и многофункциональных устройств, в котором мы работаем, то и здесь темпы роста не ниже 30% в год. Объем этого рынка можно оценить в 10% от общего объема рынка IT. Более того, рынок периферийных устройств для печати делится на два четких сегмента: SOHO (Small Office Home Office — потребительский сектор) и мощной офисной техники. Итоги прошлых лет показывают, что сегментация рынка составляет 90% против 10% в пользу сегмента SOHO. Для рынка Украины, к тому же, характерны огромные закупки несетевых устройств для больших государственных организаций. Крупные организации закупают сотни, а то и тысячи устройств для работы на каждый письменный стол, и получается, что продукция, предназначенная для потребительского рынка, используется в промышленных организациях и госсекторе.

— Какие основные изменения произошли на рынке офисной техники за последние годы? Развития каких тенденций следует ожидать в ближайшее время?

— Относительно ключевых изменений, произошедших за последнее время, следует отметить опережающие темпы роста рынка многофункциональных устройств по сравнению с рынком принтеров. Второе изменение — это заметный переход на цифровые устройства. При достаточно высокой популярности аналоговых устройств их количество все же со временем уменьшается. Ключевой момент — это удешевление как принтеров, так и многофункциональных устройств. Я предвижу в скором будущем наступление "полароидного эффекта". Имеется в виду, что печатающее устройство будет стоить копейки, и его будут раздавать за покупку картриджей. На сегодняшний день уже есть принтеры дешевле $100. И это самое революционное изменение на рынке — лазерная технология стала общедоступной. Цветные лазерные технологии тоже постепенно становятся доступными. Это бурно растущий сегмент рынка.

— Мы затронули тему многофункциональных устройств (МФУ), которые выполняют функции копира, принтера, сканера, факса. Расскажите, чему отдают предпочтения современные компании — подобным "офисным комбайнам" или же работе с несколькими устройствами?

— Многофункциональные устройства пока еще не составляют большую часть рынка, но скорость роста их доли ощутима. Постепенно пользователи привыкают к тому, что лучше пользоваться одним, но очень умным устройством, чем расставлять по всему офису множество разного оборудования. Хотя полный переход на унифицированные устройства в ближайшем будущем не предвидится. Впрочем, если вы в своей работе пользуетесь только принтером, вам нет смысла приобретать МФУ "на вырост". Компания Xerox не заинтересована в том, чтобы навязывать многофункциональные устройства каждому, хотя мы активно занимаемся их продвижением. Мы предлагаем только те решения, которые упростят/усовершенствуют процесс документооборота. Я лично не особо верю в то, что уже завтра в каждом офисе или доме будет стоять МФУ. Хотя этот рынок растет очень динамично, и это факт.

— Раз мы коснулись вопросов будущего, скажите, каким вы видите офис будущего? По вашему мнению, какие перспективы ожидают беспроводные устройства?

— В офисе будущего я вижу многофункциональные устройства с возможностью цветной печати. Как правило, то, что вы хотите установить в своем офисе, чаще всего зависит от объема и задач документооборота и от наличия свободного пространства. Также большую роль будет играть внешний вид устройства, поскольку такое оборудование является элементом декора офиса. Я уверен, что широкое распространение получат технологии беспроводной связи. Все, конечно, в разумных пределах. Ведь не всегда многофункциональная машина или принтер должны быть настолько мобильными, чтобы вы постоянно их носили за собой из помещения в помещение.

Кроме того, беспроводная сеть пока не может обеспечить передачу больших объемов информации, что, к слову, очень важно при печати сложных заданий. Поэтому при внедрении беспроводных технологий необходимо задаваться вопросом "Зачем это нужно и для каких целей будет использоваться?" Если мы говорим о беспроводной клавиатуре или мышке, то это действительно очень востребованный и удобный инструмент. Думаю, через год-два небольшие беспроводные принтеры и МФУ поднимутся на эту же ступеньку востребованности. Уже сейчас наша техника подразумевает опционную установку беспроводных устройств третьих производителей.

— Как в целом вы могли бы охарактеризовать структуру спроса отечественного потребителя на офисную технику?

— В последнее время мы наблюдаем превалирующий спрос среди индивидуальных потребителей и малых, и средних офисов. Соответственно, это закупки более дешевого оборудования, но в достаточно больших количествах. Но, что греха таить, весь 2005 год на рынке было много жалоб по поводу отсутствия бюджетов на периферию.

— Кроме небольших бюджетов, существуют ли на рынке периферийных устройств проблемы, тормозящие динамику его развития?

— На любом рынке главной проблемой является "эрозия" цены. Мы работаем на рынке, где все дешевеет. Эта проблема довольно серьезная и "давит" на многие дополнительные сервисы, которые потребитель привык получать от производителя. Но мы стараемся с этим справляться и предлагаем потребителю высококлассный продукт по разумной рыночной цене. К сожалению, выделяемые на обслуживание офисной техники бюджеты тоже не очень большие. И, соответственно, подход — купить дешевле, но больше, — изначально неправильный. При этом никто не оценивает потерь, которые потом возникают и проявляются на плохо отпечатанных непрезентабельных материалах, сшитых ручным степлером, и т. д. Экономия на оригинальных заправочных материалах ведет к тому, что пользователь сокращает срок жизни устройства. Согласен, что расходные материалы компании-производителя дороже, но мы ведь гарантируем качество. Экономия в ущерб качеству — еще одна большая проблема рынка периферийных устройств.

— Какие инновации в области технологий для печати, копирования, передачи факсов, сканирования и др. функций появились за последние годы? Что нового, точнее невероятного, предлагает рынок потребителю сегодня?

— Главная инновация — это появление дешевых технологий. То, что раньше было доступно только для компаний с большими бюджетами, сейчас стало доступно практически всем. Я имею в виду лазерную цветную печать. Дешевеет обслуживание и расходные материалы. Кроме того, увеличиваются скорости печати, сканирования. Если раньше чудом была печать восьми страниц в минуту, то сейчас скорость печати устройства начального уровня увеличилась минимум в два раза. Технологии умнеют и дешевеют.

— По вашим оценкам, как быстро на отечественном рынке получит распространение популярная сейчас на Западе технология цветной печати-копирования с учетом ее высокой стоимости?

— Если говорить о рынке профессиональных услуг, то эта востребованность бурно растет — как минимум на 50% в год. В "домашнем" сегменте по мере появления более дешевых устройств цветная печать тоже становится доступной. Мне кажется, что в больших объемах дома цвет появится даже раньше, чем в офисах.

— Несмотря на то, что в Украине принят закон об электронном документообороте, многие предприятия с большими трудностями преодолевают переход с бумажного на электронный документооборот. Какие советы вы можете дать подобным компаниям? Как ускорить переход на электронный способ ведения документации и оптимизировать работу с документами?

— Решения по документообороту в настоящее время очень актуальны. Очень важна заинтересованность руководства компании в таких решениях. А переход на электронный документооборот совершенно не подразумевает отсутствие печати. Печать все равно никуда не уйдет.