В условиях временного цейтнота

Новоизбранному президенту, чтобы воплотить в жизнь те изменения, которые ожидает от него общество, придется работать очень быстро. Нынешние президентские полномочия будут резко ограничены уже в начале следующего года. Поэтому так важно определить, что дей

Новоизбранному президенту, чтобы воплотить в жизнь те изменения, которые ожидает от него общество, придется работать очень быстро. Нынешние президентские полномочия будут резко ограничены уже в начале следующего года. Поэтому так важно определить, что действительно важно и необходимо сделать уже сейчас, а что можно осуществить и в условиях реализации политической реформы, когда на первый план выйдут поиски политического консенсуса

Новой власти, если она будет следовать провозглашенным лозунгам, чтобы добиться успеха, необходимо будет преодолеть главное негативное явление и даже больше — определяющий принцип построения прежней власти: коррупцию. Об этом много говорили и при прежнем президенте, и сейчас. Но в чем фишка: коррупция выстраивалась постепенно, годами. Она шла сверху, основываясь на простом человеческом чувстве благодарности и питаясь такими родственными категориями как, например, кумовство. Конечно, нельзя исключать и человеческой жадности, но такого рода коррупция существует во всех странах мира и имеет совсем другие масштабы. Размах же коррупции "по-украински" сродни тому, который существует в постсоветских восточно-азиатских странах. Хотя там это явление уже возведено в ранг государственной политики.

Для понимания того, что коррупция действительно стала стилем жизни и способом мышления, уместно будет привести такую статистику. С 2000 года, когда Верховная Рада приняла закон о присуждении украинцам звания "Герой Украины", таковыми были названы десятки наших соотечественников. Если в первый год введения звания Леонид Кучма успел присвоить "Героев" десятку людей, то в последующие три эти звания получали в среднем 20 человек. Зато в 2004 году в Украине появился аж 41 "Герой". Мы проанализировали этот список — ничего выходящего за рамки. Леонид Кучма присваивал эти звания в первую очередь руководителям сельскохозяйственных предприятий, их были удостоены несколько депутатов и чиновников, деятелей науки, культуры и спорта, а также представителей крупной промышленности, в том числе и несколько рабочих. Имена "Героев", кроме депутатов, чиновников и деятелей искусства и спорта, малоизвестны.

В чем же дело? Почему в прошлом году (процесс награждения особенно активизировался перед окончанием полномочий Леонида Кучмы) "Героями" в Украине стало в два раза больше людей, чем в предыдущие? Тем более что корыстные мотивы здесь отсутствуют. Звание "Герой Украины" не дает его обладателю никаких льгот или денежной премии. Ответ может быть один: это простая президентская благодарность. Обратную сторону этой медали тоже можно проиллюстрировать примером. Вспомните сюжет с пленок майора Мельниченко, когда один губернатор совершенно искренне уговаривал президента принять в дар 25% акций крупного химического предприятия. "Это же жизнь. Детям, внукам будет", — убеждал он его.

Чтобы порвать эту цепочку "благодарностей", пронизавшую всю власть вплоть до сельских голов, необходимо ввести единственный критерий назначений в органы власти — профессионализм. И никакой личной преданности, родственной близости и приверженности идеалам "оранжевой революции". В этом плане формирование правительства будет для новой власти тестовым.

Есть еще один аспект проблемы коррупции — вседозволенность. Попав единожды в систему, построенную на благодарности, люди зачастую шли на нарушение закона и даже на преступления, логично рассчитывая на безнаказанность. Чтобы сломать эту систему, необходимо быстро и прозрачно довести до логического завершения (судебного процесса) все громкие дела, которые годами пылились в шкафах Генпрокуратуры.

Этот процесс с легкой руки прокурора Святослава Пискуна (чья фигура также далеко неоднозначна) уже начался. Буквально на днях в суды были переданы дела двухгодичной давности. Это дело об убийстве гендиректора компании "Антарктика" Валерия Кравченко и так называемое "дело оборотней", в рамках которого 12 человек (и среди них четыре бывших сотрудника милиции) обвиняются в совершении 11 умышленных убийств и других тяжких преступлениях. Почему эти дела попали в суды только сейчас — тоже вопрос.

До сих пор остаются нераскрытыми гибель в 1999 году лидера Народного Руха Украины Вячеслава Чорновила, скоропостижная смерть в 2002 году народного депутата Олега Олексенко, циничное убийство в 2001 году члена Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Алексея Ромашко. Так и не стали достоянием гласности подробности гибели в октябре 2001 охранника и водителя тогдашнего спикера ВР Степана Плюща. Не говоря уже о делах журналистов — Гонгадзе и Александрова. Еще более важно в сжатые сроки расследовать гибель главы "Украинского кредитного банка" Юрия Ляха и министра транспорта Георгия Кирпы, как и отравление Виктора Ющенко. Ничего общего расследование и доведение до конца всех этих дел с "охотой на ведьм" не имеет. Просто многие считают, что за всеми этими делами стоят отнюдь не простые, а наделенные властными полномочиями люди. Необходимо либо развеять это мнение, либо подтвердить его и наказать виновных. Без этого доверие к новой власти будет падать с невероятной скоростью.

Социальная политика

Не менее важна для укрепления доверия и будущая экономическая политика власти. Имидж реформатора либерального толка, уверенно закрепившийся за Виктором Ющенко, — это не то, чего ждут от него как сторонники, так и противники. Никто не задумывался над таким фактом: украинская экономика вышла из кризиса и начала расти с 1999 года — в аккурат, когда президент, согласно Переходным положениям Конституции, лишился права издавать экономические указы. Тем, кто считает это простым совпадением, стоит привести восточную мудрость, приписываемую Конфуцию: "Что общего между властью и бизнесом, и между поваром и рисом? Ответ прост. И в первом и во втором случае главное — не мешать". Этого ожидает от новой власти значительная экономически активная часть украинцев.

Тогда как ожидания большей части граждан Украины по-прежнему сводятся к патерналистской помощи со стороны государства. Поэтому социальная политика должна быть положена в основу успешной экономической политики нового президента. Решение этой задачи позволит загладить те трещины, которые были нанесены нашему обществу выборами. И если не выровнять отношение к Виктору Ющенко со стороны граждан, проживающих в восточных и южных регионах с позицией остальной Украины, то хотя бы сгладить его. Эта проблема может быть новому президенту по зубам, поскольку она четко определена на трех болевых центрах и прямо завязана на бюджетных ресурсах. Что касается бюджета и государственных финансов, то профессионализм бывшего банкира при работе с этими категориями сомнений не вызывает.

Главным и самым массовым центром, требующим государственной поддержки, являются 11 миллионов пенсионеров. Благодаря выборам их доходы выросли на треть. Нужно будет только технически выровнять бюджетные источники этих доходов в плане установления соответствующей минимальной зарплаты и убрать "уравниловку". Сегодня насущной для них проблемой является непрерывный и значительный рост цен. Что выберет новая власть — то ли параллельный (на уровне инфляции) рост их доходов, то ли консервацию и государственное регулирование цен — пока неизвестно. Помня политику премьера Ющенко в 2000 году, можно предположить, что это будет первый вариант.

Второй социальный центр — селяне. И здесь речь не только и не столько в деньгах, сколько в обустройстве достойной европейского человека жизни. Самостоятельно жители села, веками привязанные к земле, не способны улучшить условия своей жизни. Что нужно сделать, чтобы жители села Вийтивка Винницкой области не меняли свои политические убеждения в обмен на баллон газа, проданный им по так называемой "государственной" цене? Пожалуй, централизовано провести газ. Кроме того, селянам нужны дороги и хорошее автобусное сообщение, причем "по государственным" ценам, и бесплатная доставка детей в школу в тех селах, где их нет.

Пожалуй, не лишним было бы и возрождение клубов, библиотек, открытие хороших магазинов. Прокладывание Интернета, кабельного телевидения, мобильной или стационарной связи и полное укомплектование штатов сельских школ преподавательскими кадрами сделало бы многих украинских селян просто счастливыми. Понятно, что из центра решить все эти вопросы практически нереально, но задействовать конкретные (а не бумажные) программы под реальные ресурсы вполне возможно.

Третий центр — это шахтеры. Если по количественному показателю этот центр значительно уступает первым двум, то по необходимым для решения их проблем ресурсам выходит на первое место. Угольная отрасль представляет собой несколько эффективных, динамично развивающихся островов, находящихся в частной собственности, и абсолютно нереформированных шахтных глыб, из которых большая половина нерентабельны априори. Каждое правительство времен президентства Леонида Кучмы бралось за реформы в угольной отрасли и одинаково благополучно их проваливало. Причина даже не в том, что кто-то хочет зарабатывать на бюджетных дотациях. Важнее другое: многие шахты нужно закрыть и как-то решить судьбу людей, работавших на них. Если сейчас Виктор Ющенко только заикнется о такой возможности, Донбасс восстанет. Поэтому на протяжении нескольких лет ему придется вести подготовительную работу — вкупе с донецким бизнесом развивать эффективные острова, расширяя их географию, тем самым обеспечив переток туда шахтерских кадров с неперспективных объектов.

Стоит ли "закрывать" свободные экономические зоны? Очень может быть, что их можно будет использовать по прямому назначению — массовому открытию производств с привлечением туда высвобождающихся трудовых ресурсов. В любом случае, без местной промышленной элиты центральная власть успеха в этом регионе не достигнет. Донецкий бизнес может пойти на то, чтобы взять на себя значительный социальный груз, если посчитает справедливыми условия, предлагаемые центром.

Это три главных социальных центра, требующих особого внимания власти. Однако есть и много других социальных аспектов, начиная от молодежной политики, безработицы и заканчивая обеспечением тех конкретных социальных обязательств, о которых говорил Виктор Ющенко с трибуны Майдана. Во всяком случае, я не хочу, чтобы моя знакомая, откладывавшая рождение ребенка до победы Ющенко, потому что тот пообещал выплачивать 8 тыс. грн. помощи, разочаровалась в новой власти.

Политическая реформа

На все вышесказанное у новой власти есть очень мало времени, поскольку следующий год, без сомнения, будет определяющим в судьбе президента Ющенко по причине грядущей политической реформы. Если ему и новой власти удастся закрепить и развить доверие к себе со стороны граждан, то можно будет говорить и о закреплении позиций в новом парламенте, который будет избран в 2006 году и уполномочен формировать новое правительство. Это стратегия. Что касается тактики, то новой власти важно сформировать свою позицию по двум политическим моментам. Во-первых, если не принимать во внимание желание значительной части нынешнего парламента, стремящегося вернуться к частично-мажоритарной системе, по нынешнему закону в Раду может пройти политическая сила, набравшая 3% и более голосов избирателей.

Учитывая сегодняшние процессы — консолидацию центристских сил вокруг спикера Владимира Литвина, инициативы того же Евгения Кушнарева и Сергея Тигипко по созданию новых или укреплению полуразвалившихся политических образований, можно предположить, что этот барьер преодолеет больше десятка партий. И среди них значительная часть не будет однозначно позитивно настроена к Виктору Ющенко. А будут и априори оппозиционные — коммунисты, регионалы "оновленные", СДПУ(о). Однако с первыми можно будет вести переговоры о консолидации и формировании большинства. Понятное дело, идя на уступки и преференции.

Однако если новая власть не сомневается в верности и количестве своего (нового президента) электората, то она может рискнуть и способствовать поднятию парламентом проходного барьера до 7%, а то и до 9%. Думаю, что в Верховной Раде есть половина депутатов, способных за это проголосовать. Тогда мы в 2006 году получим более структурированный парламент с четко выраженным большинством, оппозицией и несколькими сателлитами. В этом случае Ющенко без длительных переговоров и уступок сможет сохранить свое влияние на правительство и его формирование. Риск благородное дело, но если его продвижение на восток не будет иметь значительного успеха, то в 2006 году он может получить оппозиционный парламент и как следствие — оппозиционное правительство.

Второй политический момент заключается в том, что объективно влияние президента на экономическую политику будет уменьшаться. Для того чтобы перехватить инициативу и частично восстановить баланс властных полномочий, резко накренившийся в сторону парламента, президент может инициировать реализацию полномасштабной и давно назревшей территориально-административной реформы. Начинать можно и нужно уже сейчас, причем с излюбленной темы Виктора Андреевича — финансов. Если в реформе (например, через бюджет на 2006 год) удастся заложить идеологию финансовой самодостаточности общин всех уровней (другое дело, что территориальное разделение в ходе реформы также претерпит изменения), то он получит значительную политическую поддержку и сможет в какой-то степени решить уже упоминаемые социальные проблемы местными усилиями.

Независимость общин необходима еще и для подготовки страны к выборности губернаторов. Эта тема сейчас кажется неактуальной, но в процессе реализации политической реформы в центре она возникнет уже через два-три года. Нынешний процесс массового плавного "перетекания" глав областных госадминистраций в кресла председателей областных советов четко демонстрирует ту зависимость депутатов областных советов от исполнительной власти, которая существует при нынешнем административно-территориальном устройстве. На низовых уровнях эта зависимость практически абсолютна.

Виктор Ющенко

Вопреки ожиданиям многих, Ющенко не только выстоял, но и победил в президентской гонке. Проявленная неожиданно для Ющенко твердость в борьбе против отживающего режима позволила ему стать лидером "оранжевой революции". Заслужил почетное звание Народного Президента. Сумел сплотить вокруг идеи демократии не только широкую политическую коалицию, но и украинский народ.

Был противником принятия Конституционной реформы до президентских выборов. Несмотря на блокирование процесса со стороны "Нашей Украины", реформа прошла в пакете. Не сумел повести за собой восточные регионы и стать полноценным национальным лидером.

Владимир Литвин

Как глава парламента проявил себя как независимый и самостоятельный политик. Во время "оранжевой революции" Литвин взял на себя ответственность по мирному урегулированию политических противоречий, сумел сплотить и повести за собой парламент. Политические решения, принятые Верховной Радой, способствовали развязыванию общественно-политического конфликта. Взвешенная и разумная позиция, занятая спикером Верховной Рады, позволила ему стать самой значимой политической фигурой во время политического кризиса в стране.

Не готов к ведению самостоятельной игры. Вопреки ожиданиям, не выдвинул свою кандидатуру на президентских выборах.

Виктор Янукович

Прошел президентскую гонку до конца. По результатам выборов рейтинг Януковича в 2004 году вырос в пять раз — с 9 % в начале года до 44% в конце. В третьем туре выборов за него проголосовало 12 млн. украинцев.

Применение грязных политтехнологий во время избирательной кампании создали Януковичу имидж политика, не брезгующего никакими средствами для достижения цели. Спекулировал на сепаратистских настроениях, раздутых на юго-востоке Украины во время "оранжевой революции". В народный эпос бывший премьер и несостоявшийся президент вошел как герой "истории о яйце". В результате неудачно проведенной предвыборной кампании, Янукович с политика государственного уровня перешел на региональный.

Юлия Тимошенко

Один из главных зачинщиков и детонатор "оранжевой революции". Украинская Клара Цеткин и Роза Люксембург. Без ядерного заряда Тимошенко, готовой в любой момент направить массы на силовой захват власти, революция не стала бы настолько опасной для власть имущих. Была не только одним из активных революционных персонажей, но и сыграла важную роль в послереволюционной стабилизации ситуации. Поездка в антагонистически настроенный Донбасс добавила шарма мужественному образу Тимошенко.

Не избавилась от негативного имиджа украинского олигарха, заработанного во время занятия бизнесом. Ввиду этой характеристики, а также известной склонности к радикальным действиям, может быть обойдена при дележке портфелей в коалиционном правительстве и получить должность ниже той, на которую рассчитывает.

Сергей Тигипко

Несмотря на отставку из НБУ, некоторые аналитики считают, что Тигипко имеет шанс занять пост в составе нового коалиционного правительства. Сохранил высокий профессиональный статус и получил положительную оценку своей деятельности в качестве главы Нацбанка.

Неверная ставка, сделанная Тигипко на лидера избирательной кампании, привела его к политическому краху. Был формальным руководителем штаба Януковича. После неудачно проведенной кампании Януковича вынужден был оставить пост председателя НБУ. Одновременно с этим сильно покачнулись его политические позиции. Партию и фракцию трудовиков оставили многие из ее сторонников.

Леонид Кучма

Во время "оранжевой революции" сумел сдержать попытки некоторых политиков применить против демонстрантов силу.

Уходя с президентского поста, Кучма не смог выполнить одну из своих важных президентских функций — не выбрал себе достойного преемника. Ситуация, созданная в стране при попустительстве и под руководством Кучмы, привела к массовым волнениям и возникновению акции гражданского неповиновения. Полностью самоустранившийся и спрятавшийся в резиденции в Конче-Заспе, все еще Президент Кучма не сделал ничего для урегулирования политического кризиса в стране. Вина за то, что страна была поставлена на грань раскола, лежит непосредственно на Кучме.

Виктор Медведчук

Стал невольным провокатором пробуждения гражданского самосознания украинского народа и вынужденным соавтором "оранжевой революции".

Серый кардинал Администрации Президента. В новейшую украинскую историю вошел как злой гений эпохи позднего Кучмы. Закулисная роль, сыгранная Медведчуком во время президентской избирательной кампании, общеизвестна и не требует доказательств. Мастер подковерных интриг, искусный манипулятор и разработчик тонких стратегических схем Медведчук не смог реализовать свои планы по проведению на пост президента "своего" человека. Уход с политической арены Кучмы ознаменовал закат эры Медведчука.

Роман Бессмертный

Еще один серый кардинал. В предвыборной кампании Ющенко находился устойчиво на вторых ролях. В качестве заместителя руководителя избирательной кампании использовался как источник ценной информации. Как заместитель руководителя Центрального штаба коалиции "Сила народа" и комендант акции гражданского неповиновения сыграл ключевую роль в решении организационных вопросов во время оранжевой революции.

Так и не сумел выйти из вторых ролей. При распределении портфелей может рассчитывать на роль советника президента или заместителя главы Администрации.

Политики, которые нас удивили

Степан Гавриш, народный депутат

Что заставило бывшего координатора бывшего парламентского большинства и вполне оформившегося политического "лузера" Степана Гавриша отказаться от тепленького местечка судьи Конституционного Суда и выбрать парламент — остается тайной. О дальнейших планах Гавриша мы, очевидно, узнаем уже в ближайшей перспективе.

Борис Олийнык, народный депутат

Один из старейшин парламента, украинский поэт Борис Олийнык оказался единственным коммунистом, явившимся в парламент 8 декабря 2004 года и проголосовавшим за историческое решение, способствовавшее разрешению политического кризиса в стране.

Тарас Черновол, народный депутат, руководитель штаба Януковича

Поиски правды привели Тараса Черновола в ряды провластного кандидата Виктора Януковича. В прошлом радикальный националист Тарас Черновол стал ярым "государственником". Шаг для Тараса Черновола настолько же неожиданный, насколько и закономерный. Вопрос, пожалуй, заключается только в одном — как долго продлится это сотрудничество.

Владимир Яцуба, экс-губернатор Днепропетровской области

Считавшийся преданным человеком Леонида Кучмы и одним из надежных аппаратных работников, днепропетровский губернатор Владимир Яцуба во время сепаратистских событий на юго-востоке Украины занял весьма либеральную позицию. Не найдя взаимопонимания среди областного руководства, он подал в отставку. Его шаг можно воспринимать как мужественную гражданскую позицию.

Василий Базив, экс-заместитель главы Администрации Президента

Заместитель Виктора Медведчука и мозговой центр Администрации Президента Василий Базив после получения отставки неожиданно поменял цвет своих политических пристрастий. В еще совсем недавнем прошлом непримиримый обличитель Виктора Ющенко Василий Базив больше не смог замалчивать правду. Как честный человек он рассказал о коварных планах, зревших в недрах администрации, и о своем противостоянии им. По-человечески его стало жалко. Он так долго терпел.

Александр Омельченко, мэр Киева

Своевременно распахнувший двери городской администрации для участников "оранжевой революции" столичный мэр Александр Омельченко, по сути, спас ее. Без его волевого решения у жителей Майдана было бы значительно меньше шансов на победу. Вклад Александра Омельченко в победу демократии благодарные киевляне не забудут.