В желании быть ближе

Украинский рынок не перестает привлекать внимание иностранцев. Только с января по октябрь этого года основной фондовый индекс страны вырос почти на 20%, и перспективы его дальнейшего повышения все еще сильны. Возможность получения неплохой доходности авто
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Украинский рынок не перестает привлекать внимание иностранцев. Только с января по октябрь этого года основной фондовый индекс страны вырос почти на 20%, и перспективы его дальнейшего повышения все еще сильны. Возможность получения неплохой доходности автоматически подстегнула профессиональных участников рынка к действиям. О планах и перспективах развития "дочки" российской "Тройки Диалог" мы беседуем с директором "Тройки Диалог Украина" ИГОРЕМ СЕЛЕЦКИМ

— Почему "Тройка Диалог" приняла решение прийти в Украину?

— Решение прийти на украинский рынок — это взвешенное и обдуманное решение, которое принималось не в последние несколько месяцев, а гораздо раньше. "Тройка Диалог" пришла в Украину не только потому, что здесь поменялась политическая ситуация. По своей природе это компания, которая прежде всего ориентирована на своих клиентов, соответственно, нашим клиентам украинский рынок стал интересен, потому "Тройка" и пришла сюда.

— Клиентам из России?

— Не только, — Европа, Америка и другие. Россия тоже в их числе. Согласно Госкомстату, объем капитала, вложенный в украинскую экономику российскими инвесторами, составляет более полмиллиарда долларов, а это около 6% от общих капиталовложений нерезидентов.

— Чем будет заниматься "Тройка Диалог Украина"?

— У группы компаний "Тройка Диалог" три направления бизнеса — это Capital Market (брокерско-дилерские операции, портфельные инвестиции), Investment Banking (корпоративные финансы, т. е. слияния и поглощения, IPO) и Asset Management (управление активами, доверительное управление, рынок коллективных инвестиций). В Украине в следующем году мы будем начинать именно с первых двух направлений.

— Перейдем к украинскому рынку. Как вы оцениваете инвестиционный климат страны?

— Скорее, позитивно. Я объясню почему. Во-первых, международные кредитные рейтинги Украины повышаются, что свидетельствует об улучшении инвестиционной привлекательности страны для прихода сюда международного капитала. Во-вторых, по индексу экономической свободы, который рассчитывается Heritage Foundation для 160 стран по 50 разным показателям, за пять лет Украина поднялась со 120-го на 88-е место. Кроме того, есть мнения, что будут пересматривать ВВП прошлого года, поэтому вполне возможно, что ситуация немного улучшится. И, наконец, удачный конкурс по "Криворожстали", прошедший с соблюдением принципов прозрачности, также будет способствовать улучшению инвестиционной привлекательности в Украине.

— Многие участники рынка сетуют на недостаточный ассортимент инструментов фондового рынка…

— Прежде всего, мы говорим о free fload по активно торгуемым акциям. Акций в свободном обращении действительно мало. С точки зрения брокерско-дилерских операций или портфельных инвестиций, это одна из наибольших проблем. Но опять же, объемы порождают объемы. Во-первых, планируется продажа 1,73% акций "Криворожстали", во-вторых, "прошли" небольшие IPO. Это все-таки говорит о том, что ситуация будет меняться. Кроме того, Фонд госимущества в дальнейшем планирует выбрасывать на рынки пакеты для портфельных инвесторов. Касательно облигаций, проблема аналогичная. Но опять же ситуация, скорее всего, будет меняться.

— Что нужно сделать для более стремительного развития фондового рынка Украины?

— Во-первых, необходимо реформировать судебную систему, потому что законы могут быть идеальными, но когда в один день разные суды по одному делу дают совершенно противоречивые решения, законодательство ничем не поможет. Во-вторых — принять закон Украины "Об акционерных обществах". Даже если его примут в "сегодняшнем" виде — это будет хорошо, базовые аспекты там присутствуют. Третье — это валютное регулирование.

— Что именно?

— Это 280 постановление НБУ "Об урегулировании вопросов иностранных инвестиций". Скажем так, оно написано не идеально, его нужно подкорректировать.

— Как быть с диспропорцией неорганизованного и оргрынка?

— У нас не такие уж малые объемы организованного рынка.

— Но, по официальным данным ГКЦБФР, соотношение было 95% к 5%?

— Из этих объемов нужно исключить векселя, это не инструмент для организованного рынка, к тому же они запрещены к обращению на организованном рынке. Вот, например, "Криворожсталь", который по определению не мог быть на организованном рынке, добавит в этом году приличные объемы неорганизованному рынку. Потом, технические выпуски облигаций, которые опять же не могут попасть на организованный рынок. Если мы вычтем все вышеперечисленное, то организованный рынок займет процентов 40.

— Все равно, больше половины торгов остается за неорганизованным рынком…

— В любом случае административными решениями задачу не решить. Это, скорее, эволюционный процесс.

— Насколько вероятным может быть проведение украинскими компаниями IPO в России и чем это может быть выгодно для них?

— Такая целесообразность определяется тем, насколько дешево можно взять ресурсы. Сейчас IPO не слишком реально и не полностью легально. Поскольку выпускать за границей украинские компании не могут, в России тоже нет программы депозитарных расписок. Кроме того, наше валютное регулирование также не способствует этому. То есть на сегодняшний день исходя из регулирования, я не думаю, что все это будет проходить активно.

Вообще, по логике, в начале пробуют "взять" деньги внутри страны, если не получается или это очень дорого, компания "идет" за границу. А попытки привлечь средства на внутреннем рынке даже не предпринимаются.

— Почему, ведь компании у себя в стране более известны, а за границей размещения стоят дороже?

— Там потратиться нужно намного больше. Тому же "Укрпродукту", если я не ошибаюсь, выпуск обошелся в 20% от суммы размещения. Скорее всего, это был просто имиджевый шаг.