Валютная зависимость

Среди опрошенных нами компаний практически все однозначно ответили, что наиболее оперативно приходится реагировать на изменение курса доллара. Остальные же показатели не столь существенно влияют на их деятельность
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Среди опрошенных нами компаний практически все однозначно ответили, что наиболее оперативно приходится реагировать на изменение курса доллара. Остальные же показатели не столь существенно влияют на их деятельность

Как рассказал и. о. генерального директора компании "АВК" Андрей Дикунов, последнее укрепление курса гривни больше всего отразилось на экспортной деятельности компании, в частности, она стала менее выгодной. Расчетной валютой в экспортных операциях "АВК" является преимущественно доллар. Это связано с географией продаж — основные объемы продаются в России и странах Средней Азии, где евро — менее популярная валюта. Поэтому после изменения курса гривни по отношению к доллару компания вынуждена была откорректировать в сторону увеличения цены на продукцию в прайс-листах, которые получают зарубежные партнеры. В среднем стоимость большей части ассортимента продукции, поставляемой в страны СНГ, увеличилась на 5-10%. На некоторые изделия цены не поднимались за счет снижения рентабельности.

Некоторые компания принимают решения переориентировать рынки сбыта. По словам председателя правления — генерального директора ЗАО "Росава" Романа Науменко, в целом стратегия предприятия не поменялась, но пришлось переориентировать часть потоков с долларовых рынков на внутренний рынок и рынок РФ. Также компания приняла решение об уменьшении объемов производства почти на 8%. "В этот период зарубежные компании получили возможность увеличить объем экспортных поставок в Украину. Наша продукция оказалась несколько неконкурентоспособной. К тому же мы ослабили свои позиции на рынках Европы и уменьшили объемы производства", — отметил г-н Науменко.

Во многих компаниях полагают, что изменение ценовой политики — это единственный выход при падении или росте курса валюты. "У производственной компании, как наша, валютным рискам подвержены валютная выручка и валютные расходы. Валютная выручка у нас составляет небольшую часть, основная идет в гривне. Соответственно, наш риск — это ослабление национальной валюты. В ситуации долгосрочного курса на ослабление национальной валюты мы будем реагировать изменением ценовой стратегии", — сказал финансовый директор ПБК "Славутич" Илья Агладзе.

По словам Людека Шмиды ("Robert Bosch Украина"), если курс доллара или евро растет, маржа экспортера увеличивается, и он получает дополнительную прибыль. В то же время для импортера эта ситуация критична, поскольку его маржа "съедается" курсовой разницей. Эта ситуация требует оперативного вмешательства — например, ежедневного пересмотра прайс-листа и, в случае необходимости, принятия оперативных решений ведения бизнеса. И наоборот — если курс иностранной валюты снижается, ситуация складывается благоприятно для импортера и неблагоприятно для экспортера.

"Для большей конкретики приведу такой пример. Изначально у нас была договоренность с клиентом, что мы фактурируем товар по той цене, которая установлена на определенный день, но на момент оплаты оцениваем курсовую разницу. Таким образом, клиент покупает товар в гривнях при одном курсе, а оплачивает через некоторое время также в гривнях при другом. Согласно договоренности, клиент возмещал курсовую разницу, что в условиях резкого увеличения курса вызывало его недовольство. Как выход из ситуации, мы взяли этот риск на себя: установили прайс-лист в гривнях, но в соответствии с изменением курса валюты оставили за собой право в любой момент изменить цены. Однако то, что уже заказано, мы поставляем по старой цене", — рассказывает гендиректор Bosch. — Если же курс падает, нам, как импортеру, ситуация позволяет снизить цены. И хотя у нас есть право изменить прайс-лист в любой момент, желательно предупредить об этом клиентов заранее. В дальнейшем можно реагировать гибко — провести какую-либо ценовую акцию, увеличить маржу дилера, скидку и т. д., при этом прайс-лист останется прежним".

Оперативная реакция на риски

Во всех опрошенных компаниях однозначно отметили, что существуют два риска, подлежащие оперативному управлению — валютный и политический. Как сказал Людек Шмида, первый риск связан с курсовыми колебаниями, второй — с нестабильностью политической ситуации в стране. Валютный риск компания берет на себя, политический предотвратить гораздо сложнее. Например, во время "оранжевой революции" компании пришлось на два дня приостановить продажи, поскольку некоторые клиенты из-за нестабильности работы банков не могли осуществлять платежи. По словам Ильи Агладзе, (ПБК "Славутич"), "если говорить о нашем предприятии, то основные риски лежат в ослаблении национальной валюты. Гривневый эквивалент платежей по импортным контрактам и валютным займам увеличивается, маржа уменьшается".

Существуют два способа страхования подобных рисков. Первый из них — Currency Matching. В данном случае необходимо договариваться с поставщиками таким образом, чтобы валюта выручки соответствовала валюте расходов. Это означает, что необходимо заключать договоры на поставку сырья и оборудования в гривне. Аналогично и в ситуации с кредитами. Таким образом минимизируются риски валютных колебаний. К сожалению, не всегда есть возможность уйти от контрактов в валюте. Зарубежные поставщики, а иногда даже и отечественные, понимают, что при ослаблении национальной валюты их выручка уменьшится. Поэтому они стараются зафиксировать стоимость контрактов в иностранной валюте.

Второй способ — Forex. Риск, от которого не удалось уйти through matching, может быть покрыт за счет инструментов хэджинга, предлагаемых на валютных рынках. Это могут быть форвардные поставки валюты, когда компания фиксирует будущую дату поставки валюты и курс. Это могут быть опционы, когда компания покупает право приобрести валюту по указанному курсу в будущем. Также это может быть приобретение каких-либо активов, которые демонстрируют противофазу в колебаниях стоимости. Например, инвесторы для уменьшения рисков инвестиций часто используют золото. Как рассказали на одном из предприятий химической отрасли, застраховать себя от таких скачков валюты, какие были весной, сложно. Поэтому лучше найти механизмы взаимодействия с банками, которое помогают решить возникшие проблемы.

Чтобы максимально оперативно предотвратить негативные последствия риска, необходимо иметь профессиональную команду риск-менеджеров, считает Владимир Харченко ("Укравтозапчасть"). В компании также должна быть налажена система сбора и обработки информации о рисках.