Виртуальная либерализация

Пока Минтопэнерго и НАК "Нафтогаз Украины" ведут безрезультатные переговоры о дополнительных поставках газа в Украину, схема работы рынка остается неизменной: монопольным поставщиком газа для промышленных потребителей остается ЗАО "Укргаз-Энерго". Альтерн

Пока Минтопэнерго и НАК "Нафтогаз Украины" ведут безрезультатные переговоры о дополнительных поставках газа в Украину, схема работы рынка остается неизменной: монопольным поставщиком газа для промышленных потребителей остается ЗАО "Укргаз-Энерго". Альтернативные газотрейдеры пока не у дел: несмотря на коммерческую активность, они не располагают объемами газа, достаточными для удовлетворения крупных предприятий

Глава наблюдательного совета НАК "Нафтогаз Украины" Алексей Ивченко заявлял о полной либерализации украинского газового рынка и новых схемах работы с газотрейдерами еще в начале года. Это стало логическим продолжением создания "Нафтогазом Украины" и швейцарской компанией RosUkrEnergo совместного предприятия — ЗАО "Укргаз-Энерго", в котором стороны имеют равные доли. В функции новой дочерней структуры НАК были включены оказание услуг по продажи природного газа всем промышленным предприятиям, поскольку сама компания переквалифицировалась на продажу газа бюджетным структурам и ЖКХ. Впрочем, для крупных потребителей либерализация рынка остается лишь декларацией.

"Газ могут, предложить ряд добывающих компаний, такие как "Надра Украины" или "Полтавская газонефтяная компания", но объемы добычи не позволяют им занять существенную долю на рынке", — говорит аналитик компании "Миллениум Капитал" Юрий Алексеенко. Единственное, что остается делать крупным потребителям в такой ситуации, — это сокращать количество посредников между собой и "Укргаз-Энерго". Как пример аналитик компании "Фойл Секьюритиз" Александр Мартыненко приводит "Индустриальный союз Донбасса": в середине июня этого года ИСД получил в Нацкомиссии регулирования электроэнергетики продленную лицензию на поставки 1,25 млрд. кубов газа по нерегулируемому тарифу, что покрывает нужды его предприятий. Таким образом, ИСД, сам являясь газотрейдером, исключает каких-либо посредников на пути от "Укргаз-Энерго".

Независимые газотрейдеры "разбавить" монопольную ситуацию на рынке не в состоянии — их возможности по поставкам ограничены, и обеспечить потребности даже средних по объемам потребления промышленных предприятий они не в состоянии. Например, ООО "Карпатнефтехим" (создано на базе ЗАО "Лукор") потребляет в месяц около 7-8 млн. куб. м газа и имеет коммерческие предложения о поставках сразу от шести газотрейдеров. Но голубое топливо покупает у "Укргаз-Энерго" — другие трейдеры не могут гарантировать поставки в необходимых предприятию объемах.

Нет альтернативы

Для металлургов "газовый" вопрос стоит на особом счету — предприятия в среднем потребляют около 40-50 млн. куб. м газа ежемесячно. Суммарный объем потребления в целом составляет от 7,6 до 10 млрд. куб. м в год, хотя энергетические "аппетиты" у предприятий различные: так, Макеевский меткомбинат потребляет 0,53 тыс. куб. м на 1 тонну продукции, ММК им. Ильича — 0,29 тыс. куб. м на 1 тонну, а "Донецксталь" отказалась от потребления газа вообще. По словам начальника отдела обеспечения энергоресурсами, контроля за выполнением бизнес-плана и смет комбината "Миттал Стил Кривой Рог" Александра Жердева, предприятие потребляет в среднем 81 млн. куб. м газа в месяц, и этот объем может изменяться в зависимости от времени года и сезонности. Гарантировать поставки может только один газотрейдер — "Укргаз-Энерго".

Аналогичная ситуация и в химической отрасли (объем потребления одного предприятия составляет в среднем около 140 млн. куб. м газа в год). "Проблема заключается в том, что при наличии большого количества газотрейдеров только единицы могут обеспечить полный объем газа", — говорит заместитель председателя правления "ДнепроАзота" Андрей Семич.

"На наше предприятие постоянно идут предложения по поставке газа от альтернативных поставщиков, но, являясь посредниками, они предлагают свои услуги на условиях 100%-ной предоплаты", — говорит и. о. председателя правления ЗАО "Крымский ТИТАН" Валерий Калмыков. Предложения от газотрейдеров поступают также на "Енакиевский металлургический завод". По словам и. о. генерального директора предприятия Алексея Сорокина, завод пока устраивает работа с нынешним поставщиком газа, тем не менее, руководство всегда рассматривает возможности и условия альтернативных газотрейдеров.

Пока без лимитов

"Сегодняшние схемы продажи газа по сравнению с прошлогодними не изменились", — утверждают почти на всех опрошенных "Инвестгазетой" промышленных предприятиях. Отличия в финансовых условиях: в этом году поставщики настаивают на 100%-ной предоплате поставок голубого топлива. Изменились и фискальные условия. По словам начальника сырья и топлива меткомбината "Азовсталь" Владимира Мироненко, в 2005 году предприятие закупало газ по нулевой ставке НДС, а с февраля 2006 года — с 20%-ной ставкой НДС. С неизменной системой продажи газа соглашается и ОАО "Миттал Стил Кривой Рог". "Конкретных шагов по либерализации рынка мы не видим. Системы продажи не изменились", — утверждает Александр Жердев.

Впрочем, промышленники отмечают и позитивные моменты. По словам Валерия Калмыкова, рынок стал более либеральным, поскольку потребитель природного газа вправе выбирать себе любого поставщика, ориентируясь на стоимость газа и условия его продажи. Изменения в лучшую сторону отмечают и в концерне "Стирол". "Раньше поставками газа занималась компания "Газ Украины", и она была практически монополистом в этой области. Сегодня же компаний, поставляющих газ, несколько, хотя объемы, необходимые нашему предприятию, может поставить лишь ЗАО "Укргаз-Энерго", — говорит вице-президент по торговле и маркетингу "Концерна Стирол" Игорь Чобитько.

Еще один положительный момент — отмена лимитов на поставки газа. Промышленники отмечают, что любое ограничение должно быть экономически обоснованным, а снижение газопотребления необходимо стимулировать установлением на определенный период более низких цен для компаний, внедряющих сберегающие технологии. По словам Александра Жердева, в целом лимиты не отменили, они существуют, просто государство не ограничивает работу предприятия. Валерий Калмыков считает, что отмена лимитов позитивно отразится на деятельности компании. Сейчас предприятие производит закупку газа по расчетам под выпуск продукции. Кроме того, можно производить корректировку объемов в случае уменьшения или увеличения выпуска продукции. С этим соглашается и аналитик Юрий Алексеенко, который считает, что отмена лимитов означает лишь выполнение баланса газа, необходимого для потребления, но поставки его происходят только тем предприятиям, которые производят 100%-ную оплату.