Влияние на рынок. Красочная необъятность

Потенциал украинского рынка лакокрасочных материалов оценивается экспертами в 800 тыс. тонн. Растущий спрос на продукцию и динамика сбыта подталкивают мировых гигантов к приобретению украинских заводов. При этом местные компании не опасаются конкуренции

Потенциал украинского рынка лакокрасочных материалов оценивается экспертами в 800 тыс. тонн. Растущий спрос на продукцию и динамика сбыта подталкивают мировых гигантов к приобретению украинских заводов.

При этом местные компании не опасаются конкуренции со стороны мировых производителей, поскольку уверены — места хватит всем

Сегодня украинский рынок ЛКМ находится на стадии развития и становления. Как отмечает бренд-менеджер ЗАО "Лакма" Ирина Сухенко, устойчивое наращивание объемов производства лакокрасочных материалов в Украине, наблюдающееся с 2000 года, сохранилось и в 2005, и в 2006 году. "Суммарный выпуск лакокрасочной продукции в Украине по итогам 2004 года составлял 215,5 тыс. тонн, а по итогам 2005-го — 266,5 тыс. тонн, — говорит Ирина Сухенко. — Производство ЛКМ в прошлом году, помимо заметного роста объемов выпуска продукции, характеризовалось расширением видов, ассортимента, стабилизацией доли отечественной продукции на рынке, ростом инвестиционных вложений и др. На сегодняшний день интересным для развития лакокрасочной отрасли остается внутренний потребительский рынок, его достаточно высокий спрос, наблюдаемый в течение последних лет".

Темпы роста спроса на лакокрасочную продукцию также радуют отечественных производителей. В минувшем году уровень потребления ЛКМ на украинском рынке достиг 5,5 кг на душу населения, превысив на 1,5 кг показатели 2004 года. Однако, по словам директора департамента маркетинга и сбыта концерна "Тиккурила" Владимира Клименко, в Европе этот показатель составляет 15-20 кг на человека, а в скандинавских странах превышает 30 кг на человека. Таким образом, можно увидеть, что потенциальная емкость отечественного рынка ЛКМ составляет порядка 700-800 тыс. тонн, что, соответственно, является ключевым фактором при принятии решения о выходе на рынок Украины.

И купим, и продадим …

Следует отметить, что сегодня на украинском рынке ЛКМ активно развиваются мелкие и средние производители. Эксперты связывают это в первую очередь с ростом спроса на краски и лаки общестроительного назначения, на выпуске которых специализируются именно небольшие организации. По итогам 2005 года, выпуск лакокрасочной продукции осуществлялся на 130 предприятиях (уровень производства на них находится в пределах от нескольких десятков тонн до нескольких десятков тысяч тонн). На протяжении последних пяти лет заметный прирост продукции характерен для всех ведущих производителей. Не застаивались и мелкие компании. Развитие рынка положительным образом отразилось на их рентабельности.

Перемещение импортеров поближе к своему потребителю никак не отразилось на количественных показателях импортной продукции в украинских магазинах. Специалисты оценивают долю отечественного рыка ЛКМ, занимаемую лаками и красками зарубежного производства, в 35-40%. Этот показатель растет, поскольку еще в прошлом году доля импортной продукции составляла не более 30%. Что касается экспорта, то, по словам Ирины Сухенко, внешняя торговля лакокрасочной продукцией по итогам 2005 года сохранила положительную динамику. По данным специалистов, в прошлом году 95% органоразбавляемых ЛКМ (так называются масляные краски) было экспортировано в страны СНГ. Основными потребителями этой продукции были Молдова и Россия — суммарно 75%. 144 тонн купила Литва, 39 тонн — Польша и 37 тонн отправилось в Испанию.

По оценкам аналитиков, сумма сделки составила порядка $6-7млн.

Несмотря на огромный потенциал украинского рынка ЛКМ, увеличение объемов экспорта и рост спроса на дорогую продукцию, в отрасли существует ряд проблем. Первой, по мнению аналитиков, является нестабильность отечественного рынка сырья. Во-первых, на нем практически отсутствует конкуренция, что может привести к монополизации и росту цен. Во-вторых, значительная часть сырья вывозится за пределы страны, что, по словам участников рынка, обусловлено непродуманной таможенно-тарифной политикой государства. Все это привело к тому, что на сегодняшний день некоторые украинские производители начинают задумываться о покупке сырья за рубежом.