"Воровать уже нечего", — считает вице-президент ассоциации "Киев" Валерий Юзба

Ассоциации "Киев" приходилось вплотную заниматься вопросами коммунального обслуживания, поскольку многие промышленные предприятия столицы, которые являются членами ассоциации, имеют так называемое ведомственное жилье. На сегодня проблема коммунального обс

Ассоциации "Киев" приходилось вплотную заниматься вопросами коммунального обслуживания, поскольку многие промышленные предприятия столицы, которые являются членами ассоциации, имеют так называемое ведомственное жилье. На сегодня проблема коммунального обслуживания этих домов стоит очень остро

— Могут ли ЖЭКи перейти на коммерческую основу?

— Во-первых, систему коммерческих ЖЭКов можно применить только к нескольким городам Украины — к Киеву и еще, может быть, двум-трем большим бюджетообразующим городам. Но если взять любой небольшой провинциальный город, то мы увидим, что там движение в сторону "светлого капиталистического будущего" происходит весьма и весьма медленно. А что такое частный ЖЭК? Это организация, которой люди должны платить — при любых условиях, без каких-либо льгот и исключений. Следует четко понимать, что в данном случае мы говорим о рыночном механизме. Польша, Венгрия и другие страны бывшего социалистического лагеря уже вступили на этот путь.

И что получилось? Людей, которые по тем или иным причинам не могут платить за коммунальные услуги по их рыночной стоимости, просто выселяют! Выселяют принудительно в так называемые "отселенческие" дома.

— Получается, что введение частных ЖЭКов автоматически означает удорожание коммунальных услуг?

— Как бы неприятно это ни было — да! Это означает удорожание всех коммунальных услуг и их диверсификацию. Почему? Потому что начинает работать нормальный тариф. Сегодня, как бы ни неприятно нам было об этом вспоминать, существует дотация. Совершенно очевидно, что тариф 85 копеек за квадратный метр не покрывает почти ничего. И если сегодня попытаться решить этот вопрос так, как он решается во всем цивилизованном мире, то нам придется как минимум раза в два увеличить тарифы. Никто в Европе не платит такие копейки за воду! Да и газа по такой цене, как у нас, нет нигде!

Можно возразить, что и зарплаты в Европе совсем другие. Да, зарплаты там действительно другие, но те, кто почему-то не имеет таких зарплат и не может платить за тот же газ, живут там совершенно в других условиях — можно сказать, в резервациях. И ничего хорошего в этом нет! Это именно то, что когда-то коммунисты называли "капитализмом с волчьим оскалом". Это — целый клубок очень серьезных социальных проблем. Любые шаги в сторону коммерциализации сразу бьют по социально незащищенным слоям населения. Посмотрите, за восемь лет пребывания Омельченко на посту мэра Киева было очень много дискуссий, разговоров на эту тему, но ничего конкретного так никто и не решил.

— Министерство экономики выступило недавно с инициативой ввести некие дифференцированные тарифы, скажем, тарифы на горячую воду, на газ. С тем, чтобы люди, которые могут себе это позволить, платили больше и получали более качественные услуги.

— А скажите мне, как это осуществить на практике — в государственном масштабе? Для начала надо как минимум составить реестр тех, кто может платить, и тех, кто платить не может. А это тоже большие финансовые затраты. Может ли государство сегодня себе их позволить — спорный вопрос.

Я бы, если на то пошло, предложил начать с другого — с инвентаризации технического состояния всего жилищно-коммунального хозяйства города, страны. Ведь наряду с относительно небольшим процентом новых жилых домов существуют дома, построенные 30, 40, 50 и более лет назад, состояние которых внушает уже не просто опасения, а ужас. Надо каким-то образом привести все эти дома в нормальное техническое состояние, вывести их на какой-то условный нулевой уровень, решить накопившиеся десятилетиями проблемы и только после этого говорить о разработке новых тарифов и новой системы коммунального обслуживания. И на эту серьезнейшую программу реабилитации жилищного фонда государство должно найти средства. Никакие коммерческие структуры этого не потянут. Необходим какой-то переходный этап, на котором будут предусмотрены определенные субсидии для малоимущих.

— В последние годы много говорилось о зонировании, о том, что Киев надо разбить на зоны и привязать уровень квартплаты к району — чем центральнее район, тем выше квартплата.

— А что нам даст такое зонирование? Давайте возьмем Печерский район. Там есть Липки, есть Царское село, где люди смогут платить. Но ведь есть и так называемый новый Печерск, где живут пенсионеры, квалифицированные рабочие бывших советских предприятий — из каких доходов они будут платить за свою "зону"? Зонирование — это не решение проблемы. Мне кажется, что сегодня нужно решить другой вопрос: нужно структурировать промышленность города, подсчитать, сколько киевлян на самом деле не работают, разработать действенную систему социальной защиты этих людей.

Нужно разобраться с самоуправлением, с финансированием — и тут возникает еще один очень важный вопрос. Если взять район как территориальную единицу, то бюджет, например, Днепровского района Киева в прошлом году был 220 млн. грн. В этом районе зарегистрировано 7 тыс. юридических лиц, из них 28 — бюджетообразующие предприятия. Они в прошлом году заплатили государству 160 млн. грн. налогов. Фактически они дали второй бюджет района, а в район вернулось всего 7% этих денег. Это недопустимо мало! Если мы сегодня пересмотрим финансовую политику, перераспределим хотя бы существующий денежный поток, мы увидим реальные деньги. Мне кажется, что коммунальное обслуживание — это не проблема города. Город должен принципиально определить, в каком направлении двигаться, а решение всех насущных практических вопросов нужно оставить за районами, которые бы реально распоряжались деньгами. Тогда, мне кажется, толку было бы больше.