Востребованные вагоны

Взять в лизинг железнодорожный транспорт достаточно сложно, поскольку производители вагонов расписывают очередь на поставку на год вперед. Некоторые лизинговые компании имеют свои лимиты на предприятиях и могут организовать поставку в течение двух недель
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Взять в лизинг железнодорожный транспорт достаточно сложно, поскольку производители вагонов расписывают очередь на поставку на год вперед. Некоторые лизинговые компании имеют свои лимиты на предприятиях и могут организовать поставку в течение двух недель

Обновление транспортного состава — проблема достаточно актуальная для всех компаний, которые пользуются услугами ж/д перевозок. В Министерстве транспорта и связи пытаются найти средства для того, чтобы обновить подвижной состав. При этом чиновники пока не рассматривают такой вариант, как брать вагоны в лизинг. Как сказали нам на одном из заводов по производству вагонов, в Украине пока мало лизинговых компаний, работающих в этом направлении. Да и сами предприятия пока воспринимают их с немалой долей скепсиса. По словам директора "Инвестиционной лизинговой компании Рента" (г. Одесса) Павла Мухина, с точки зрения лизинговой компании такие проекты достаточно проблемные, поскольку очень сложно заказать вагоны на заводе.

Как выяснилось, план продажи расписан практически на год. Естественно, так долго клиент ожидать не сможет. Впрочем, среди лизингодателей есть операторы, которые имеют налаженные схемы поставок и могут организовать заказ в течение двух недель. К таким компаниям можно отнести "Украинскую лизинговую компанию". Как рассказала ее директор Людмила Золотарева, когда компания только начинала работать в этом направлении, действительно было очень сложно организовать быстрое выполнение заказа. Сегодня такой проблемы нет. Что касается дисконта, существующего в других отраслях лизинга, то здесь он не предусмотрен, поскольку вагоны пользуются огромным спросом, и в качестве бонуса можно рассматривать даже то, что их поставка организовывается вовремя.

О специфике

Подход к оформлению договора лизинга ж/д транспорта требует очень внимательного изучения многих аспектов. Например, необходимо заранее оговорить маршрут курсирования, будут ли вагоны использоваться в поездах, следующих за рубеж, или только на территории Украины. Кроме того, в договоре указывается, что лизингополучатель не может самостоятельно заниматься модернизацией подвижного состава. В первую очередь он это должен согласовать с лизингодателем, а тот в свою очередь с железной дорогой. И только если желаемые изменения будут безопасными, вагоны разрешат модифицировать. Хотя, как правило, это бывает нечасто.

Что касается регистрации подвижного состава, то это также непростой момент. Для этого необходимо собрать все документы со стороны лизингодателя и получателя. Сами вагоны регистрируются на собственника — лизинговую компанию, а станция приписки обозначается по месту нахождения лизингополучателя. Существует соответствующий приказ Минтранса, согласно которому ж/д транспорт необходимо регистрировать в главном информационном вычислительном центре "Укрзализныци". Это госпредприятие, которое контролирует местонахождение вагона, ведет учет собственников и арендаторов.

Отдельным пунктом лизингового договора можно назвать страхование. Как рассказали в "Украинской лизинговой компании", в случае страхования ж/д транспорта рисков ДТП у компании меньше, поэтому тарифы по сравнению с автотранспортом ниже. Но поскольку вагоны дороже, то и сумма выплат значительно больше. На стоимость влияет и то, какие грузы будут перевозиться (чем опасней, тем выше тариф) и будет ли вагон курсировать за рубеж. Это обусловлено тем, что на территории других стран подвижной состав может потеряться, и его гораздо сложнее разыскать. Что касается обслуживания подвижного состава, то обычно его берет на себя лизингополучатель. Как рассказала главный специалист ОАО "Укртранслизинг" Галина Воронова, часть доходов, которые получает лизингополучатель от использования вагонов, он должен отчислять на проведение ремонта подвижного состава и закупку запасных частей. Это оговаривается в договоре.

Лизингополучатели, соответствующие перечисленным выше требованиям, становятся для лизингодателя приоритетными клиентами. Правда, компании берущие вагоны в лизинг, не всегда считают, что ремонтировать их следует самостоятельно. По словам начальника управления вагонного хозяйства "Межрегиональный промышленный союз" Александра Момота, существуют трудности с закупкой комплектующих для ремонта, которые к тому же все время дорожают и, кроме того, находятся в дефиците. Что касается дополнительных сервисов, которые может предоставить лизингодатель, то среди таковых можно назвать информационно-аналитические и логистические услуги, направленные на оптимальное использование подвижного состава. Правда, как поделился опытом заместитель генерального директора по экономическим вопросам ООО "Зерноторговая компания" Максим Матвеев, его компания наоборот стремится уменьшить количество сервисов, которые может предоставить лизингодатель.

Отдельным вопросом является выбор между формой лизинга — оперативным или финансовым лизингом. При лизинге автомобилей компании предпочитают оперативный, поскольку попользоваться автомобилем три года и затем продать его достаточно выгодно. В случае ж/д транспорта немного иная ситуация. Вагоны — очень ликвидный товар, и каждая компания предпочитает иметь их в собственности. Поэтому финансовый лизинг более востребован. Как отметил исполнительный директор ООО "Лит Групп" Владимир Баранов, это как форма кредита, совмещенная с арендой. Преимущества финансового лизинга в том, что компания постепенно выкупает эти вагоны. Особенностью в работе с лизингодателем является то, что следует сразу оговорить размер авансового платежа, поскольку вагоны — достаточно дорогостоящие, и первый платеж может составлять 10-50% от общей стоимости. Следует также отметить, что лизинг вагонов обходится немного дешевле по сравнению с кредитом, взятым на их приобретение.

Лизинговая компания самостоятельно уплачивает:

— транспортный сбор;

— пенсионный сбор при покупке валюты;

— оплачивает конвертацию валюты.

Лизинговая компания освобождает лизингополучателя от обязательства:

— по регистрации;

— по покупке иностранной валюты для расчета за кредит;

— по отчету перед налоговыми органами за уплату транспортного сбора и покупку валюты;

— по оформлению залога.

Справка

По оценкам экспертов, общий парк грузовых вагонов исчерпал свой ресурс на 72%, полувагонов на — 81%

Пример расчета стоимости ж/д транспорта (вагоны-цистерны) при финансовом лизинге на 3 года

Стоимость объекта лизинга

215130 грн. в т. ч. НДС

Авансовый платеж

46 503 грн.

В т. ч.:

основная стоимость — 20%

43 026 грн. в т. ч. НДС

оформление залога

565 грн.

расходы по регистрации

180 грн.

комиссия за оформление (до1,5%)

2 732 грн.

Источник: "Украинская лизинговая компания"