Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Воздушная битва

Трудовой коллектив аэропорта "Борисполь" требует отменить меморандум, подписанный между Минтранссвязи, Госавиасужбой и компанией "АэроСвит" относительно урегулирования споров о правах "АэроСвита" на земельный участок под строительство терминала в аэропорт

Трудовой коллектив аэропорта "Борисполь" требует отменить меморандум, подписанный между Минтранссвязи, Госавиасужбой и компанией "АэроСвит" относительно урегулирования споров о правах "АэроСвита" на земельный участок под строительство терминала в аэропорту "Борисполь"

Мировое соглашение устанавливало, что государство отзывает свои иски к компании "АэроСвит". В свою очередь, "АэроСвит" возвращает часть земель, принадлежащих государству. Смыслом и целью меморандума было возобновить работу по строительству терминала "АэроСвита".

Работники "Борисполя" приняли решение обратиться к президенту Украины Виктору Ющенко с просьбой вмешаться в ситуацию. Ведь их мнение, как непосредственных участников данного конфликта, фактически не учли — интересы государства в споре представляла Госавиаслужба.

Напомним, что решение о строительстве двух новых терминалов в "Борисполе" было принято еще в 2002 году. Один из них начала строить компания "АэроСвит" за собственные средства, другой должен быть построен аэропортом на средства японского кредита. Какое-то время стороны не конфликтовали, но в начале 2005 года ГМА "Борисполь" заблокировал доступ к земельному участку "АэроСвита". "АэроСвит" подал в суд на "Борисполь", и с этого момента начались взаимные судебные тяжбы.

По мнению представителей "Борисполя", сейчас происходит завуалированная приватизация аэропорта. "Бизнес, который был государственным, переходит в частные руки, при этом без никакой оплаты государству", — говорит финансовый директор ГМК "Борисполь" Наталия Гомболевская.

Раздел пассажиропотока

"Борисполь" опасается, что новый терминал "АэроСвита" сможет отобрать у него пассажиропотоки. По словам Наталии Гомболевской, речь идет не просто о строительстве терминала компанией, речь идет о захвате бизнеса. Приводятся такие цифры: объем терминала, который планирует построить "АэроСвит", составляет 3,5 млн. пассажиров в год, и введен он будет в 2007 году. Пассажиропоток, который они планируют достигнуть в 2011 году — 4 млн. пассажиров. "Борисполь" открыто обвиняет "АэроСвит" в том, что компания строит свой терминал не под свой объем пассажиров, а под объем, который имеет "Борисполь". Насколько известно, в 2005 году аэропорт обслужил около 4 млн. пассажиров.

Руководитель пресс-службы "АэроСвита" Сергей Куцый считает, что происходит банальное манипулирование цифрами. Динамика увеличения пассажиропотока через аэропорт "Борисполь" в 2005 году составила 24% по сравнению с предыдущим годом, и ниже этой цифры не опускалась в последние годы. Крупнейшие базовые авиакомпании также наращивают объемы: "АэроСвит" по итогам 2005 года показал почти 30%-ный рост, а МАУ — 37%. При этом, МАУ и "АэроСвит" объявили о приобретении в 2006 г. от 3 до 5 новых самолетов, что может увеличить на треть провозные мощности авиакомпаний.

Таковы же перспективы и у зарубежных перевозчиков: уже в нынешнем году, согласно двусторонним соглашениям, в несколько раз возрастет количество рейсов между Киевом и столицами Франции, Австрии, Италии и других стран.

По оценкам специалистов "АэроСвита", в 2007 г. пассажиропоток через аэропорт "Борисполь" может возрасти до 6 млн. пассажиров. Исходя из этих прогнозов, компания и рассчитывала свой прогнозный пассажиропоток через новый терминал — 3,5 млн. пассажиров в год. Если даже все 3,5 млн. расчетной мощности терминала "АэроСвита" будут задействованы в 2007 году, то 2,2 млн. из них составят пассажиры "АэроСвита" (общий наш прогнозный объем перевозок в 2007 г. составит 2,3-2,4 млн. пассажиров, из них 2,2 — через а/п "Борисполь"). То есть, "АэроСвит" потенциально может претендовать максимум на 1,3 млн. пассажиров других авиакомпаний.

А "Борисполь", кстати, вполне может их "не отпустить", предложив этим авиакомпаниям более выгодные расценки на аэропортовые услуги и более высокое качество обслуживания. Таким образом, на действующий терминал "В" в 2007 г. придется от 2,5 до 3,8 млн. пассажиров.

Развитие под вопросом

В "АэроСвите" заявляют, что если строительство терминала "АэроСвита" будет сорвано, то все авиакомпании не смогут развивать свои перевозки (поскольку нельзя увеличивать пассажиропотоки в условиях ограниченных мощностей, а новый терминал "Борисполя", строящийся за счет японского кредита, войдет в строй не раньше 2009 г.). Поэтому "АэроСвит" вынужден будет прекратить развитие "транзитообразующих" дальнемагистральных рейсов. "В целом за три последующих года мы не досчитаемся 1,5 млн. пассажиров". Те же последствия, по мнению "АэроСвита", получат и другие компании. "Ситуация повлияет и на другие авиакомпании, обслуживающиеся в "Борисполе", снизятся темпы суммарного пассажиропотока через аэропорт. Есть опасность, что к 2009 году, когда ГМА "Борисполь" построит свой терминал, все потенциальные транзитные потоки уже будут успешно распределены по соседним динамично растущим ХАБам (Москва, Стамбул, Вена, Прага, Мюнхен и др.), отметили в компании.