Время украинских часов

Два года назад увидела свет первая украинская марка часов "Клейнод". Это был небывалый случай на часовом рынке, где традиционно присутствовала зарубежная продукция. Об украинском часовом бизнесе и о первом национальном бренде рассказывает генеральный ди

Два года назад увидела свет первая украинская марка часов "Клейнод". Это был небывалый случай на часовом рынке, где традиционно присутствовала зарубежная продукция. Об украинском часовом бизнесе и о первом национальном бренде рассказывает генеральный директор Киевского часового завода Алексей ЗОЛОТАРЕВ

— Как можно охарактеризовать украинский часовой рынок?

— Прежде всего, следует учесть, что рынок имеет две составляющие — непосредственное производство и розничная торговля. Рынок торговли не вызывает опасений. Идет рост розничного сектора, открываются новые магазины, расширяются торговые площади в уже действующих. Ситуация в секторе производства совсем другая. Известно, что Советский Союз наряду со Швейцарией и Японией входил в тройку лидеров мировой часовой промышленности. Однако Украине не досталось часового производства от СССР. Национальный часовой рынок начал формироваться с момента развития Украины как самостоятельного государства. Первыми ласточками были совместные предприятия с россиянами или белорусами, которые успешно занимались производством часов еще в Союзе. Среди основных игроков на рынке того периода был "Восток-Днепр" — аффилированное с Чистопольским часовым заводом предприятие в Днепропетровске, где собирали командирские часы, и которое на сегодня, практически, исчезло с рынка. Еще одно предприятие — "Арсенал-Луч" — действующее и по сей день СП с белорусским заводом "Луч", ориентированное на работу с Киевской горадминистрацией и выполняющее корпоративные заказы.

Киевский часовой завод — единственная компания, которая серийно поставляет украинские часы на рынок конечного потребителя. Наше предприятие было основано в ноябре 1997 года. Мы использовали ту же схему, что и наши предшественники, но партнером у нас выступил Первый московский часовой завод с торговой маркой "Полет". Мы сделали этот выбор сознательно, потому что из советских брендов "Полет" имел наибольшую мировую известность и лучшую техническую оснащенность. Немаловажно и то, что московский часовой завод был признанным лидером советской часовой отрасли. Сейчас мы производим часы под двумя марками — "Полет", с которой мы начинали, и "Клейнод", которая является собственным брендом.

— Сколько производителей сегодня работает на украинском рынке?

— Дело в том, что сегодня назвать себя часовым заводом не представляет сложности. Любая компания, даже состоящая из трех человек, может зарегистрироваться как часовой завод, так как эти слова не являются объектом интеллектуальной собственности. Если просмотреть справочник, то в одном только Киеве можно найти как минимум четыре часовых завода. В основном это предприятия, которые занимаются выполнением специальных заказов — выпуском часов с корпоративной тематикой. Этот значительный сектор часового рынка — профессиональные праздники, юбилеи, подарочные фонды — обеспечивается большим количеством часовой продукции. Также нужно учесть, что этот сектор наиболее рентабельный, так как не требует ни значительных денежных вложений, ни больших производственных площадей. Чтобы выпустить такую продукцию, достаточно закупить партию готовых часов в Минске, в Москве, Угличе, Пензе, т.е. у компаний-производителей по оптовой цене, нанести символику на циферблаты, сделать гравировку — и корпоративный презент готов. Производство требует минимум накладных расходов, к тому же работает по предоплате. Не удивительно, что этот сегмент рынка высококонкурентен. Наше предприятие также занимается корпоративными заказами. Но мы, будучи пока единственной компанией на Украине, которая массово выпускает часы, выполняем спецзаказы на основе своих серийных моделей. Поэтому наше ценовое предложение ограничено только нашим модельным рядом. Бывает, что клиент говорит: "Нам нужно уложиться в 100 гривен". Таким приходится отказывать, так как в этой ценовой категории мы не работаем, поскольку хорошие часы не могут стоить столько. А мы исходим из того, что наше предприятие выпускает часы, а не просто приборчик, который с переменным успехом показывает время.

— По какой схеме работает Киевский часовой завод?

— То, что делает сегодня КЧЗ, это известная схема, которая реализуется в Швейцарии, Франции и других странах. В основе этой схемы лежат каноны часового производства. Основная задача — это разработка дизайна, конструкторско-технологическая разработка, которая свяжет этот дизайн с конкретным механизмом, и создание бренда. А также сервисное сопровождение и наличие запаса комплектующих. Так что по общемировым правилам, понятию "украинские часы" мы полностью соответствуем. Но если мы пишем "Полет", то понимаем, что это не чисто украинский бренд. Эта марка давно стала международной. А "Клейнод" — это истинно украинский бренд, который родился здесь, придуман здесь и здесь зарегистрирован.

Уже пошел третий год как мы представили Украине эту торговую марку. Мы не рассчитывали на быстрый результат, так как не привлекали никаких внешних ресурсов, не запускали массовой рекламы. Но той динамикой, которая есть на сегодняшний день, мы довольны и надеемся, что и в дальнейшем она будет такой же позитивной. Сегодня мы понимаем, что у нашего начинания есть будущее, поскольку недоверие рынка к нашей продукции преодолено. Нашей задачей было производство продукта и постепенное знакомство с ним рынка. По сути это было живое полевое исследование продолжительностью в два года. И сегодня мы видим, что, несмотря на конкуренцию и другие трудности, мы заняли свою нишу, и она расширяется. К нам начали приходить владельцы частных магазинов и предлагать партнерство. Так что сегодня наша задача — продвижение украинского бренда на внутреннем рынке. Хотя мы не исключаем возможности экспортных перспектив.

— Расскажите подробнее о "Клейноде".

— Этот бренд ориентирован на средний и высший уровень. С товарами дешевой ниши мы не старались бороться и не видим в этом смысла, поскольку тенденции часового рынка показывают уход потребителя от дешевых часов. Это процесс не быстрый, но он уже начался — дешевые марки часов уже почти не продаются. К тому же мы учитываем, что уровень жизни людей стабильно растет. Наша страна небедная, зачем нам дешевый товар? Если сегодня пенсия уже составляет 300 грн, и минимальная цена наших часов в рознице тоже 300 грн, то это говорит о том, что потребитель адекватен рынку. Так что мы должны двигаться вверх вместе с потребителем. К тому же сегодня "Клейнод" не многим отличается от, скажем, известной марки Tissot — наши часы на 100% соответствуют требованиям, предъявляемым к швейцарскому продукту. Более того, гарантия на наши часы составляет два года — вдвое больше, чем дает Tissot.

— Какие проблемы главные для отрасли?

— Основной проблемный аспект — это серая схема, по которой работает рынок. Легальных поставок мало, при том, что объем рынка очень значительный. К сожалению, бороться с этим трудно. Пошлина на часы 30% плюс НДС 20% на ввозе делает легальную схему для небольших компаний малорентабельной. К тому же часы — привлекательный товар для контрабанды, хотя бы в силу своих маленьких размеров. Можно сказать, что рынок адекватен созданным условиям.

Нужно учитывать, что оборачиваемость товара очень низкая — вплоть до года. И получается, что сначала выплачиваются большие деньги, а часы продаются год. Накладные же расходы никуда не деваются. Но в связи с тем, что Украина планирует вступление в ВТО, таможенные ограничения будут вообще сниматься либо минимизироваться. Производители, завозящие комплектующие, выиграют от снижения пошлины.

— Какие перспективы у украинского часового производства?

— Часовое производство на Украине проходит начальный период формирования, и на сегодняшний день не понятно, будет ли оно развиваться. Ведь чтобы серьезно заниматься производством часов, нужно иметь значительный опыт именно в этом бизнесе, поскольку он специфичен. Это приводит нас к проблеме квалифицированных кадров. За семь лет наше предприятие сформировало рабочий коллектив, который сегодня в состоянии грамотно работать на рынке, и который в значительной степени пришлось воспитывать самостоятельно. Еще одна проблема связана со спецификой бизнеса. Для компании, работающей на часовом рынке, основа успеха — долгое присутствие на рынке. Не зря, например, швейцарские компании, делают упор в основном на свою долгую историю. Потому молодым компаниям, чтобы быть успешными, потребуются очень значительные денежные вложения. Из-за этого фактора у нашего предприятия поступательная идеология. Мы понимаем, что сразу не сможем охватить весь украинский рынок, поскольку это финансово и физически невозможно. Учитывая то, что на сегодня потребность Украины в часах составляет 2 млн. ед. в год, мы не обладаем достаточными производственными мощностями, чтобы покрыть ее. Еще один аспект, тормозящий развитие собственного производства, — необходимость покупать практически все комплектующие за границей. Организация же выпуска комплектующих на Украине сегодня не имеет смысла из-за отсутствия сбыта. Получается замкнутый круг, так как в условиях отсутствия объемов продаж нельзя наращивать объемы производства, и наоборот. Я считаю, что только поступательными движениями можно выйти на определенный уровень продаж и только после этого рассматривать проблему производства комплектующих. Да и тогда это останется под большим вопросом. Нам показывает пример российская часовая промышленность, а она сегодня переходит на 100%-ную закупку комплектующих, не утруждаясь собственным производством. Поэтому, будет ли развиваться на Украине производство более значительное, чем сборочное — не ясно. Я прогнозирую, что в ближайшие год-два мы этого не увидим.

Тем не менее, у рынка значительные перспективы и мы намерены способствовать тому, чтобы он был наполнен часами отечественного производства.

Технические характеристики часов "Клейнод"

Механизмы — Ronda, производства Швейцарии, на рубиновых камнях, позолоченные. Материал корпуса, браслета, крышки — нержавеющая сталь. Покрытие корпуса — позолота (IPG). Стекло — минеральное. Ремешок — натуральная кожа. Влагозащитные (3 АТМ). Среднемесячный ход часов -10/+20 сек. при температуре +25/-5°С. Срок энергетической автономности элемента питания — 24 месяца. Номинальное напряжение элемента питания — 1,5 V. Средний полный срок службы часов — 10 лет.

Гарантийное обслуживание — 24 мес.