"Высокие инвестиционные ожидания на рынке сохраняются", —говорит новый руководитель "Ренессанс Капитал Украина" Григорий Гуртовой

Активизация инвестиционно-банковского рынка Украины делает его привлекательным не только для компаний, но и для топ-менеджеров из других отраслей. В начале прошлой недели руководителем украинского бизнеса компании "Ренессанс Капитал" стал Григорий Гуртово

Активизация инвестиционно-банковского рынка Украины делает его привлекательным не только для компаний, но и для топ-менеджеров из других отраслей. В начале прошлой недели руководителем украинского бизнеса компании "Ренессанс Капитал" стал Григорий Гуртовой. О причинах перехода в инвестиционный бизнес бывшего руководителя "Аэросвита" — крупнейшей авиатранспортной компании страны — и о планах развития бизнеса г-н Гуртовой рассказал "Инвестгазете" в эксклюзивном интервью

— До последнего времени вы были известны как наиболее успешный менеджер именно в авиационном бизнесе. Чем вызван ваш переход с поста председателя наблюдательного совета "Аэросвита" в инвестиционную компанию, которая не занимается непосредственно производственной деятельностью?

— Наверное, решение о переходе можно рассматривать как этап развития как личностный, так и карьерный. Есть какая-то история деятельности в авиационной отрасли, работающей на стыке производства, высоких технологий и финансовых рынков. Со временем появилось желание попробовать себя в других сферах. Я бы не сказал, что инвестиционная компания не занимается реальным бизнесом. Здесь появляется возможность поработать сразу в нескольких отраслях. Сегодня мои желания совпали с решением компании "Ренессанс Капитал".

— Какие задачи стоят перед вами как перед руководителем компании?

— Компания начала работу в Украине с направления торговли акциями. В настоящее время главным направлением развития украинского офиса является усиление работы по привлечению внешнего финансирования, услуги по сопровождению сделок слияния и поглощения. Пока что высокие инвестиционные ожидания на рынке сохраняются, и моя задача состоит в том, чтобы наполнить эти ожидания реальными проектами.

Результаты деятельности первых месяцев компании на фондовом рынке Украины превышают наши планы и ожидания. Сейчас работа будет идти над построением полноценного инвестиционного банка.

— В последнее время в экономике наблюдается довольно странная ситуация — на фоне высоких инвестиционных ожиданий объемы реальных инвестиций и роста ВВП неуклонно снижаются. По вашему мнению, насколько долгой будет нынешняя "инвестиционная пауза" и когда следует ожидать возобновления роста экономики?

— Общее ожидание рынка заключается в том, что с завершением отпускного сезона, осенью, начнется оживление экономики. С другой стороны, экономика — вещь очень чувствительная, реагирующая не на лозунги, а на реальные дела. Крупные инвестиционные игроки должны убедиться в последовательности того курса, который задекларирован и который проводится властью. В данной ситуации прогнозируемость действий правительства будет укреплять уверенность инвесторов в нем. Правительство огласило курс, утвердило бюджет, выполнило все обещанное, и инвестор будет верить состоявшимся фактам.

— А крупные украинские корпорации не верят украинскому правительству? Вы первые чувствуете подъем — они принимают инвестпрограммы и приходят к вам за деньгами для крупных проектов.

— Сегодня трудно оценивать по этому фактору перспективы экономики. Крупному бизнесу деньги нужны всегда, и сейчас украинские корпорации не являются исключением. Вместе с тем власть должна понять, что для динамичного развития экономики нужно сделать страну узнаваемой не только в политическом поле, но и в экономическом.

— Несколько месяцев назад компания заявила о том, что она выступит инвестором нескольких украинских предприятий путем покупки пакетов акций вплоть до контрольных. Насколько продвинулись вы в этом направлении? Покупки будут осуществляться напрямую или будет основан специальный фонд прямого инвестирования?

— Мы не раскрываем направление прямых инвестиций компании. Это обычная практика — как правило, покупается актив с заниженной стоимостью, у которого существует большой запас роста капитализации. Обычно информация обнародуется тогда, когда актив продается. Инвестиции проводятся в рамках основной компании подразделением прямых инвестиций группы (т. н. merchant banking).

— В Украине за прошедшие полгода прошел целый ряд конференций для инвесторов — в частности, ваша конференция, "Альфа Банка", недавний "мини-Давос". Какой практический эффект от этих мероприятий, почувствовали ли вы его?

— Первая реакция, которую в таких случаях мы наблюдаем, — это эффект узнаваемости страны и компаний, которые здесь работают и могут быть интересными для инвесторов. В дальнейшем, исходя из российского опыта, после таких встреч, как правило, происходит рост продаж. В украинском случае мы можем говорить как минимум об оживлении интереса.

— Крупные иностранные инвестиционные компании, приходя на рынок, предлагают услуги по управлению активами. Насколько эта услуга востребована на рынке?

— Рынок по предоставлению услуг подобного рода в Украине только формируется, и наши действия на нем носят в основном образовательный характер, хотя в России мы управляем деньгами частных инвесторов на сумму $800 млн. Прежде всего эта услуга пользуется спросом у больших пенсионных фондов и корпоративных клиентов, доля частных лиц им уступает.