За что платить больше

В настоящее время на Западе наблюдается ярко выраженная тенденция к ультрапортативности и многофункциональности мобильных ПК. Зарубежный потребитель предпочитает приобретать ноутбук не только для работы в офисе и вне, но и для создания домашнего кинотеатр
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

В настоящее время на Западе наблюдается ярко выраженная тенденция к ультрапортативности и многофункциональности мобильных ПК. Зарубежный потребитель предпочитает приобретать ноутбук не только для работы в офисе и вне, но и для создания домашнего кинотеатра на его основе. При этом критерий стоимости лаптопа далеко не главный при покупке

Тяжелые и габаритные, ограниченные в функциональности ноутбуки начала тысячелетия постепенно сменяет новое поколение "миниатюрных" квазимобильных компьютеров. По мнению экспертов аналитической компании Gartner, спрос на мобильные ПК увеличивается с каждым годом минимум на 15%. Этому содействует резкое снижение стоимости ноутбуков, уменьшение их габаритов и веса, растущие возможности по беспроводному доступу, а также более широкие мультимедийные и развлекательные функции. В текущем году мировой рост спроса на данную категорию товара составит около 17,4%. Особо высокие темпы роста за последнее время наблюдались в Европе — 35%.

Суперлегкость и компактность в одном наборе

Безусловно, одной из важных характеристик при выборе портативного компьютера является его масса и габариты. Зарубежные разработчики и по сегодняшний день ведут поиск оптимального сочетания пропорций и конструктивных материалов. К примеру, в середине сентября прошлого года компания Apple выпустила 15-дюймовую модель PowerBookG4 в суперлегком алюминиевом корпусе. Вес ноутбука составляет 2,5 кг, а толщина — 2,8 см. Эта уникальная модель не стала пределом. Следом за 15-дюймовиком компания представила публике 12-дюймовый PowerBookG4, который, обладая всеми достоинствами своего старшего брата, весил всего 2 кг, а его габариты соответствуют картонной папке — 27,7 на 21,8 см. Отечественный потребитель также имеет возможность приобрести один из суперлегких ноутбуков, который в Apple охарактеризовали как "бескомпромисный Hi-End". Стоимость 15-дюймовой модели PowerBookG4 колеблется от $2,5 до $3,3 тыс., 12-дюймовой — $2-2,2 тыс. в зависимости от конфигурации.

По мнению зарубежных аналитиков, текущий год пройдет под знамением разработок и презентации наиболее тонких и легких лаптопов.

Стоит подчеркнуть, что речь о сокращении сегмента дешевых и достаточно мощных конфигураций мобильных ПК пока еще не идет. Предполагается, что указанные типы ноутбуков какое-то время будут мирно сосуществовать на полках магазинов, ожидая своего потенциального покупателя.

Процесс снижения цен на портативные ПК идет пока очень медленно. Однако некоторые разработчики предлагают на суд пользователя альтернативные мобильные устройства. К примеру, весьма удивил своим появлением на прилавках одной из зарубежных сетей магазинов ноутбук за $500 с предустановленной оперативной системой Linux. Необходимо заметить, что средняя стоимость лаптопов все же склонна к тенденции уменьшения. Так, за 2004 год она уменьшилась с $1749 до $1399. Для сравнения, в Украине средняя стоимость ноутбуков бизнес-класса составляет $1-1,5 тыс., однако тенденции к понижению цен на отечественном рынке пока не наблюдается.

В широком формате

Западные исследования показали, что большинство бизнесменов, отправляясь в длительный путь, предпочитает использовать ноутбук в большей мере как средство для просмотра фильмов. А так как смотреть DVD гораздо удобнее на широкоформатных экранах, производителям пришлось оперативно реагировать на изменение потребительских тенденций. В связи с этим в прошлом году массово выходили на рынок широкоформатные ноутбуки, оснащенные ЖК-панелями с соотношением сторон 16:10 или 16:9.

Пионером в этом направлении стала все та же компания Apple, за ней последовали другие производители мобильных ПК: Acer, Asus, Dell, HP, Samsung и др.

Развитие мультимедийных ноутбуков с широкоформатной матрицей в настоящее время находится как раз в своем расцвете. К слову, многофункциональные портативные ПК с широкоформатным экраном завоевали предпочтение не только у представителей бизнеса, но и у не особо привередливых к размеру экрана домашних пользователей. Конфигурация многих из квазимобильных компьютеров включает к прочему ТВ-тюнер и дистанционный пульт управления. На дому такой ноутбук вполне готов заменить домашний кинотеатр. Широкий спектр коммуникационных портов лаптопа позволяет "строить" цифровой аудиовидеокомплекс, в частности, выполнять такие задачи, как запись видео- и аудиодисков, создавать альбомы с цифровыми фотографиями и прочее.

Что касается устройств для работы с оптическими дисками, то наблюдается тенденция к их многофункциональности. Уже никого не удивишь наличием в ноутбуке привода DVD-Multi с поддержкой формата DVD-RAM, а "простые" приводы DVD, а тем более CD сместились в сектор ноутбуков начального уровня и постепенно удаляются за кулисы.

Отличным примером ноутбука бизнес-класса, домашнего кинотеатра и аудиосистемы можно назвать модели Sony VAIO A190 и A290, серия Qosmio от Toshiba и т. п. Вес подобных медиацентров колеблется в пределах 4-5 кг, что, по сравнению с весом "упрощенных" ноутбуков (2-3 кг), доставляет неудобство при постоянных перемещениях.

Несмотря на приличную стоимость широкоформатных мультимедийных ноутбуков, которая колеблется в районе $3-5 тыс., в настоящее время они весьма популярны на Западе и в США. В Украине широкий формат лаптопа пока еще недостаточно популярен. Во-первых, отечественный пользователь не готов потратить кругленькую сумму, во-вторых, столь широкие возможности не востребованы в такой мере, как у зарубежных потребителей.

Однако купить ту же модель Sony VAIO A190 и A290 можно во многих супермаркетах электроники по цене около $3 тыс. и $3,4 тыс. соответственно.

На долгой службе

В настоящее время большинство производителей портативных ПК работают над созданием миниатюрных и долгослужащих аккумуляторов, которые смогут обеспечить автономную работу ноутбуков более чем на 8 часов. Ныне эта цифра в среднем не превышает 4-х часов. Вес батареи "будущего", по идее, будет соизмерим с весом пластмассовой зажигалки, а в случае выхода заряда пользователь сможет просто заменить его новой батарейкой. Однако пока еще на пути внедрения подобных топливных элементов существуют препятствия, связанные с ограничениями на использование легковоспламеняющихся веществ, каким является один из составных батарей — метанол.

Все же в ближайших 2-3 года эксперты пророчат портативным ПК довольно большое время автономного функционирования. В результате рабочий ноутбук можно будет просто перевести в режим неглубокого "сна", дабы в фоновом режиме выполнять прием почты.

Наращиваем обороты

Вполне логична и тенденция к усовершенствованию жестких дисков для мобильных компьютеров. В настоящее время производители особое внимание уделяют увеличению скорости обмена, в том числе и за счет повышения частоты вращения, росту объема, и при этом делается все возможное для снижения энергопотребления. Одним из "первовыпускателей" дисков со скоростью вращения 7200 оборотов в минуту является компания Hitachi. За ней последовали Seagate, Fujitsu.

Беспроводное наследие

Одной из массовых тенденций на западных рынках является повсеместное построение точек беспроводного доступа (так называемых "хот спотов"— от англ. hot spot). Выйти в Интернет можно не только в офисе, но и на борту самолета, в такси или же гостинице. По мнению экспертов аналитической компании Gartner, в 2005 году точки беспроводного доступа появятся во всех крупных аэропортах и в "сетевых" отелях. Популярность беспроводных интерфейсов привела производителей к активным поискам путей повышения скорости передачи данных. Наиболее приемлемым вариантом с точки зрения быстродействия и совместимости стал протокол 802.11g, который обеспечивает пропускную скорость 54 Mbp/s.

В Украине такой массовости пока не наблюдается, однако несколько точек все же существует и, в основном, в крупных гостиницах столицы (президент-отель "Киевский", "Домус Отель"). Остальные точки доступа зачастую относятся к пилотным проектам, призванным популяризовать либо конкретные торговые марки, либо беспроводные технологии в целом.