За газ заплатит государство

Прошедшая в Сочи встреча президентов Украины и России поставила Киев в тупик. Весь долг, который мы не смогли заплатить российской стороне за голубое топливо теперь примет статус государственного. А это означает, что нагрузка на бюджет возрастает как мини
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Прошедшая в Сочи встреча президентов Украины и России поставила Киев в тупик. Весь долг, который мы не смогли заплатить российской стороне за голубое топливо теперь примет статус государственного. А это означает, что нагрузка на бюджет возрастает как минимум на $1,4 млрд., если не на все $2,2 млрд., в зависимости от того, учтем мы пожелания России или нет. Ведь платить Украине России нечем. Разве что газотранспортной системой

СОЧИНСКАЯ встреча для Украины заранее обеща­ла быть не самым прият­ным событием. Поскольку пре­зидентам предстояло обсудить как долги за российский газ, так и способы их оплаты. Кроме этого, главам государств необ­ходимо было обговорить еще и цену транзита через Россию туркменского газа. И, надо при­знать, результат переговоров получился не в пользу Украины. Хотя на фоне всех предыдущих раундов двух премьеров, ситуа­ция с дальнейшими поставками газа несколько прояснилась.

Как заявил президент Рос­сии Владимир Путин, россий­ская сторона берет на себя обя­зательство пропустить в Украи­ну весь объем газа, поставляе­мого из Туркменистана. Более того, северный сосед может да­же пойти на то, чтобы снизить стоимость голубого топлива.

Транзит через Россию нам обходится в $30-35 за 1 тыс. ку­бометров. Таким образом, ко­нечная цена туркменского газа на границе с Ук­раиной состав­ляет около $80 за 1 тыс. кубоме­тров. В тоже вре­мя, российский газ нам обходит­ся в $100. Одна­ко его стоимость может быть по­нижена на $20. Кроме этого, по­говаривают, что уже подготовлен проект россий­ско-украинского соглашения о поставках газа на таких услови­ях. На этом все самое приятное от встречи двух лидеров для Ки­ева заканчивается.

Пожалуй, самым главным разочарованием можно на­звать то, что теперь все долги Украины перед Россией за газ, которые мы не в состоянии по­гасить, станут заботой Минис­терства финансов. По словам Владимира Путина, разница между суммой, которую Укра­ина сможет оплатить, и сум­мой, которая должна быть оп­лачена, будет оформлена как государственный долг.

Такой поворот событий для Украины был полной нео­жиданностью. Украина не уве­личивала размер госдолга за газ с 1995 года. Причем еще в начале этого года министр финансов Игорь Митюков дал ясно понять, что не считает га­зовые долги проблемой бюд­жета. По его словам, задол­женность за энергоносители не имеют непосредственного отношения к бюджету. Однако Владимир Путин был иного мнения. Нам, соответственно, ничего больше не оставалось, как учесть точку зрения рос­сийского президента.

Для России оформление долга за газ в государствен­ный — наиболее простой спо­соб решения долговых отно­шений с Киевом. Гораздо про­ще повлиять на должника с по­мощью Лондонского клуба, чем гоняться за неплательщи­ком в виде НАК "Нефтегаз Ук­раины". Мало того, что НАК — государственное предприя­тие, так еще и сама не получа­ет деньги за проданный газ. Более того, у "Нефтегаз Укра­ины" всегда существовало свое видение размера задол­женности за поставленный российский газ. С пере­оформлением долга в статус государственного все эти про­блемы мгновенно исчезают. Такое положение дел вполне устраивает не только Россию, но и украинские предприятия — должников за газ.

Ни для кого не секрет, что основная часть неплатежей за топливо приходится на пред­приятия коммунальной тепло­энергетики и котельные. При­чем их долг только увеличивает­ся. За полгода задолженность предприятий коммунальной теплоэнергетики увеличилась почти на полмиллиарда гривен. На тепловые генкомпании вооб­ще приходится 24% всей задол­женности за потребленный газ.

Не намного лучше ситуа­ция и на металлургических комбинатах. К примеру, за­долженность Вольногорского горно-металлургического комбината за газ составляет 5,3 млн. грн. То же можно ска­зать и о горно-обогатительных комбинатах. Как только долги за газ перед Россией станут заботой госбюджета, у долж­ников появится возможность вообще уйти от оплаты за топливо. Ведь за все заплатит го­сударство. НАК не должна "Газпрому", а предприятия-должники — НАК. Конечно, "Нефтегаз Украины" вряд ли забудет, кто и сколько ему должен. Но выбивать долги никто у кого не станет.

Теперь осталось выяснить, как именно будет погашаться госдолг Украины перед Россией.

Как платить будем

ДЛЯ НАС наиболее пред­почтительный вариант — вы­пустить новые "газпромовки" в виде облигаций. Вопрос лишь в том, насколько такая идея понравится "Газпрому". У РАО "Газпром" до сих пор остались облигации, выпу­щенные в 1995 году, которые мы в начале года успешно ре­структуризировали. Поэтому идея разбавить старые ОВГЗ новыми госбумагами вряд ли понравится Рему Вяхиреву.

России гораздо удобнее получить в свое распоряжение ценные бума­ги, чтобы поз­же их можно было обменять на акции укра­инских пред­приятий. На­пример, Харцызского трубного завода. Хотя на самом деле соседи заинтересова­ны не столько в отечественной промышленно­сти, сколько в том, чтобы прекратить на территории Ук­раины несанк­ционированный отбор газа.

По подсчетам российских экспертов, Украина ежегодно крадет порядка 10 млрд. кубо­метров газа. Учитывая, что сто­имость российского газа на границе с Украиной составляет около $100 за 1 тыс. кубомет­ров, несанкционированный от­бор обходится россиянам как минимум в $100 млн. Причем отказаться от вредной привыч­ки, судя по всему, Украина не может и сейчас. Иначе чем объяснить тот факт, что при со­кращении поставок голубого топлива "Интерой" на генери­рующие компании в 6 раз, по­следние продолжают потреб­лять все те же 30 млн. кубомет­ров газа в сутки. На все это ук­раинские чиновники могут воз­разить только то, что "Газпром" не располагает необходимыми документами, подтверждаю­щими несанкционированный отбор. Иными словами, "не пойман — не вор". Но на воре, как известно, шапка горит.

Именно поэтому Россия вдруг активизировала перего­воры с западными компаниями о строительстве газопровода в обход Украины. Впрочем, рос­сияне рано или поздно начали бы искать иные пути доставки газа в Западную Европу.

Столь стремительное разви­тие событий украинская сторона не склонна трактовать как пря­мое нанесение ущерба нацио­нальным интересам. Глава госу­дарства Леонид Кучма дал ясно понять, что между словами и де­лом существует большая разни­ца. На этот счет президент заме­тил: "Сколько ведется разгово­ров о нефтепроводе из зоны Ка­спийского моря в Джейхан и где этот трубопровод?" В общем, Украина пока что не собирается драматизировать события.

Украинская газотранспорт­ная система вполне в состоянии сейчас обеспечивать все по­требности Европы в голубом топливе и при желании ее пропу­скная способность может быть увеличена на 30%. А так как, со слов Президента, на сочинской встрече была достигнута догово­ренность о совместном исполь­зовании газопровода в интере­сах России и Украины, вполне возможен такой вариант, при ко­тором часть ГТС может быть про­дана за долги. Пожалуй, именно этот способ решения проблемы задолженности Украины перед Россией вполне бы устроил как одну, так и другую сторону. Ведь для нашего соседа главное — прекратить несанкционирован­ный отбор газа и получить в свое управление все финансовые по­токи при транспортировке газа. Все это возможно при условии получения Газпромом 51% акций ГТС. Если, конечно, парламента­рии согласятся на подобную сделку.

Правда, в данном случае совершенно не понятно, как Украина сможет в дальней­шем расплачиваться за по­ставки газа. Как известно, в 2001 году НАК "Нефтегаз Ук­раины" собирается получить 30 млрд. кубометров газа в ка­честве оплаты за транзит. По­нятно, что при приватизации ГТС заключить подобную сделку не удастся.

А это означает новый рост задолженности за газ со все­ми вытекающими последстви­ями. У нас и так около 30% всей доходной части бюджета уходит на выплату по внешним обязательствам. Причем в сентябре украинскому прави­тельству пришлось выплатить все 40%. И это при том, что да­леко не все иностранные кре­диторы получают вовремя пла­тежи. В этом смысле продажа ГТС поможет решить только наши текущие проблемы.