За кулисами золотой лихорадки

Несмотря на значительное увеличение числа производителей и объемов выпущенной продукции, ювелирный рынок остается ненасыщенным, что открывает заманчивые перспективы для бизнеса. Необходимость импорта сырья и обилие контрабанды удерживают многие компании о
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Несмотря на значительное увеличение числа производителей и объемов выпущенной продукции, ювелирный рынок остается ненасыщенным, что открывает заманчивые перспективы для бизнеса. Необходимость импорта сырья и обилие контрабанды удерживают многие компании от дальнейшего наращивания производства

Первоочередная проблема украинских заводов — отсутствие отечественной сырьевой базы. Как известно, в нашей стране золото не добывается, и производители вынуждены приобретать ресурсы за границей. Крупные компании покупают золото непосредственно на Лондонской бирже. Предприятия помельче обращаются к посредникам — украинским банкам, которые имеют лицензию на право проводить операции с драгметаллами. На сегодня таких банковских учреждений 36. Значительное количество металла остается на вторичном рынке — его сдает население, и он опять поступает в производство. Камни завозятся из Юго-Восточной Азии, в частности, из Таиланда и Индии. Топаз, кварц, берилл добываются в Украине на месторождении Володарск-Волынское (Житомирская обл.).

Вредит производителям и зарубежная ювелирная продукция, которая попадает в Украину в основном по "серой" схеме. Специалисты утверждают, что объем контрабандных изделий на рынке составляет не менее 30%. Помимо того, что иностранное золото снижает долю рынка украинских компаний, оно также подрывает доверие потребителя к ювелирной группе товаров, поскольку контрабанда зачастую оказывается некачественной.

Но, несмотря на ряд проблем, ювелирные компании отмечают ежегодный прирост производства. "Мы начинали 13 лет назад с коллективом из двух человек, сейчас у нас работает полсотни. Но есть много факторов, в том числе и внутренних, из-за которых мы не хотим расширяться дальше. Это и недостаток площадей, и, конечно, необходимость значительных инвестиций. Наше предприятие сегодня уже очень крупное. Работы нам хватает", — говорит Татьяна Рейтель, генеральный директор ювелирной компании "Оникс" (Хмельницкий).

В то же время г-жа Рейтель подтвердила, что предложение не всегда поспевает за спросом: "Что такое затоваривание, мы не знаем". Положительную динамику рынка отметил и директор "Ювелирсервиса" Геннадий Липатов. Уровень спроса настолько высок, что компании не опасаются мощной позиции КЮЗа на рынке. "Такие крупные предприятия, как наше, составляют киевскому заводу достойную конкуренцию", — считает Татьяна Рейтель.

Помимо больших денежных затрат, расширение производства сопряжено с рядом значительных неудобств. Руководитель одной из столичных ювелирных компаний, которая сейчас как раз занята реконструкцией предприятия, рассказал, что им приходится отказывать покупателям и деликатно перенаправлять их на время, когда закончится реконструкция. По его словам, она проводится с целью расширения производства, поскольку существующие объемы не могли удовлетворить возросший спрос.

Участники рынка отмечают, что могли бы решиться на увеличение объемов производства, если бы не ощущали давления налоговых ставок и, в частности, пошлин, снижения которых они ожидают. В то же время производители опасаются, что это откроет вход в страну для иностранных ювелирных компаний. "Сегодня на рынке много украинских компаний, в том числе и очень мощных. Хотелось бы, чтобы эта тенденция сохранилась", — говорят украинские ювелиры.