"За покупкой для лучшего мира"

Современные компании, как отечественные, так и зарубежные, вынуждены заниматься не только экономическими и социальными проблемами. Рядом с ними особо актуальными на сегодняшний день для Украины являются решения проблем взаимодействия компаний и самой прир

Современные компании, как отечественные, так и зарубежные, вынуждены заниматься не только экономическими и социальными проблемами. Рядом с ними особо актуальными на сегодняшний день для Украины являются решения проблем взаимодействия компаний и самой природы. При этом экологический менеджмент уже получил общее признание в мировой практике

ЕСЛИ компания работает и не наносит ущерба окружающей среде, то можно с увереннос­тью положительно оценить и работу экологического менеджмента. Вмес­те с тем, большинство экспертов ут­верждают, что продолжение произ­водства и потребления укоренивши­мися на сегодняшний день метода­ми должно неизбежно привести к не­обратимой экологической катастро­фе. При этом, бесполезно пытаться уменьшить экологическую безопас­ность для отдельных индивидуумов, социальных групп, территорий и го­сударств, т.к. природа не знает соци­альных, административных и иных границ. От основы самого понятия "эколог" могут быть образованы три прилагательных: экологический, эко­логизированный и экологичный. В результате могут быть сконструированы три словосочетания: ме­неджмент экологический, менедж­мент экологизированный и менедж­мент экологичный.

КОРПОРАЦИИ США затратили за последние 20 лет $850 млрд. на ликвидацию последствий загрязнения среды. Баланс между деловым сообществом и экологической

ответственностью сместился в сторону последней: предприниматели начали постигать, что предупреждение болезни стоит дешевле, чем ее лечение

За рубежом используется всего один термин, известный как система Г 'AS (Environmental Management Lcr Audit System) и переведенный как экологический менеджмент.

Экологический менеджмент про­мышленных предприятий занимается обоснованием допустимых экологи­ческих нагрузок на биосферу, гаран­тирующим как благополучие приро­ды, так и рентабельность природоо­хранных и ресурсосберегающих ме­роприятий компаний. Главной зада­чей экологического менеджмента яв­ляется решение проблемы экологи­ческой безопасности компании и ок­ружающей ее территории. Кроме простого контролинга, он также уста­навливает и приспосабливает все производственные функции и саму инфраструктуру предприятия к тре­бованиям экологической безопасно­сти (учет национальных и междуна­родных нормативно-правовых актов).

Основные функции и принципы экологического менеджмента

- разработка экологической политики предприятия с учетом особенностей уже имеющейся технологии;

- принятие экологически ориентированных решений;

- организация контроля за всеми этапами технологического процесса, начиная с непрерывного определения качества воздуха и воды, до выборочного биологического анализа наибо­лее чувствительных видов животного мира или местного населения;

- мониторинг состояния окружающей природной среды в районе расположения компании.

Первоочередные задачи экологического менеджмента:

- экономия сырья и энергии;

- минимизация количества отходов и загрязнений окружающей среды;

- деятельность по уменьшению отходов вследствие излишеств, при упаковке или вследствие слишком короткого срока службы товара;

- обеспечение безопасных условий труда работников;

- проведение оценки степени экологического риска и затрат, связанных с планируемой деятельностью, для последующего расчета возможных финансовых инвестиций, необходимых для создания "зеленого" имиджа компании и повышения экологической ответственности работников;

- получение коммерческой выгоды при оформлении страховки на более выгодных условиях;

- информирование обществен­ности и населения о характере производственной деятельности и состоянии окружающей природной среды в районе размещения производства.

Очевидно, что степень экологизированности компании может варь­ировать в широких пределах: от не­значительных усилий по сокращению объема отходов и снижения энерго­затрат до "управления продукцией", связанного с полным циклом суще­ствования продукта.

Любые расходы на солидные эко­логические программы стали воспри­ниматься обществом как вложения в благосостояние мира в целом.

Сегодня есть множество доказа­тельств того, что социально-экологи­ческая ответственность положитель­ным образом соотносится с итогами финансовой деятельности предприя­тий. В пользу этого утверждения сви­детельствует рост стоимости обыкно­венных акций компаний, которые проходят с положительными резуль­татами социальную и экологическую экспертизу (к примеру о уровне эко­логического менеджмента свидетель­ствует такой показатель, как "соци­альный индекс Домини 400" — DSI). Компании, вошедшие в список DSI, лидируют по таким показателям как рост продаж, балансовая стоимость, окупаемость капитала и доходы.

Основу методов экологического менеджмента составляют: экологиче­ский баланс и экологический контрол­линг, экологический учет и экологиче­ский аудит, а также управление каче­ством окружающей природной среды.

Необходимы знания в области экологического бизнеса

В УКРАИНЕ экологический ме­неджмент также набирает силу, что связано с аварией на Чернобыльской АЭС, ряде шахт и других объектах. В последнее время идеальную возможность для сбора информации и исследования рынка представляют собой международные и региональ­ные экологические выставки, прово­димые с целью налаживания коммер­ческих контактов и укрепления суще­ствующих деловых взаимоотношений.

Экологический бизнес можно охарактеризовать как деятельность по производству оборудования для снижения загрязнения и других то­варов и услуг, связанных с охраной окружающей среды. Это многоот­раслевой сектор, производящий разнообразные товары и услуги, ко­торые до сих пор статистикой не учитывались и информация по ним ограничена.

Сегодня производство подобных товаров и услуг стало растущим промышленным сектором с рынком, оцениваемым больше чем в $ 300 млрд. Темпы прироста мирового рынка экологических товаров и услуг прогнозируются в 5,5% ежегодно.