НБУ курс:

USD

41,09

-0,00

EUR

45,59

-0,00

Наличный курс:

USD

41,35

41,30

EUR

45,95

45,80

"За рубежом популярна белая украинская водка"

"За рубежом популярна белая украинская водка", — говорит директор департамента маркетинга и рекламы компании "Союз-Виктан" Александр Сопит. Компании после небольшого перерыва снова удалось выйти на первое место в Украине по объемам производства водки в п

"За рубежом популярна белая украинская водка", — говорит директор департамента маркетинга и рекламы компании "Союз-Виктан" Александр Сопит. Компании после небольшого перерыва снова удалось выйти на первое место в Украине по объемам производства водки в первом полугодии 2004 года. В "Союз-Виктане" считают, что рынок производителей водки уже сформирован, и "новичкам" не удастся пробиться в пятерку компаний-лидеров

— Какова наиболее знаковая тенденция водочного рынка в 2004 году?

— Продолжается процесс легализации водочного рынка. Основной причиной увеличения легального рынка водки является введение единой ставки акцизного сбора на спирт. По итогам девяти месяцев 2004 года рост производства составил более 80% (было произведено 19 млн. 927 тыс. дал продукции, тогда как за аналогичный период 2003 года ее было выпущено 11 млн. дал). От реализации спирта и ликероводочных изделий за пять месяцев 2004 года в бюджет Украины поступило 642,1 млн. грн., что на 60,1% больше в сравнении с соответствующим периодом прошлого года. Наша компания за девять месяцев нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом 2003 года увеличила производство продукции на 243%. К концу декабря планируем продать до 5 млн. дал водки.

— То есть рынок водки по-прежнему требует от государства установления жестких правил игры?

— Да. И еще отмечу, что становлению рынка в 2004 году способствовало постановление Кабинета Министров Украины о повышении минимальных розничных цены на водку и ликероводочные изделия на 14,2% (до 31,22 грн. за 1 литр 100%-ного спирта) и о повышении оптово-отпускных цен на 4,7% — до 26,02 грн. за 1 литр 100%-ного спирта. В результате 0,5 л спиртного напитка крепостью 40% стоит в розничной торговле не менее 6,24 грн. По мнению нашей компании, эта цена уже в ближайшее время должна стать оптово-отпускной.

— Как эти нововведения отразились на предпочтениях покупателей?

— В результате сделанных шагов рынок стал более цивилизованным — возрос спрос на марочную продукцию. Потребитель стал хорошо разбираться в предлагаемом ассортименте спиртного и отдает предпочтение продукции сильных брендов со стабильным качеством.

— А что ограничивает рост компаний, которые занимаются производством алкоголя?

— Основным фактором, ограничивающим развитие водочного рынка, являются постоянные попытки государства вводить новшества в работу производителей алкоголя. Например, введение новых сертификатов соответствия (с голограммой) или распоряжение использовать при перевозке алкоголя новые товарно-транспортные накладные (классифицирующиеся теперь как документы строгой отчетности).

— Возможен ли, по вашему мнению, вариант прихода нового амбициозного игрока, который может вмешаться в борьбу между лидерами рынка?

— Ситуация в первой пятерке теперь вряд ли изменится при условии сохранения существующих тенденций на рынке. Стабильное развитие лидеров объясняется наличием мощных и хорошо финансируемых брендов. Перемещения могут происходить только в середине пятерки компаний-лидеров. А вот инструментом успешной конкуренции между лидерами является инновационный маркетинг.

— Все водочники делают серьезную ставку на экспортные поставки. Как украинские производители будут позиционировать себя за границей в следующем году?

— В 2005 году экспортные программы украинских производителей будут активно развиваться, в особенности это касается поставок украинской водки в Россию. Компания "Союз-Виктан" до конца текущего года планирует экспортировать в Россию до 1 млн. дал ликероводочных изделий. За 9 месяцев 2004 года компания уже продала в Россию более 8 млн. условных бутылок (0,5 л), из которых 6 млн. пришлось на чистые белые водки — наиболее сильный и востребованный продукт. Это связано с тем, что во многих странах возрос спрос на чистую водку. С активизацией экспортной работы украинских компаний на международном рынке стала формироваться популярная ниша алкогольных напитков — ниша белой украинской водки.

— Чего следует ожидать от рынка в начале 2005 года?

— Полагаю, в 2005 году рынок водки увеличится еще на 15% (до 30 млн. дал). Освободившаяся доля рынка будет распределяться среди ведущих производителей, продукцию которых уже знает покупатель. Объемы продаж марочной водки будут увеличиваться.