Задания на сессию

Верховная Рада нового созыва начнет работу в мае. Парламент должен принять множество законопроектов, касающихся экономики страны, в частности, корпоративного управления, налоговых новаций, но, прежде всего — необходимых для вступления Украины во Всемирную
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Верховная Рада нового созыва начнет работу в мае. Парламент должен принять множество законопроектов, касающихся экономики страны, в частности, корпоративного управления, налоговых новаций, но, прежде всего — необходимых для вступления Украины во Всемирную торговую организацию, а также внесения изменений в госбюджет. Впрочем, пока лидеры победивших сил будут заняты вопросами коалиции и состава коалиционного правительства, экономические вопросы могут остаться не рассмотренными

Владимир Литвин смог пролонгировать работу старой Рады до мая. Однако уже со следующего месяца к деятельности приступит обновленный состав парламента. Эксперты ожидают, что в первые месяцы работы парламентарии будут больше трудиться "на публику", чтобы сразу же понравиться избирателям. Особенно опасны такие настроения в ходе пересмотра бюджета, который намечен на май-июнь.

"Я на 99% уверен, что парламент все-таки будет пересматривать бюджет. Нужно внести коррективу с учетом роста цен на газ для промышленных потребителей. Безусловно, доходная база предприятий будет снижаться. Не исключено, что придется снижать как доходную, так и расходную части бюджета. Депутаты могут добавить в расходную часть дополнительные статьи, чтобы выполнить обещания перед избирателями. Таким образом, они увеличат дефицит бюджета", — считает директор Международного центра политических и экономических исследований Игорь Бураковский.

Пересмотр бюджета, безусловно, должен снизить аппетиты Кабмина, однако депутаты вряд ли пойдут на сокращение социальных расходов и, скорее всего, позаботятся о том, чтобы в бюджет внесли все льготы, касающиеся "детей войны", которые Кабмин урезал в ходе принятия бюджета.

Также не исключено, что на рассмотрение парламента вынесут и другие социальные законы. К тому же депутаты, уходящие из парламента, о себе не забыли, и под занавес приняли закон о финансовом обеспечении депутатов, прекративших полномочия. Закон, в частности, обязывает зачислять депутатов, покинувших Раду, в штат госслужащих. На каждого избранника предусмотрено ежегодных расходов на сумму в 120 тыс. грн. Такие расходы не предусмотрены в госбюджете, но в случае внесения необходимых изменений новым парламентом эти законы могут заработать. Однако изменения в госбюджет легкими не будут. Не исключено, что их перенесут на более поздний срок. Впрочем, многое зависит от того, какими будут взаимоотношения Рады с новым правительством, смогут ли договориться исполнительная и законодательная власть.

Реприватизации конец?

Наиболее острым вопросом остается проблема реприватизации. Предприниматели не скрывали, что шли в парламент, чтобы отстоять свой бизнес и не допустить возврата предприятий в госсобственность. Не раз звучали слова депутатов и чиновников о неправильности приватизации того или иного предприятия. Например, особо часто ставилась под сомнение законность приватизации ОАО "ММК им. Ильича", которая осуществлялась специальным законом, а не в рамках программы, утвержденной Кабмином.

С победой на выборах Блока Юлии Тимошенко опасения бизнесменов по поводу судьбы своей собственности усилились. Поговаривали даже о массовом вывозе капиталов крупным бизнесом сразу же после известий о победе БЮТ. Впрочем, сама Юлия Владимировна поспешила заверить общественность, что попыток реприватизации больше не будет. Более того, она заявила, что сам прошлогодний процесс возврата в госсобственность с ней не был связан вообще.

"Мое имя было абсолютно искусственно связано с реприватизацией, чтобы дискредитировать меня", — сказала Тимошенко, добавив, что ее главная задача — привлекать иностранные инвестиции и сделать весь бизнес равным перед законом.

Поверят ли ей иностранцы, покажет время. В прошлом году, судя по снижению объема иностранных инвестиций, ей верили не очень.

Впрочем, как заверил Сергей Терехин, прошедший в новый парламент по списку БЮТ, блок уже подготовил законопроект, который должен узаконить результаты приватизации и отказаться от попыток повторного возврата в госсобственность. Однако применяться этот закон будет лишь к тем предприятиям, на которых покупатели выполняют взятые на себя инвестиционные обязательства.

Впрочем, аналитики сомневаются, что БЮТовцы совсем прекратят делать попытки возврата собственности в государственное лоно. Как считает директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин, парламенту необходимо ввести мораторий на приватизацию в течение ближайших 5 лет. Это позволит снизить желание возобновлять корпоративные конфликты.

Экономических новаций будет немного

Вступление в ВТО тормозится непринятием депутатами некоторых необходимых законов. В общей сложности, Раде придется утверждать около десяти законов. Среди них и вызывающие множество горячих дискуссий законы о фитосанитарном контроле, а также о филиалах иностранных банков и страховых компаний. Окончание переговорного процесса по вступлению в ВТО ожидается в середине 2006 года. Фактически до этого срока у депутатов просто не остается времени принять все необходимые законы. Из-за опоздания с принятием законов вступление страны в ВТО может затянуться до 2007 года.

Не ожидают эксперты и новаций в налоговой сфере. Во всяком случае, принятия налогового кодекса в этом году ожидать не приходится, ведь не только текущий бюджет, но и бюджет 2007 года должен формироваться еще по старым правилам и старым налогам.

Впрочем, Юлия Тимошенко заявила о том, что будет всячески способствовать снижению налоговой нагрузки на малый бизнес. Однако каким образом планируется это делать, пока непонятно. Не исключено, что депутаты в процессе внесения изменений в госбюджет-2006 захотят повысить рентные ставки за добычу и разработку недр.

"Государство фактически ничего не получает от разработки недр, тогда как другие получают миллионы без особых затрат", — отметил по этому поводу представитель БЮТ Сергей Терехин.

Что касается восстановления льгот свободным экономическим зонам, то здесь изменений тоже не стоит ожидать. У главного инициатора — Партии регионов — слишком мало возможностей, чтобы провести подобные реформы. Скорее всего, нынешний налоговый режим СЭЗ сохранится на сегодняшнем уровне.

Все зависит от коалиции

Новый парламент слишком пестрый, чтобы единогласно принимать важные экономические законы. Тем более сейчас, когда он слишком заполитизирован ввиду того, что впервые выборы состоялись исключительно по пропорциональной системе. Депутатам несколько ограничили самостоятельность, запретив переходить из фракции во фракцию, но все же свобода самостоятельно нажимать на кнопку у них осталась.

"Теперь все будет зависеть от жизненной устойчивости коалиции. Если политические силы договорятся, то можно будет говорить о парламентском большинстве и, соответственно, об эффективной работе Рады", — считает эксперт Игорь Бураковский.

По его словам, в ходе создания коалиции обязательно должен быть подписан "экономический пакет, напоминающий дорожную карту".

В нем политсилы-участники коалиции должны описать единое видение политики в сфере приватизации, а также единую стратегию экономической политики. Только такая программа, по мнению Бураковского, позволит сгладить противоречия в экономических вопросах между участниками коалиции.

Экономические законы, которые в первую очередь должен рассмотреть новый состав Верховной Рады Украины

- Пересмотр госбюджета-2006

- Законы, необходимые для вступления в ВТО

- Закон об акционерных обществах

- Закон о Фонде госимущества

- Закон о Кабинете Министров

- Закон о деятельности СЭЗ и ТПР

- Закон об отказе от пересмотра результатов приватизации за 2002-2005 гг.

- Изменения в законы, касающиеся финансово-валютной системы Украины