- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Заместитель главы Антимонопольного комитета Сергей Черненко: "Практически все отечественные ФПГ являются нашими постоянными клиентами"
Активная купля-продажа акций как в процессе приватизации, так и на вторичном рынке создает возможность концентрации "в одних" руках предприятий одной отрасли, а значит, и появления новых монопольных объединений. О специфике поиска "злостных монополистов" и методах выявления фактов недобросовестной конкуренции рассказывает заместитель главы Антимонопольного комитета Сергей Черненко
— На основании чего АМКУ дает разрешение на концентрацию двух компаний?
— Прежде всего изучается состав группы продавца и покупателя. Поскольку каждая из ФПГ работает на многих рынках разного направления, в процессе слияний (поглощений) компаний может иметь место усиление их позиций на этих рынках. Этот процесс нам и предстоит исследовать для того, чтобы ответить на вопрос: что же произойдет на рынках в итоге данной концентрации, не приведет ли она к монополизации? Например, две ФПГ могут объединить свои усилия на рынке машиностроения. При этом их влияние распространяется также на рынок металлопродукции: это значит, что процесс поглощения происходит на рынке машиностроения, а проблемы возникают на другом рынке. Поэтому мы должны проверить все рынки, являющиеся сферой влияния этих двух ФПГ. Практически все отечественные ФПГ являются нашими постоянными клиентами, они довольно часто к нам обращаются, и им хорошо известны и понятны требования Комитета.
— Рассматривая вопросы о концентрации, АМКУ наверняка исследует корпоративные схемы собственности финансово-промышленных групп?
— Мы определяем состав группы на основании предоставленной нам компанией информации о ее структуре, предприятиях, с которыми она связана отношениями контроля, афеллированных лиц, о должностных лицах, о ее долевом участии на рынках.
— Иными словами, АМКУ составляет корпоративные схемы ФПГ, которые затем используются в ходе принятия решения в части той или иной концентрации?
— Информация, конечно, накапливается, но рассматривая каждый очередной случай концентрации с тем же участником, мы опять запрашиваем весь объем данных о нем, поскольку могло измениться его положение на рынке. Возможно, он, ничего не нарушая, вполне законным путем увеличил свою долю участия на рынке с 25 до 35%, потеснив конкурентов в конкурентной борьбе. В этом случае переход на монопольное положение не является нарушением норм законодательства.
— Комитет проверяет предоставленную ему информацию?
— По закону мы должны основываться на предоставленной нам информации. В принципе, можем и перепроверить ее, опираясь на накопленный опыт работы по предыдущим концентрациям и имеющейся информацией от Минстата и Таможенного комитета по исследованиям рынка. При этом в процессе изучения материалов можем запросить информацию и других предприятий, например, крупных игроков рынка, потребителей. Эта информация касается сведений относительно их долевого участия на рынке, удовлетворенности потребителей, наличия взаимозаменяемых товаров и т.д. За непредоставление такой информации в законодательстве предусмотрены штрафные санкции.
— Случаи, когда АМКУ отказывает в концентрации, являются редким исключением, не более двух случаев в год. С чем это связано?
— Сейчас все заинтересованы в стабильном состоянии своего бизнеса и стремятся развивать его так, чтобы не нарушать закон и не попадать "в монополизм". Все знают, что тайное всегда рано или поздно становится явным, и в итоге можно заработать большие штрафные санкции и принудительное разделение.
— Само по себе приобретение предприятия-монополиста не является незаконным — незаконно слияние, усиление монополизма на том или ином рынке. Имеют ли место случаи нарушения конкурентного законодательства в процессе создания единой производственной цепочки на конкретном рынке?
— Создание вертикально-интегрированных структур (например, уголь-кокс-металл) обеспечило естественное развитие этого процесса. Работая на одном рынке, зная проблемы поставщиков, компании стремятся замкнуть технологический цикл и таким образом снизить уровень издержек, себестоимости продукции и т.д. Опасно, если вертикально-интегрированную структуру создает монополист, в этом случае может иметь место его доминирование на смежном рынке. Например, исследуя зерновой рынок, мы рассматривали два дела, когда хлебоперерабатывающие предприятия выдвигали требования, чтобы грузы, находящиеся у них на хранении, сопровождал конкретный экспедитор. Этот экспедитор, естественно, повышал цены. Таким образом, КХП злоупотребляло своим доминирующим положением на смежном рынке экспедиторских услуг.
— Создается впечатление, что, по мнению специалистов АМКУ, ни одной из ФПГ не угрожает конкуренция?
— Многие из ФПГ сегодня владеют предприятиями-монополистами на конкретных рынках, получив право контроля над ними в процессе приватизации вполне легально и законно. Другое дело, что мы не должны допускать случаев ремонополизации. В 90-е годы усилиями АМКУ и других органов исполнительной власти была допущена демонополизация целого ряда отраслей. Сегодня идет процесс формирования и укрепления позиций ФПГ, и главное, что должны понимать их руководители, — это то, что их развитие не должно идти путем устранения конкурентов путем реализации процедуры "слияние-покупка". Рассматривая вопрос о покупке предприятия-монополиста, мы следим за тем, чтобы в состав ФПГ не входило предприятие, работающее на том же рынке, что и монополист. Но общая тенденция такова, что люди начинают свой бизнес. Сегодня можно говорить о большей прозрачности украинского бизнеса по сравнению с прошедшими годами.