Заместитель председателя правления банка "Аваль" Герхард БЬОШ: "Мы создаем принципиально новый банк"

Объединение финансовых возможностей "Райффайзенбанк Украина" с инфраструктурой и клиентской базой банка "Аваль" выведет новое образование на лидирующие позиции. А если учесть, что впоследствии еще несколько банков приобрели новых собственников, то понятно

Объединение финансовых возможностей "Райффайзенбанк Украина" с инфраструктурой и клиентской базой банка "Аваль" выведет новое образование на лидирующие позиции. А если учесть, что впоследствии еще несколько банков приобрели новых собственников, то понятно, что очень многие интересуются нюансами процесса слияния участников первой крупной сделки на банковском рынке Украины. Подробности "Инвестгазета" узнавала у бывшего глобального казначея Ra і ffe і sen Zentralbank , а ныне заместителя председателя правления банка "Аваль" Герхарда Бьоша

О казначействе

— Г_н Бьош, как происходит интеграция казначейств двух банков?

— Это будет полное слияние — два казначейства объединят в одно, которое и будет осуществлять деятельность на финансовом рынке. Фактически работу по слиянию казначейств мы начали еще в прошлом году. Сейчас данный процесс находится в активной фазе, мы уже на подходе к слиянию. Но пока не произойдет юридического слияния банков, оба казначейства будут активными на рынке. Однако в ближайшие 6-8 недель планируется перемещение в одно здание.

— Как будет формироваться казначейство банка — как отдел или управление?

— Казначейство как управление будет подведомственно правлению, а точнее — непосредственно мне. Во главу ставится бизнес_стратегия и конечные цели, которые определены.

— Будет ли казначейство управлять риск-менеджментом и GAP-менеджментом?

— По моему мнению, подразделение риск-менеджмента следует полностью отделить от казначейства. Оно будет осуществлять независимый контроль и не будет подчинено казначейству. Хотя, конечно, каждый торговец и каждое казначейство сами по себе должны быть хорошими рискменеджерами. Если этого не происходит, оно просто не выживает.

— А кому тогда будет подконтрольно подразделение риск-менеджмента? А GAP-менеджмент?

— Непосредственно председателю правления банка.Что касается GAP-менеджмента, он будет находиться в составе казначейства.

— Давайте поговорим по структуре казначейства — кто его возглавит, сколько подразделений будет в структуре, что из спектра специализации казначейства может быть делегировано на уровень филиалов?

— Пока рано говорить об абсолютно точной структуре этого подразделения. Возглавлять казначейство будет Вячеслав Молодкин. Что касается делегирования полномочий, то никакой деятельности казначейства по регионам отдельно от головного офиса производиться не будет. Децентрализованных миниказначейств в филиалах, которые будут самостоятельно проводить операции на финансовом рынке, не будет.

Естественно, наладятся потоки передачи ликвидности от региональных подразделений в head-офис, но это будет строго контролироваться. Все управление рисками ликвидности и валютными рисками будет централизовано.

Принцип такой: все региональные подразделения должны сконцентрироваться на клиентах, а центральное казначейство будет сосредотачивать свое внимание на работе на финансовых рынках.

О банке

— Где наблюдаются наибольшие трудности в процессе объединения двух банков?

— Мы не расширяем "Райффайзенбанк Украина" за счет "Аваля" и точно так же не расширяем банк "Аваль". Создаем принципиально новый банк, абсолютно новую организацию с большим количеством новых назначений, с адаптацией новых технологий. Все это действительно является своего рода "трудностью". Хотя отсутствие полной определенности — это нормальное явление для такого процесса. Дополнительной сложностью является то, что персонал, кроме своих повседневных обязанностей, работает над проектами, которые являются частью процесса слияния.

— У вас уже был опыт подобных слияний?

— Пять лет назад я работал в государственном почтово-сберегательном австрийском банке, который впоследствии был приватизирован и приобретен другим австрийским финучреждением. После этого происходило слияние двух банков, которое заняло два с половиной года. Многие процессы, происходящие сейчас в Украине, схожи с теми, что были в Австрии.

— Можно ли сказать, что, по аналогии с вашим "австрийским" опытом, полное слияние банков "Аваль" и "Райффайзенбанк Украина" может занять два с половиной года?

— В отличие от Австрии, где процесс слияния стартовал с более сложной и ранней фазы, юридическое слияние "Аваля" и "Райффайзенбанк Украина" произойдет уже в этом году, организационное слияние продолжится и в 2007-ом, после чего оба финансовых учреждения начнут функционировать как один банк.

— Если говорить о сроках слияния более конкретнее, то когда в отчетах НБУ мы будем видеть одну строку вместо двух ("Аваля" и "Райффайзенбанка Украина")?

— Нельзя сказать, когда это произойдет, поскольку многие проекты сейчас находятся в процессе реализации. За пару месяцев невозможно унифицировать и создать единую информационно-техническую систему, поэтому могу сказать, что это займет более трех месяцев, начиная с сегодняшнего дня. Юридическое слияние двух банков закончится в 2006 году — это наш план.

— Что будет входить в ваши функции?

— Я буду ответственным за торговую деятельность на финансовых рынках. Мы будем активно работать не только на валютном и денежном рынках, но и на рынке ценных бумаг. Другой ключевой функцией казначейства является управление активами и пассивами, включая фондирование.

О перспективах развития бизнеса

— По мнению экспертов, объемы эмиссии корпоративных ценных бумаг в Украине в ближайшие годы будут существенно увеличиваться. Планирует ли объединенное финансовое учреждение работать на данном рынке? Будет ли активно заниматься андеррайтингом?

— Безусловно, мы будем заниматься организацией и размещением облигаций эмитентов, работающих в разных отраслях экономики Украины. Каждый выпуск будет оцениваться по экономическим показателям.

Мы планируем работать со всеми эмитентами — корпоративными клиентами, коммерческими банками и муниципалитетами. Украинскими активами и ценными бумагами сильно интересуются зарубежные инвесторы, в том числе и клиенты группы Raiffeisen International.

Мы планируем разработать структуру, с помощью которой можно было бы более эффективно заниматься продажей украинских бумаг иностранным покупателям, например, клиентам Raiffeisen International.

— В таком случае, можно ли ожидать создания в Украине инвестиционного фонда Raiffeisen?

— Наверное, еще слишком рано делать какие-то официальные заявления. Пока мы занимаемся анализом — когда, как и каким образом войдем на украинский рынок управления активами. Относительно развития этого сектора финансового рынка, я настроен очень оптимистично. Сейчас решается вопрос, как наиболее эффективно можно создать подобное подразделение.

— Данная структура будет частью объединенного банка?

— Скорее всего, это будет дочерняя структура, как это обычно делается в банках группы "Райффайзен" в других странах.

Герхард Бьош

Родился в 1957 году в Австрии. Окончил Венский университет по специальности экономика. Имеет 20-летний опыт работы в банковских структурах. Сразу после окончания университета поступил на работу к Girozentrale und Bank der Osterr. Sparkassen AG, где четыре года проработал в сфере экономических исследований и управления активами. С 1990 по 1993 годы работал в Deutsche Bank AG. В 1993 году возглавил управление казначейства и рынков капитала в Osterreichische Postsparkasse AG. После слияния Osterreichische Postsparkasse с банком Bank Arbeit und Wirtschaft AG назначен начальником управления казначейства и инвестиционного банкинга. В 2004 году начал работать в Raiffeisen Zentralbank в Вене на должности глобального казначея, ответственного за управления рыночными рисками, управления активами-пассивами и стратегическое планирование. С февраля 2006 года — заместитель председателя правления банка "Аваль".