Запас прочности

Экономическая разруха, которой периодически пугают из президентской резиденции в Конче-Заспе, в митингующей стране пока не произошла. Очевидно, что в перебоях с транспортом, банковских ограничениях или обязательных предоплатах приятного для компаний мало.

Экономическая разруха, которой периодически пугают из президентской резиденции в Конче-Заспе, в митингующей стране пока не произошла. Очевидно, что в перебоях с транспортом, банковских ограничениях или обязательных предоплатах приятного для компаний мало. Однако о кардинальном ухудшении ситуации или разорении никто не говорит. Зато в лексиконе абсолютного большинства опрошенных "Инвестгазетой" предприятий и отраслевых чиновников звучало неизменное — "запас прочности". Он, как мы поняли, не безграничен и во многом зависит от стабильности финансовой системы страны и быстрой развязки политического противостояния

Как и следовало ожидать, самым подготовленным к "оранжевой революции" оказался большой бизнес. Передышку между двумя турами президентских выборов крупные промышленные предприятия использовали для накопления сырьевых запасов и интенсивного производства продукции на склад, поэтому на первые две недели политического кризиса "жиру" хватило. Подобная тенденция наблюдалась в первую очередь среди предприятий, находящихся в непосредственной близости от "оранжевых" или "бело-голубых", и поэтому хорошо проинформированных, что президентская кампания оглашением результатов ЦИК не ограничится. Самым подготовленным бизнесменом вне всяких сомнений может считаться собственник кондитерской корпорации Roshen и по совместительству один из лидеров оппозиции — Петр Порошенко. Достаточно сказать, что сотрудники принадлежащей ему Винницкой кондфабрики последний месяц до выборов проработали семь дней в неделю — видимо точно знали, что в ноябре придется уходить в политическую забастовку.

Еще один признак, что у предприятий все хорошо — сохранение действующих контрактов. Требование о переходе на полную предоплату со стороны партнеров многие крупные компании оценивают как "революционную необходимость", поэтому особо не возмущаются. Тем более, что терять хорошего поставщика или клиента никто не заинтересован. Показателен пример ХК "Киевгорстрой". В свое время, благодаря вмешательству премьера Януковича, строителям удалось заключить прямые договора на поставки металлопродукции с "Криворожстали". В горячее политическое межсезонье меткомбинат поставки прекратил, однако его место сразу попытались занять новые трейдеры. "Сразу после известных событий в Северодонецке на нас вышли металлотрейдеры из Беларуси, Словакии и Молдовы и предложили аналогичную продукцию", — сообщил источник в "Киевгорстрое".

Отдельный вопрос, на который нам так и не удалось получить вразумительный ответ, — почему в стране так резко упало перечисление налогов, о чем на заседании Верховной Рады сообщил первый вице-премьер Николай Азаров. Все без исключения опрошенные "Инвестгазетой" предприятия сообщили, что на сегодняшний день рассчитались с налогами на 100%, причем многие подтвердили, что уплачивали налоги наперед. Такая практика правительства не нова — еще месяц назад некоторые компании, к примеру, в области телекоммуникации говорили о давлении на них со стороны власти с требованием доплатить выше положенного. Причем многие подтвердили, что сделали это даже не в ноябре или октябре, а еще пару месяцев назад. Утверждать, что именно по этой причине в конкретный момент у государства снизились налоговые отчисления, мы, конечно, не можем.

В целом после опроса крупных предприятий сложилось впечатление, что большой бизнес способен выдержать и более длительную политическую "осаду". Во-первых, в силу своей естественной инертности — запасы угля на ТЭС или руды на меткомбинате формируются не на неделю и даже не на месяц, поэтому две недели митингов "запас прочности" промышленных монстров подкосить не могли. Вторая причина тоже очевидна — крупные предприятия находятся на особом счету у банков, или же вообще связаны с ними через дружественные ФПГ. Поэтому и отношение к ним на фоне всеобщей финансовой строгости оказалось более лояльным. Хотя многие крупные предприятия пожаловались нам на трудности с перечислением денег или получением средств по открытым кредитным линиям.

В более тяжелом положении оказался малый и средний бизнес, для представителей которого проблемы с банками, транспортом или общим повышением цен имели плачевные результаты. Задержка платежей — одна из самых актуальных тем для разговоров среди бизнесменов. Многие из них идут на веру слова и работают без подтверждения поступления денег на счет, а многие просто теряют клиентов, ожидая, что банк сможет подтвердить честность их партнера. "Мы перечислили деньги, а банк их уже второй день задерживает, в результате нам не могут отгрузить товар, и, в свою очередь, мы подводим своих клиентов", — отметил представитель днепропетровской оптовой компании "Опт-Сервис". Еще одной проблемой становится отказ банков выдавать деньги, которые были перечислены на счет компании, что якобы объясняется отсутствием наличных денег в кассе.