Жертвенные деньги

Входит ли благотворительность в такое понятие, как социальная ответственность, можно еще поспорить. Разве ответственность состоит в том, что разбогатевший предприниматель, как бы извиняясь за свою успешность, должен делиться плодами своего труда? Нет, он

Входит ли благотворительность в такое понятие, как социальная ответственность, можно еще поспорить. Разве ответственность состоит в том, что разбогатевший предприниматель, как бы извиняясь за свою успешность, должен делиться плодами своего труда? Нет, он не обязан — но, тем не менее, делится

Пивоваренная группа "Сармат" тратит $15-20 тыс. каждый раз, когда до тридцати ее автобусов с болельщиками "Шахтера" ездят на матчи команды в другие города. Это один из десятка пунктов, перечисленных Сергеем Калининым, генеральным директором "Сармата", по которым компания ведет социальную деятельность. Большинство из них носят ярко благотворительный характер.

"Мы регулярно помогаем городам, областям — и там, где находятся наши предприятия, и где не находятся. Как правило, это безвозмездная помощь, — продолжает перечислять Калинин. — Озеленение территорий, участие в городских строительствах, в городских субботниках — мы это все делаем. Гуманитарная и адресная помощь объектам социальной инфрастуктуры (школам, детсадам, домам инвалидов, детям, семьям) — у нас есть специальный бюджет порядка 200 тыс. грн., который мы тратим на эти мероприятия".

Сергей Калинин выделяет также несколько неожиданный пункт своей деятельности: "Мы чувствуем себя ответственными за формирование культуры потребления пива. Потому что чем выше культура, тем более качественный продукт пьют люди в Украине. Поэтому мы отвечаем за то, чтобы поддерживать сети общественного питания, инвестируя в мебель, в летние конструкции, специальные хозматериалы, которые гарантируют красивый стиль потребления пива. Мы говорим о том, что его нельзя потреблять чрезмерно, что нельзя продавать подросткам, мы разрабатываем специальные ритуалы налива пива, которые гарантируют потребителю качественное его потребление и получение удовольствия. Мы формируем общественное мнение, которое направлено на культуру и возрастные ограничения".

По данным исследования социальной ответственности украинского бизнеса и корпоративной филантропии, проведенного Консорциумом по совершенствованию менеджмент-образования в Украине совместно с Украинским женским фондом и Центром инноваций и развития, в стране существует три типа организаций в зависимости от их участия в благотворительности. Первая и пока самая многочисленная категория благотворительностью не занимается. Вторая по отношению к ней имеет четко определенную политику. Третья — не придерживается формальных процедур, руководствуясь эмоциями и сочувствием.

В то время как в мире корпоративная благотворительность рассматривается как неотъемлемая составляющая пиара, у нас в этом признаваться не принято. Впрочем, большинство компаний (46% — согласно вышеупомянутому исследованию) не требуют никакой благодарности за свою благотворительность.

"Благотворительная деятельность в нашей компании — это вопрос скорее корпоративной политики, нежели политики пиара, — объяснила причины отказа давать газете комментарии относительно благотворительности Наталья Коновалова, руководитель службы по связям с общественностью и медиапланированию Украинской водочной компании Nemiroff. — Компания регулярно осуществляет благотворительную помощь, однако в прессе свою деятельность освещать не стремится". От разговора, какие могут быть причины для заинтересованности компаний заниматься благотворительностью, уходили многие представители украинского бизнеса. Хотя, как утверждает пиар-директор агентства Talan Proximity Елена Лобова, ее клиенты очень часто воспринимают благотворительность именно как "разовый информационный повод для пиара".

В чем нельзя "обвинить" компании — так это в желании получить поблажки от государства, которое в стремлении наполнить бюджет приостановило статью "О налогообложении прибыли предприятий", освобождающую от налогообложения часть прибыли, направленную на благотворительность. "Благотворительные проекты мы финансируем из прибыли предприятия, уплатив все налоги. Наверное, это не очень хорошо", — считает Ольга Ступина, руководитель отдела маркетинга компании "Хенкель Баутехник (Украина)". "Государственные налоговые льготы никогда не были приоритетом в этой деятельности", — в то же время заявляет Елена Соловьева, пиар-менеджер Киевского завода шампанских вин "Столичный".

Кто принимает решение о предоставлении помощи, %

Первое лицо

88

Совет директоров/правление

12

Отдел рекламы, маркетинга, продаж

12

Пиар-менеджер, отдел связей с общественностью

11

Общее собрание предприятия, акционеров

4

Источник: общенациональный опрос Консорциума по совершенствованию менеджмент-образования в Украине совместно с Украинским женским фондом и Центром инноваций и развития

Проекты, представляющие наибольший интерес для компаний, %

Местные

43

Нацеленные на целевую аудиторию потребителей продукции компании

25

Национальные

21

В регионах, где находятся производственные мощности компании или основные потребители продукции

20

Региональные

20

Этому компания не придает значения

3

Источник: общенациональный опрос Консорциума по совершенствованию менеджмент-образования в Украине совместно с Украинским женским фондом и Центром инноваций и развития