Адреналиновые пенсионеры: об "Автобане" с Энтони Хопкинсом и Беном Кингсли

С 23 февраля в широком украинском прокате — адреналиновый "Автобан" Эрена Кирви, нестыдный героический украинский эпос "Горькая жатва" Джорджа Менделюка и слезоточивая "Жизнь и цель собаки" Лассе Халльстрема

С "Автобаном" Эрена Кирви дистрибьюторская компания "Киномания", которая раньше занималась исключительно прокатом фильмов студии Warner Bros., выходит в сферу относительно непознанного — расширяет свой репертуар фильмами, снятыми независимыми производителями кино, которые не входят в элитную голливудско-студийную систему. Картины эти тоже зрелищны и широкому зрителю интересны, разве что отличаются меньшим масштабом — и по своему денежно-бюджетному размаху, и по своим производственно-творческим амбициям, и по ожидаемым результатам, которые, объективно, более скромны.

Если опыт проката такого независимого кино окажется удачным, стоит надеяться, что следующим шагом "Киномании" станет деятельное участие в распространении современных украинских фильмов. Компания — пока что единственный крупный украинский дистрибьютор, которые не имеет дела с отечественными лентами. При этом ее профессиональная экспертиза будет, безусловно, очень ценна для национального кинематографа, который вместо контакта со зрителем часто натыкается на стену непонимания.

"Автобан", наоборот, вполне понятен. Адреналиновый фильм рассказывает о молодом угонщике авто Кейси (пронзительно голубоглазый Николас Холт), который, наследив в Штатах, переезжает в Германию. Тут у него возникает любовь с первого взгляда с Джульеттой (Фелисити Джонс), подталкивающая пересмотреть криминальные привычки. Однако, девушке нужно деньги на лечение, поэтому парень пересматривает решение пересмотреть криминальные привычки — и соглашается на крупное дело, связанное с большими суммами наличности, большой партией наркотиков и большим риском для жизни.

В итоге — погони, перестрелки, заложники и прочий зрелищный криминал, исполненный многочисленных, сменяющих друг друга физических столкновений, рожденных из столкновения эмоционального — внезапно явленной героям любви.

Эту "сталкивающую" природу ленты подчеркивает ее оригинальное название — Collide. "Автобан" — локальная переводная вариация, акцентирующая на центральной зрелищной сцене фильма — длинной гонке на немецкой трассе, снятой эмоционально, с ожидаемыми кульбитами авто и предсказуемыми каскадерскими трюками, привлекающими именно своей реальностью — намного менее размашистой, чем в очередных "Форсажах", и тем дарующей некоторое ощущение достоверности.

Хотя особо этой достоверности авторы фильма не ищут, идя по пути использования схематических сюжетных поворотов, не оправданных ничем другим, кроме традиции уже виденного в кино. А также — создания колоритных ярких образов: к примеру, один из главных бандитов в исполнении Александра Йовановича обрастает окладистой ухоженной бородой — всем хипстерам на зависть.

Но главными "звездами" криминального мира оказываются персонажи-антагонисты, которых играют приглашенные на роли второго плана бесконечно талантливые британские актеры первой величины Бен Кингсли и Энтони Хопкинс.

Бен Кингсли, склонный к показному лицедейству, создает весьма колоритный образ, который оттеняет импульсивные агрессивные действия яркими внешними атрибутами (позолоченным пистолетом, к примеру).

Энтони Хопкинс идет по более сдержанному пути тиражирования психопатологических реакций Ганнибала Лектера, играя экономно и повышая голос (и физически напрягаясь) в гомеопатических дозах.

Оба созданных "пенсионерами" образа при этом сохраняют некоторую карикатурность, представляясь скорее площадкой для встречи зрителей с играющими их исполнителями, которые показывают актерский мастер-класс. Режиссер Эрен Кирви услужливо организовывает для этого мизансцены, напоминающие скорее о театральной сцене, чем о кино. Но в таких моментах чистого актерства, в итоге, выявляет себя едва ли не главная изюминка фильма.

Продолжение обзора фильмов, вышедших в прокат с 23 февраля — "Жизнь и цель собаки" и "Горькая жатва".