Бег на месте: о комиксе "Черная пантера"

Бег на месте: о комиксе "Черная пантера"
С 15 февраля в прокате идет масштабный фильм-комикс "Черная пантера", который усердно стремится казаться новым, но не всегда достигает новизны, замечает кинокритик Сергей Васильев 

Сольная история

С главным героем фильма Т'Чаллой (Чедвик Боузмэн) — юным, спортивным, подтянутым и слегка бородатым принцем из фантастической африканской страны Ваканды, дефилирующим в не менее фантастическом костюме Черной Пантеры, зрители познакомились два года назад в фильме-комиксе "Первый мститель. Противостояние". Там он оказался одним из десятка супергероев из мира комиксов "Марвел", втянутых кознями таинственных сил в болезненную и во многом самоубийственную борьбу друг с другом. 

"Черная пантера" рассказывает сольную историю Т'Чаллы, уже не обращая внимания на других супергероев, но во многом продолжая ту же тему — нездорового противостояния между "своими", из-за которого способен обрушиться мир. После смерти отца, случившейся в "Противостоянии", Т'Чалла проходит красочный ритуал и становится королем Ваканды. Примеряя власть, он готовится определить вектор развития своего королевства, которое издавна разрывается между традицией и новациями.

Ваканда обладает выдающимися технологиями и уникальными богатствами, но тщательно скрывает их от остального мира, в глазах которого предстает исключительно неразвитой сельскохозяйственной страной. Позиция руководства страны грешила тотальной самоизоляцией: и молодые персонажи с острым чувством социальной ответственности ощущают свою вину — ведь и Африку, и выходцев из Африки нещадно эксплуатируют. Они ничего не предпринимали по этому поводу, а теперь собираются ситуацию изменить. 

Традиции невмешательства, впрочем, — лишь одни из многих, следовать которым предлагает Ваканда. В королевстве более-менее мирно уживаются пять племен, а король является обладателем мистической силы, в костюме Черной Пантеры лично защищая подданных. При этом, по тем же традициям, он может быть смещен в рамках ритуального (и предполагающего кровавый финал) поединка за власть, проводимого на краю водопада под чутким руководством верховного жреца (Форест Уитакер). 

Для того чтобы все было честно, жрец предварительно лишает героя волшебных сил, а после "нетехнологичного" боя — отправляет победителя откушать мистических растений и пообщаться с предками на фоне идеальных африканских закатов. В то же время, чтобы качественно защищать свою страну и бороться с международной преступностью, Т'Чалла без зазрения совести использует новейшие приспособления, дающие огромные шансы на победу. Их презентация и эксплуатация превращает историю "Черной Пантеры" в особый вариант подвигов Джеймса Бонда — с обязательным образом гуру-помощника, но без активного донжуанства героя.

Между африканскими традициями и шпионскими новациям

Еще "Черная Пантера", закладывая сценарные виражи между африканскими традициями и шпионскими новациями, предлагает максимально разнообразные и красочные места действия: тут и саванны, и водопады, и густо усыпанные снегом вершины, и провалы темных подземелий, обустроенных по последнему слову — несуществующей — техники. Кроме того, часть событий двухчасовой картины происходит в ночном южнокорейском Пусане, туристическом Лондоне и депрессивном бедном районе Лос-Анджелеса, который, если верить авторам фильма, много страшнее африканских джунглей.

Режиссер Райан Куглер тоже разрывается между традициями "Марвел" и новациями собственного стиля. Он пытается наполнить историю характерным для себя истовым драматизмом:

  • борьба в королевстве за власть отчасти напоминает шекспировскую трагедию,
  • борьба героев за то, чтобы быть самими собой, напоминает конфликт в центре фильма Райана Куглера "Крид", продолжившего боксерскую историю Рокки,
  • в определенном смысле поднимает "Черная Пантера" и важные социокультурные и политические вопросы, связанные с современными судьбами афроамериканского населения (помогать в итоге герой решает в первую очередь именно жителям Лос-Анджелеса, а не африканцам).

Симбиоз "Черной Пантеры" с остросоциальными вопросами, впрочем, ощутим, прежде всего, для уже подготовленных для их болезненного восприятия североамериканских зрителей. Картина действительно пытается нырнуть на дно глухих чувств, темных эмоций и острых тем, но чаще всего искомой глубины не достигает, скорее, предпочитая интерпретацию событий в духе анимационного мюзикла "Король Лев" и, собственно, безопасных традиций фильмов-комиксов "Марвел". Они, будто спасательный жилет, держат фильм на поверхности вещей, вне влияния критического реализма. 

В итоге в картине появляется немного юмора, немного любви и немного юмора, связанного с любовными отношениями Т'Чаллы и его избранницы (Люпита Нионго). Как всегда у "Марвел", картина предполагает захватывающие зрелищные сцены физического действия — погони на автомобилях, многофигурные схватки, бои летающих в небе кораблей, "презентационное" столкновение главного героя с антагонистом (Майкл Б. Джордан). Находится тут место и смерти, и страданию, но каждый раз, как явлению исключительному — достойному крупного колоритного плана, исполненного красоты.

В соответствии с традициями "Марвел", в "Черной Пантере" есть еще и дополнительные сцены — во время и после титров. Первая завершает историю героев "Черной Пантеры", показывая тот геополитический путь, который избрал для себя Т'Чалла. Вторая — являет малый анонс к новому фильму из сюжетного пространства "Марвел", который выйдет на экраны 3 мая — "Мстители. Война бесконечности". По большому счету без обоих "бонусов" (особенно второго, созданного для "своих") вполне можно обойтись.