Бенефис Изабель Юппер о трудностях педагогики: о фильме Сержа Бозона "Миссис Хайд"

Кадр из фильма "Миссис Хайд"
Кадр из фильма "Миссис Хайд"
7 июня в украинский прокат вышел фильм "Миссис Хайд". Режиссер ленты Серж Бозон- один из самых интересных современных французских режиссеров интеллектуального кино, замечает кинокритик Сергей Васильев

Переосмысленный Стивенсон

Фильм Сержа Бозона, одного из самых интересных современных французских режиссеров интеллектуального кино, является вольным пересказом произведения Роберта Льюиса Стивенсона о докторе Джекиле и мистере Хайде, популярность которого связана с его глубоко проницательным взглядом на человеческую природу, как источник одновременно и добра, и зла.

Знаменитую историю добропорядочного лондонца, который в результате эксперимента теряет способность контролировать свои темные инстинкты, постепенно растворяясь в них, режиссер перенес в современную Францию, сменив пол и профессию главного героя. Собственно, в оригинале картина называется "Мадам Хайд", а не "Миссис…".

Школа в трех актах

Лента состоит из трех глав, показывающих перерождение героини и ее педагогических методов. В дебюте мадам Жекиль (Изабель Юппер) предстает "серой мышью". Она — преподаватель физики с тридцатилетним стажем, надрывным задыхающимся голосом и глазами на мокром месте — неспособна преодолеть сопротивление неблагополучного класса. Против нее настроены и незаинтересованные в учебе "хулиганы", и говорящие в унисон отличницы — активистки школьного самоуправления, и коллеги, чей коллективный авторитет она подрывает своей податливостью.

После удара молнии, случившегося во время тривиального эксперимента, героиня начинает стремительно меняться, уравновешивая традиционную слабость внезапно обретенной внутренней силой, в том числе — удивительного педагогического убеждения. Ее потенциал раскрывает вторая глава картины, в которой (все еще) мадам Жекиль взаимодействует с "проблемным" учеником, приучая его — и весь свой класс — думать. Тому, как ей все же не удается удержать баланс между "светлым" Джекилем и "темным" Хайдом, посвящена финальная — горько-оптимистичная — треть картины.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Скифский олень" на "Молодости" достался фильму "Святой" Андриуса Блажевичюса

Бенефис Изабель Юппер

Премьера ленты состоялась в минувшем августе на МКФ в Локарно, где работу Изабель Юппер заслуженно отметили специальным призом. Роль идеально скроена для актрисы и ее холодной манеры игры, в которой легкую ранимость оттеняют яркие искры социопатии.

Эту черту уникального таланта Изабель Юппер эксплуатировали не раз. Особенность же "Миссис Хайд" заключается в том, что Серж Бозон предоставляет ей выгодную возможность явить патологическое экранное амплуа максимально выпукло, не опасаясь "переиграть" (в первую очередь, в сценах, являющих ранимое начало героини) — благо, сюжет позволяет.

Помогают оттенить многогранный женский образ и тонко скроенные мужские персонажи:

  • пустоголово-улыбчивого директора школы в кроссовках за 140 евро (Ромен Дюрис), играющего пышной шевелюрой,
  • 35-летнего учителя-стажера на грани нервного срыва, которого во время дебютного занятия класс уничтожает своим презрением,
  • славного мужа-домохозяина (Хосе Гарсия), регулярно подыскивающего для героини советы по усовершенствованию ораторского мастерства, которые на школьников не оказывают ни малейшего эффекта.

"Великое обучение всех всему"

Реалистичные, достоверные и в то же время контрастно-усиленные образы, в которых узнаваемые детали современности поставлены на грань абсурда, позволяют говорить о "Миссис Хайд", как о своеобразной сатире. Вернее, о наличии в фильме сатирического начала, которым Серж Бозон не ограничивается. Его режиссерская манера дает зрителям самим решать, смеяться над событиями, происходящими на экране, или сочувственно переживать вместе с героями.

Особенно ярко эта двусмысленность проявляет себя в сценах педагогической практики. Мадам Жекиль проводит — по всем правилам педагогической науки — показательный урок, чтобы пройти аттестацию, создавая учебные ситуации, в которых наносное и формальное соседствует с живым диалогом, исполненным интеллектуального интереса, и постепенно уступает место творчеству. Подобное сочетание искусственности и пронзительной правдивости — яркая черта ленты вообще.

Апатичная фантастика

Главной кинопремьерой этой недели — не только в Украине, но и в мире — является работа Хуана Антонио Байоны "Мир Юрского периода 2". Компьютерная графика, оживляющая на экране многочисленных динозавров, — главная приманка этого фильма. На его фоне "Миссис Хайд" кажется посланием из кинематографического прошлого — своими небыстрыми тихими диалогами напоминая о камерных фильмах "новой волны" Эрика Ромера, а скромными специальными эффектами, "раскаляющими" героиню докрасна во время ее фантастической трансформации, и вовсе — первые шаги киноискусства.

Серж Бозон сознательно лишает картину той зрелищности, с которой подобные метаморфозы ассоциируются в современном, замешанном на эстетике комиксов, кино. У него выходит "бедный" и несколько замедленный фильм, в котором паузы между репликами более значимы, чем слова. А внутреннее душевное перерождение, к которому героиня приглашает своих подопечных, намного важнее внешних — монструозных — его проявлений.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram