- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
Бенефис Изабель Юппер о трудностях педагогики: о фильме Сержа Бозона "Миссис Хайд"
Переосмысленный Стивенсон
Фильм Сержа Бозона, одного из самых интересных современных французских режиссеров интеллектуального кино, является вольным пересказом произведения Роберта Льюиса Стивенсона о докторе Джекиле и мистере Хайде, популярность которого связана с его глубоко проницательным взглядом на человеческую природу, как источник одновременно и добра, и зла.
Знаменитую историю добропорядочного лондонца, который в результате эксперимента теряет способность контролировать свои темные инстинкты, постепенно растворяясь в них, режиссер перенес в современную Францию, сменив пол и профессию главного героя. Собственно, в оригинале картина называется "Мадам Хайд", а не "Миссис…".
Школа в трех актах
Лента состоит из трех глав, показывающих перерождение героини и ее педагогических методов. В дебюте мадам Жекиль (Изабель Юппер) предстает "серой мышью". Она — преподаватель физики с тридцатилетним стажем, надрывным задыхающимся голосом и глазами на мокром месте — неспособна преодолеть сопротивление неблагополучного класса. Против нее настроены и незаинтересованные в учебе "хулиганы", и говорящие в унисон отличницы — активистки школьного самоуправления, и коллеги, чей коллективный авторитет она подрывает своей податливостью.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaПосле удара молнии, случившегося во время тривиального эксперимента, героиня начинает стремительно меняться, уравновешивая традиционную слабость внезапно обретенной внутренней силой, в том числе — удивительного педагогического убеждения. Ее потенциал раскрывает вторая глава картины, в которой (все еще) мадам Жекиль взаимодействует с "проблемным" учеником, приучая его — и весь свой класс — думать. Тому, как ей все же не удается удержать баланс между "светлым" Джекилем и "темным" Хайдом, посвящена финальная — горько-оптимистичная — треть картины.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Скифский олень" на "Молодости" достался фильму "Святой" Андриуса Блажевичюса
Бенефис Изабель Юппер
Премьера ленты состоялась в минувшем августе на МКФ в Локарно, где работу Изабель Юппер заслуженно отметили специальным призом. Роль идеально скроена для актрисы и ее холодной манеры игры, в которой легкую ранимость оттеняют яркие искры социопатии.
Эту черту уникального таланта Изабель Юппер эксплуатировали не раз. Особенность же "Миссис Хайд" заключается в том, что Серж Бозон предоставляет ей выгодную возможность явить патологическое экранное амплуа максимально выпукло, не опасаясь "переиграть" (в первую очередь, в сценах, являющих ранимое начало героини) — благо, сюжет позволяет.
Помогают оттенить многогранный женский образ и тонко скроенные мужские персонажи:
- пустоголово-улыбчивого директора школы в кроссовках за 140 евро (Ромен Дюрис), играющего пышной шевелюрой,
- 35-летнего учителя-стажера на грани нервного срыва, которого во время дебютного занятия класс уничтожает своим презрением,
- славного мужа-домохозяина (Хосе Гарсия), регулярно подыскивающего для героини советы по усовершенствованию ораторского мастерства, которые на школьников не оказывают ни малейшего эффекта.
"Великое обучение всех всему"
Реалистичные, достоверные и в то же время контрастно-усиленные образы, в которых узнаваемые детали современности поставлены на грань абсурда, позволяют говорить о "Миссис Хайд", как о своеобразной сатире. Вернее, о наличии в фильме сатирического начала, которым Серж Бозон не ограничивается. Его режиссерская манера дает зрителям самим решать, смеяться над событиями, происходящими на экране, или сочувственно переживать вместе с героями.
Особенно ярко эта двусмысленность проявляет себя в сценах педагогической практики. Мадам Жекиль проводит — по всем правилам педагогической науки — показательный урок, чтобы пройти аттестацию, создавая учебные ситуации, в которых наносное и формальное соседствует с живым диалогом, исполненным интеллектуального интереса, и постепенно уступает место творчеству. Подобное сочетание искусственности и пронзительной правдивости — яркая черта ленты вообще.
Апатичная фантастика
Главной кинопремьерой этой недели — не только в Украине, но и в мире — является работа Хуана Антонио Байоны "Мир Юрского периода 2". Компьютерная графика, оживляющая на экране многочисленных динозавров, — главная приманка этого фильма. На его фоне "Миссис Хайд" кажется посланием из кинематографического прошлого — своими небыстрыми тихими диалогами напоминая о камерных фильмах "новой волны" Эрика Ромера, а скромными специальными эффектами, "раскаляющими" героиню докрасна во время ее фантастической трансформации, и вовсе — первые шаги киноискусства.
Серж Бозон сознательно лишает картину той зрелищности, с которой подобные метаморфозы ассоциируются в современном, замешанном на эстетике комиксов, кино. У него выходит "бедный" и несколько замедленный фильм, в котором паузы между репликами более значимы, чем слова. А внутреннее душевное перерождение, к которому героиня приглашает своих подопечных, намного важнее внешних — монструозных — его проявлений.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram