14 апреля 2018 в 10:00

Бессмысленно, беспощадно, смешно: о приключенческой ленте "Рэмпейдж"

С 12 апреля в прокате идет масштабный фильм-аттракцион "Рэмпейдж", в котором эффектность компьютерной игры находит привлекательное абсурдное воплощение, замечает кинокритик Сергей Васильев

Бессмысленно, беспощадно, смешно: о приключенческой ленте "Рэмпейдж"

Культ мускулистой личности

Главную роль в ленте Брэда Пейтона играет мускулистый, бритоголовый, обаятельный и мастерски осознающий пределы своих, вполне "накачанных" актерских способностей Дуэйн Джонсон. Роль ему достается типичная — героя без страха и упрека, готового спасти мир (совсем как в декабрьском хите Джейка Кэздана "Джуманджи: Зов джунглей"), и в то же время отмеченная оригинальными деталями. Он играет борца с браконьерами Дэвиса Окойе, который в заповеднике помогает гориллам преодолеть травмы, полученные в неволе.

Дэвис избегает женского внимания (хотя, кажется, все стремятся броситься в его крепкие объятия), да и человеческого общества вообще, предпочитая проводить время со своими питомцами. Особенно с молодой гориллой-альбиносом Джорджем, которого он детенышем спас от браконьеров, вырастил и научил языку жестов: важное для ленты взаимодействие человека и обезьяны, которые постоянно обмениваются репликами, поддерживает прекрасная компьютерная графика, создающая иллюзию реальности животного бытия.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В поисках тишины: о фильме ужасов "Тихое место"

Комедия вместо драмы

Товарищеские отношения Дэвиса и гориллы рождают безусловный комедийный эффект, позволяя авторам без зазрения совести использовать простовато-грубоватые шутки, в которых художественный вкус уступает место подростковому задору. Этот пышущий оптимизмом хохочущий голос отлично соответствует характеру картины, которая даже в наиболее драматичной, давящей слезу ситуации, находит точку юмористической опоры.

Пожалуй, по настоящему серьезной лента оказывается лишь в своем дебюте, который будто сходит с конвейера научно-фантастических фильмов ужасов. Действие тут неожиданно происходит в условиях невесомости — в космической лаборатории на земной орбите, проводящей запрещенные генетические эксперименты, во время которых, как водится, что-то идет катастрофически не так.

Компьютерный вирус "Расти, ломай, круши"

В результате аварии капсулы с опасными вирусами из космоса попадают на территорию США и инфицируют в разных регионах трех животных — гориллу Джорджа, волка в горах Колорадо и крокодила во Флориде. Под воздействием вируса животные стремительно растут, становятся предельно агрессивными, крушат и ломают все на своем пути, а также жестоко и без особых проблем уничтожают людей, которые решаются им противостоять (в частности, славные, но несколько растерявшиеся американские вооруженные силы).

Выполняя эту деструктивную программу, они действуют по злой воле разработчиков вируса, но в первую очередь — зрелищно иллюстрируют сюжет давней игры "Рэмпейдж", по мотивам которой и создана лента. Нехитрое "компьютерное" развлечение генетически модифицированных животных, выполненное по принципу "ломай-круши", предстает калейдоскопом самодостаточных сцен — рушащихся небоскребов, раздавленных авто и уничтоженной военной техники.

Рэмпейдж

Карикатурные злодеи и наказанное зло

Задача Дуэйна Джонсона и его коллег по актерскому цеху — придать этим узнаваемым эпизодам вселенских катастроф, сменяющим друг друга, хотя бы некоторую сюжетную связность. Для этого главный герой с помощью ученого-генетика (Наоми Харрис) и секретного агента с острым слогом и повадками ковбоя (предельно ироничный, в том числе к самому себе, непонятно зачем попавший в картину Джеффри Дин Морган) отправляются на поиски антивируса. А противостоять им берутся карикатурные корпоративные злодеи, жаждущие нажиться на заразе (Малин Акерман и Джейк Лейси).

Исключительно функциональное отношение к персонажам, которые должны декоративно оттенять масштаб спецэффектов и блеск гладко выбритой головы Дуэйна Джонсона, "выпрямляет" психологические извилины картины, лишив ее эмоциональной глубины. И в то же время дарит неожиданный позитивный эффект, позволяя наказывать зло без драматичных "расшаркиваний" — быстро, радикально и с грубым кровавым юмором.

Рэмпейдж

Веселое безразличие абсурда

Этот юмор дарит ленте определенную свежесть, хотя, скорее, свидетельствует об общем, неспециальном безразличии авторов к большинству персонажей. Количество человеческих жертв, которые они множат на экране, зашкаливает, так что любая смерть — кроме, конечно, потенциальной угрозы жизни главного героя и его "дружелюбной" гориллы — предстает как обыденная сценарная данность, которой не стоит придавать особого значения.

В этом смысле "Рэмпейдж" является одним из наиболее честных фильмов по мотивам компьютерных игр — в каждой новой сцене он предлагает забывать кровавый исход предыдущего эпизода и ни в коем случае не скорбеть о погибших. Делать этого не стоит даже тогда, когда драму усердно "возгоняют" сами герои, поскольку их проникновенные переживания — не более чем фундамент для новых шуток.

Смеются же над этими хохмами в первую очередь сами персонажи, заражая зрительный зал своим ничем не оправданным оптимизмом. В итоге, там, где большинство экранизаций компьютерных игр терпит болезненное поражение, пытаясь наполнить жизнью схематичные, высосанные из пальца игровые сценарии, "Рэмпейдж" побеждает. Поскольку решительно принимает абсурд игры за непререкаемую основу экранного бытия и с демонстративным удовольствием погружается в него.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram

автор:
раздел:
теги:

По теме:

Как рождается новое искусство: о французской драме "Роден"
Lifestyle 07 апреля 2018 в 13:00

Как рождается новое искусство: о французской драме "Роден"

С 5 апреля в кинопрокате идет камерная драма Жака Дуайона "Роден", в которой биография Огюста Родена представлена как нескончаемый творческий процесс. Фильм посмотрел кинокритик Сергей Васильев

Три фильма "Недели австрийского кино": о слепой пианистке, мигрантах и распаде личности
Lifestyle 08 апреля 2018 в 17:00

Три фильма "Недели австрийского кино": о слепой пианистке, мигрантах и распаде личности

7-й ежегодный фестиваль "Неделя австрийского кино" стартует в Украине 12 апреля