Бойкот Арсенала привел к отказу Гройса от участия в Киевской биеннале — Наталья Заболотная

Директор Мистецького Арсенала Наталья Заболотная в открытом письме рассказала об отказе Гройса участвовать в Киевской биеннале и призвала художественную общественность прекратить войну и начать диалог. Правда, в какой форме, осталось не понятным
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Цензурный скандал в Мистецком Арсенале с уничтожением фрески Владимира Кузнецова, заказанной художнику для выставки "Великое и величественное", спровоцировал призыв бойкотировать эту арт-институцию и Вторую Киевскую биеннале, которая запланирована на 2014 год. Последствия информационной войны не заставили себя ждать. От участия в украинской биеннале отказался знаменитый российский куратор Борис Гройс.

Скорее всего, отказ Гройса стал катализатором появления открытого письма директора Арсенала Наталья Заболотной, серьезные менеджерские таланты которой, проявленные на восстановлении здания Арсенала признают даже враги.

Длиннющее письмо (в журнале заняло бы разворота три), через которое трудно продраться к его цели, никаких конкретных и оригинальных предложений не содержит. Заболотная вновь извинилась перед Владимиром Кузнецовым, пообещала наладить четкий механизм коммуникации с художниками, в том числе, впредь работать на основе эскизов. Но обвинения в цензуре и вандализме не признала, повторив все тоже — художник не попал в концеп, а цейтнот привел к дискоммуникации, и в результате, как формулирует директор Арсенала, "произошло недоразумение".

Напомним, что накануне открытия огромной выставки "Великое и величественное", которая готовилась специально к религиозному юбилею, Заболотная запретила к показу фреску молодого художника Владимира Кузнецова. Причем не просто запретила, а закрасила незаконченную работу черной краской. Часть художественной общественности ее действия оправдала тем, что она загнана в угол: на открытие обещался Янукович с Путиным и всей религиозной верхушкой. А фреска на которой художник вспоминает случай во Врадиивке, где милиционеры изнасиловали девушку, где горят в котле (чернобыльском реакторе) лживые судьи, пьяные мажоры, лживые священники и депутаты, точно не порадовала бы начальство Заболотной (ведь Мистецкий — госструктура).

Запрещенная и уничтоженная Заболотной фреска Владимир Кузнецова (фото автора)

Моментальными последствиями такой арт-ценуры стали увольнение по собственному арт-директор Александра Соловьева и призыв художников и критиков (в основном молодых) к бойкоту не только Арсенала, но и Второй Киевской биеннале, которую готовит команда Заболотной на 2014 год.

"К сожалению, сегодня мы должны констатировать первые результаты информационной войны против Художественного Арсенала — от курирования дискуссионной платформы Биеннале отказался ведущий теоретик искусства Борис Гройс", — сообщает Заболотная. Свой отказ тот объяснил опасениями, что "проблематика дискуссионной платформы местным арт-сообществом будет сведена исключительно к локальным распрям".

Как признается Заболотная, после этого потеряна возможность "пригласить в Украину ведущих теоретиков современного искусства, провести знаковое интеллектуальное событие международного уровня". "Киевская биеннале — уникальный для украинского контекста проект , о котором до последнего мы позволяли себе только мечтать , это первая попытка масштабного входа отечественного искусства в международный контекст и срыв такого события означать огромное фиаско для Украины, которого просто нельзя допустить, — призывает она.

А письме в очередной раз повторила концепцию "титульного музея" и проинформировала, тех, кто не понимает очевидное, на какой стадии она сейчас находится. Арсенал — это сегодня большая строительная площадка, требующая срочного ремонта 63 000 квадратных метров и функционирующая на 5% своих мощностей. Отсюда, по словам директора, постоянно ищутся деньги на проекты, нет полноценного штата.

Что до концепции, то Заболотная и ее команда строит "современный музей искусства, а не музей современного искусства". "Конечно, в будущем музее достойное место займет и современное искусств,— заверила она.

А затем все письмо разных формулировках она призывает не воевать, а:

— "оказывать реальную помощь — сотрудничать над развитием института, не завышая требований и ожиданий.

— "выработать общие принципы и основы деловых и творческих отношений художников, кураторов и институтов".

— присылать свои идеи и пожелания на открытый недавно почтовый ящик [email protected].

В финале Заболотная протягивает "руку дружбы и понимания". "Руку я вам предлагаю и очень надеюсь на вашу взаимность", — заключает она.

Действительно, как показывает практика, худой мир лучше хорошей войны. Только плохо, что Наталья Заболотная, написав 15 тысяч букв, не предложила своего реального плана действий по установлению диалога с непримиримыми.

Полный текст письма Натальи Заболотной.