Инициатива Минкульта о 75% квоте на украинскую музыку на радио — популизм

Чего больше — пользы или вреда принесет медиа-рынку введение 75-процентной квоты на украинский продукт в радиоэфире? Эту норму инициирует вице-премьер-министр и министр культуры Вячеслав Кириленко. Правда, законопроект пока находится в начальной стадии
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Как оценивают инициативу Вячеслава Кириленко об увеличении квоты украинского продукта в радиоэфире до 75% те, кого коснется эта норма, как предполагаемое нововведение может отразиться на медиа-рынке — эти вопросы выяснял I nsider.

Сейчас в Украине квота, ограничивающая использование зарубежного продукта, составляет 50%. Ее ввели в 2007 году. Реакция бизнеса и общества и тогда была неоднозначная.

Радиостанции оценивают инициативу по увеличению квоты до 75% негативно. Основной аргумент — хорошей украинской музыки недостаточно для того, чтобы заполнить эфир радиостанции, не меняя ее формата.

Так, Дмитрий Феликсов, гендиректор компании VirusMusic и билетного агентства Concert.ua, берет для примера радиостанцию Kiss FM, с которой тесно сотрудничает. Классная электронная музыка, которая соответствует формату этого радио, на 99% производится не в Украине.

Если станции украинской направленности еще смогут переварить новую квоту, то радиостанциям, ориентирующимся на нишевые направления (ретро, джаз, лаунж), идаже на мейнстрим, квота в 75% фактически перекрывает воздух, поддерживает коллегу Андрей Уренев, бывший программный директор "Просто Радио". Единственным выходом будет смена формата, которая повлечет за собой репутационные и финансовые потери, утверждает эксперт.

Если Radio ROKS сменит формат, то ее постоянные слушатели не скажут спасибо, продолжает критику продюсер "ТАВР медиа" Виталий Дроздов. Он приводит негативный белорусский опыт введения 75% квоты, который привел к тому, что доля радиослушателей сократилась в 5-10 раз. По его мнению, это не сильно помогло и белорусской музыке, так как большинство проектов, появившихся на этой волне, оказались однодневками. По его мнению, реальной была бы квота в 20%. Участник группы "ТНМК" Фоззи называет реальной квотой — 25%.

Но есть и противоположные мнения. Здесь основной аргумент — 75% квота поможет вытеснить из эфира низкокачественный продукт, преимущественно российского производства, и даст дорогу молодым украинским исполнителям.

"Даже если украинская музыка хуже — она лучше. Рано или поздно надо дать карт-бланш огромному количеству групп, жадных до аудитории и славы. Большинство из них будут завтра забыты, но самые сильные — останутся", — утверждает Алексей Согомонов, генеральный директор агентства "Музыка для Масс" ("Бумбокс", Pianoбой, O.Torvald).

Солистка группы "Крихітка" Каша Сальцова настаивает на том, что сейчас в эфире 90% украинской музыки — устаревшая, хиты 1990-х и 2000-х. Современного мало. Нужно давать дорогу новому контенту, но квота здесь не поможет, так как даже если ее введут, консервативные радиостанции вряд ли решатся ставить в эфир молодые команды, они, скоре, предпочтут увеличить количество "старых добрых" исполнителей, считает Каша Сальцова.

Европейский опыт не усиливает позиции квоты. В большинстве стран Европы квотирования нет. Развитие локальной культуры стимулируется государством при помощи протекционистских мер. В Литве, например, радиостанции, которые увеличивают долю местного продукта в эфире, получают налоговые льготы.

Представители медиабизнеса считают, что решение Минкульта — популистское, а нужно — разумное. В том числе, как предложение, вносится вариант — повышение стоимости лицензий для радиостанций, которые базируются на зарубежной музыке.