Букет динозавров: о фильме "Мир Юрского периода 2"

Букет динозавров: о фильме "Мир Юрского периода 2"
7 июня в украинский прокат выходит зрелищный фильм-приключение "Мир Юрского периода 2" Хуана Антонио Байоны. Подробней о ленте — кинокритик Сергей Васильев

Динозавры 2.0

Нынешняя картина продолжает ленту "Мир Юрского периода" Колина Треворроу, которая в 2015 году собрала в мировом кинопрокате неожиданно много — 1,67 млрд. долларов. Тот фильм тоже был оригинален лишь отчасти, перезапустив киноисторию Стивена Спилберга начала 1990-х годов о возрожденных, благодаря генетическим экспериментам с ДНК, динозаврах, которые вырвались на волю — со всеми ожидаемыми кровавыми зрелищными последствиями.

В "Мире Юрского периода" динозавров, расселенных на острове, который превратили в защищенный модный туристический парк, было немало. И даже были среди них те, которых ученые создали, специально модифицировав природу, — как для пущей популяризации аттракциона, так и для использования чудовищ в военной промышленности. Из-за подобных экспериментов кое-что (да, собственно, почти все) пошло не так. И продолжает идти: в новом фильме людей рукотворные динозавры пожирают в больших количествах — со снаряжением, техникой, оружием и без соли.

Эмоциональные качели

Тема окончательно вышедшего из-под контроля влияния человека на эволюцию доведена в ленте до логического, весьма неутешительного для человечества, конца, позволяя ученому Яну Малькольму сообщить американским властям о грядущем приходе второго Юрского периода. Персонажа седобородо играет Джефф Голдблюм, мягко возвращаясь к роли, которую примерил в оригинальном "Парке Юрского периода" Стивена Спилберга четверть века тому назад. Делает он это уверенно, спокойно и несколько лениво, даже не вставая со стула.

Этой монументальной неподвижностью персонаж разительно отличается от остальных героев картины, которые большую часть 128-минутной ленты находятся в возбужденном состоянии — широко расплескивая эмоции, когда выясняют отношения и жалуются на то, что происходит, или, наоборот, демонстративно сдерживая чувства, когда поблизости находятся доисторические звери, готовые их проглотить.

Вулкан и чувства

После событий, показанных в "Мире Юрского периода", прошло три года. Динозавров, которые плотно откушали туристами, оставили в покое. Они живут в изоляции, на своем острове. Однако, начавшееся извержение вулкана грозит уничтожить их всех. Поэтому защитники доисторической природы отправляют купаться в потоках раскаленной лавы поисковую операцию, которая должна спасти как можно больше видов, чтобы перевезти их на новое место жительства.

Отправляются на пылающий остров и герои предыдущего фильма — Клер Диринг (Брайс Даллас Ховард) и Оуэн Грейди (Крис Пратт), умело поддерживающие баланс достаточно эффективных рабочих и не всегда складывающихся личных отношений: их чувственно-ироничные пикировки являются главным актерским козырем картины. Клер нужно быть на острове, чтобы отпечатком ладони запустить компьютерную систему слежения, позволяющую определить местонахождение искомых динозавров, Оуэну — чтобы спасти очень смышленого велоцираптора по кличке Блу, которого он в прошлом воспитал.

Огонь, вода и компьютерная графика

Осуществляя спасательную операцию, герои стремительно бегают наперегонки с динозаврами по пересеченной местности, чудесным образом избегают всепоглощающего огня и агрессии паникующих животных, а также — окунаются в глубокие недра морские, сохраняя удивительное присутствие духа, пусть и драматически оттененное широко распахнутыми удивлением глазами героини.

При этом их несуразно-невообразимые приключения все же поигрывают мускулами своеобразного реализма — благодаря выдающимся достижениям компьютерной графики, которая мастерски передает на экране мир динозавров, неотличимый от мира людей.

Поддерживает экранную достоверность и верность традициям фильмов о новом Юрском периоде: развитие находят уже заявленные ранее мотивы использования динозавров в корыстных целях (этому герои будут противостоять) и спасения от динозавров детей (заплаканная девочка, которую преследует жестокий генетически модифицированный зверь, — тут как тут, и заявляет о себе даже в трейлере картины).

Атака клонов

Парадоксальным результатом использования убедительной компьютерной графики, оживляющей динозавров, является то, что искусственные существа оказываются на экране более живыми, чем люди, с которыми они взаимодействуют, которых преследуют и поедают.

Поскольку большинство персонажей показано не совсем привлекательно, во время просмотра можно поймать себя на мысли, что "болеешь" не за команду людей: Хуан Антонио Байона вполне сознательно и с завидной регулярностью позволяет глухо радоваться очередному членовредительству, приключившемуся с очередным негодяем.

Спокойно воспринимать жестокие сцены возможно еще и потому, что они наполнены ощущением кинематографического "ненастоящего". С кровью, льющейся из ран, в "Мире Юрского периода 2" не перебарщивают. А, заигрывая с темой клонирования, авторы и сами умножают на экране клонов, функциональные образы-штампы, многажды виденные в кино: боязливого компьютерщика, наемника, коррумпированного бизнесмена. Давления шаблона избегает, пожалуй, лишь пара главных героев.

Забродившее вино

Зрелищностью, сгенерированных на компьютере, динозавров, ежеминутно дарующих эффектные и эмоциональные сцены, авторы сполна пользуются и для того, чтобы отвлечь внимание зрителей от не всегда логичных и правдоподобных (хотя какое уж тут правдоподобие, когда вокруг динозавры-то!) поворотов сюжета. В итоге, адреналиновое напряжение позволяет воспринимать, как норму, что главный герой перемещается быстрее, чем Усейн Болт олимпийской стометровкой, вынутый ключ дивным образом оказывается снова в замке, а помещение, в котором размещают спасенных динозавров, постоянно увеличивается в размерах, будто волшебная рукавичка из детской сказки.

Объяснить же притягательное влияние "Мира Юрского периода 2", не смотря на все его, не особо даже и скрываемые, недостатки, способна самая смешная шутка картины. Она рождена проницательным талантом переводчика Федора Сидорука, вложившего в уста девушки-ветеринара сравнение крови динозавра с "Букетом Молдавии". "Мир Юрского периода 2" тоже можно сравнить с этим советским ароматизированным вином. Фильм, безусловно, достигает искомого пьянящего развлекательного эффекта, но в то же время пророчит горестные похмельные поиски ответов на мучительные вопросы: "Что это было?" и "Зачем?"

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram