Бессовестная стилизация — "Слишком поздно" Дэнниса Хаука

В малом украинском прокате яркий авторский фильм — современный нуар Дэнниса Хаука "Слишком поздно". Очень неожиданный гость украинского кинопроката, замечает кинокритик Сергей Васильев
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Фильм Дэнниса Хаука "Слишком поздно" — очень неожиданный гость украинского кинопроката, появление которого вселяет несмелый оптимизм, а вернее — надежду на то, что в будущем в наших кинотеатрах все-таки будет представлен весь стилистический спектр современных кинематографических исканий.

Американский независимый нуар "Слишком поздно" — именно из той маргинальной части киноспектра, которая в украинских обычно представлена разве что на фестивалях. Авторы ленты устанавливают для себя довольно жесткие творческо-производственные ограничения, в рамках которых взращивают традиционную криминальную историю: они снимают фильм на кинопленку пятью долгими 22-минутными планами со сложным (временами до невозможности) внутрикадровым монтажом — блестящая работа оператора-постановщика Билла Фернандеза и его команды заслуживает всяческих похвал.

В этих пяти сценах — пяти актах, как сам Дэннис Хаук их называет в финальных титрах, — рассказана история, замешанная на насилии, сексе, мести, истериках и добрых чувствах. Главный герой — классический частный детектив в исполнении Джона Гоукса — пытается выяснить, что случилось с юной стриптизершей, которая обратилась к нему за помощью. Каждая из сцен, проливающая свет на случившиеся события, является, по сути, отдельным короткометражным фильмом — со своей завязкой, кульминацией и т.п. Только вот размещены они нелинейно, что вскрывает взаимоотношений героя с девушкой, попавшей в передрягу, с дополнительным драматизмом.

Наличие жестких формальных ограничений, установленных авторами для рассказа детективной истории, еще больше выводит "Слишком поздно" в сферу воспевания кинематографа — его традиций и возможностей. Сценарий написан так, чтобы остротами образов и уколами слов "играла" каждая строчка кинематографических диалогов (во многом напоминая о Квентине Тарантино), персонажи в своих беседах часто вспоминают о кино, они рассказывают о том, как смотрят его, и даже показывают фильмы. С пленки, к которой авторы дышат неровно.

Игра в кино идет и на параллельном уровне, путем установления кинематографических связей. С традицией американского нуара. С уже упомянутым творчеством Квентина Тарантино, который и сам эту традицию активно развивал: в "Слишком поздно" задействованы актеры, которые снимались у него, в первую очередь Роберт Форстер. А также — с актерами, которые играют в фильме. В дебюте ленты в качестве примера герои упоминают о ленте "Не говори маме, что няня умерла". Персонаж в исполнении актрисы Джоанны Кэссиди, которая играла в ней, появится в последнем акте "Слишком поздно".

Чувствуется, что Дэннис Хаук и его команда наслаждаются кино — как процессом и результатом. Формальные постановочные препятствия, которые они создают, чтобы усилить удовольствие, временами кажутся излишне нарочитыми: нередко щелчок монтажных ножниц вполне может заменить движение камеры, которое демонстративно указывает зрителю на важные детали или переключает внимание с одного персонажа на другого. Однако, чаще из соединения проживаемой актерами истории с реальным ходом времени, фиксируемым камерой, рождается истинная магия кино.

Сергей Васильев