Что смотреть на фестивале «Молодость» - мнение члена жюри FIPRESCI

С 22 по 30 октября в Киеве в сорок первый раз пройдет кинофестиваль "Молодость". По просьбе delo.ua кинокритик Сергей Васильев, член жюри Международной федерации кинопрессы (FIPRESC)I, отметил, какие фильмы фестивальной программы стоит посмотреть

22 октября в 18:00 в кинотеатре "Киевская Русь"  пройдет церемония открытия 41-го МКФ "Молодость". В этом году фильм-открытие фестиваля  - новая картина Ежи Гофмана "Варшавская битва 1920" в 3D-технологии. 

 Основные фестивальные показы пройдут в кинотеатре "Киев", а также в "Жовтне","Кинопанораме" и "Киевской Руси". Мастер-классы -  в культурно-образовательном центре "Мастер класс". 

Конкурсная программа фестиваля включает традиционные секции "Студенческие фильмы", "Первые короткометражные ленты", "Первые полнометражные игровые фильмы". Программу оценивают Главное международное жюри, Международное жюри кинопрессы FIPRESCI, Экуменическое жюри и Международное жюри киноклубов. На Фестивале также вручается Приз зрительского жюри.

Кроме того в программе сотни показов внеконкурсных программ. Гидом по обширнейшей фестивальной программе стал Сергей Васильев. В этом году он является членом Международного жюри кинопрессы FIPRESCI.

Что  не пропустить на фестивале «Молодость»

"Надер и Симин: развод". Режиссер Асгар Фархади(Иран, 2011, 123 мин.) (на фото). Внеконкурсная программа «Фестиваль фестивалей»

«Золотой медведь» за лучший фильм на Берлинском международном кинофестивале.

Реалистичная и очень динамичная драма о разводе благополучной семейной пары, во время которого главный герой попадает под следствие из-за конфликта с сиделкой своего больного отца.

В отличие от многих фестивальных иранских фильмов, снятых с оппозиционных позиций, картина Асгара Фархади лишена явных политических амбиций и подтекстов. Герои живут в существующих условиях и не пытаются оспаривать их, принимая как часть своей культуры. В итоге внимание концентрируется на узнаваемых семейных отношениях и бытовых конфликтах, дополнительного напряжения которым добавляет специфический уклад иранской жизни.

Сюжет держит в постоянном напряжении. Отличные актерские работы.

Фея. Режиссеры Доминик Абель, Фиона Гордон, Бруно Роми (Франция / Бельгия, 2010, 93 мин.). Внеконкурсная программа «French connection»

Новая работа бельгийского режиссерско-актерского трио, говоря о котором обязательно вспоминают, что создатели ленты начинали свою карьеру, работая в цирке. Действительно, их фильмы, в которых практически отсутствуют диалоги, можно рассматривать как набор ярких, немного абсурдных цирковых номеров, эффектно обыгрывающих выдающуюся пластику исполнителей и их неожиданное чувство юмора. В этом Абель - Фиона - Роми являются последователями знаменитого французского режиссера Жака Тати, хотя позволяют себе снимать сюрреалистические истории.

Оригинальная легкая комедия с элементами циркового представления.

"Каникулы у моря". Режиссер Паскаль Рабате (Франция, 2011, 77 мин.). Внеконкурсная программа «Фестиваль фестивалей»

Еще один фильм, снятый в духе комедий Жака Тати. Правда, Паскаль Рабате намного более прямолинейно использует режиссерские находки классика, нежели это делает бельгийское «трио». Картина снята без слов и построена на чередовании смешных и трогательных эпизодов из жизни отдыхающих, которые должны вызвать позитивный отклик у зрителя. Энтузиасты «авторского кино», впрочем, могут быть несколько разочарованы отсутствием собственных художественных амбиций режиссера, который послушно упражняется в чужом стиле и не особо скрывает «эскизного» характера своего фильма.

Коллекция юмористических зарисовок, закольцованная общей темой отдыха.

"Туринская лошадь". Режиссер Бела Тарр (Венгрия / Франция / Германия / Швейцария, 2011, 146 мин.). Внеконкурсная программа «Фестиваль фестивалей»


Самый «фестивальный» фильм. Тягучее черно-белое кино,, скучное до зевоты и вызывающее своеобразное уважение своим абсолютно наплевательским отношением к зрителю. В кадре долгое время ничего не происходит, кроме монотонных обыденных действий, связанных с фермерским бытом конца ХІХ века. При этом герои почти не разговаривают. А если и говорят, то их слова носят в большинстве случаев чисто функциональный характер.

Бела Тарр везде повторяет, что «Туринская лошадь» - его последняя работа в кино. Он считает, что уже все сказал в кинематографе, и больше не хочет повторяться. Пожалуй, после просмотра его фильма многие зрители не станут жалеть о том, что режиссер уходит из кино. Однако «Туринская лошадь» заслуживает внимания, поскольку таким вот сложным, муторным, нудным образом режиссер по-своему фиксирует кризисное сознание европейского человека.

Мастерское использование черно-белой палитры. Фиксация бытия. Кино-философия. 

Ретроспектива Сандрин Боннер  


Актрисе Сандрин Боннер очень повезло с дебютом в кинематографе. Она снялась в главной роли в драме выдающегося режиссера Мориса Пиала « За наших любимых » (Франция, 1983, 95 мин.), сыграв девушку, которая охотно вступает в интимные отношения, бунтуя против семьи, но при этом боится любить. А через пару лет закрепила статус одной из самых перспективных актрис Франции, сыграв бездомную в выматывающей документальной драме Аньес Варда « Без крыши, вне закона » (Франция, 1985, 105 мин.).

Оба фильма, отмеченные россыпью престижных наград, покажут на фестивале в рамках ретроспективы Сандрин Боннер. Также в ее программе одна из лучших работ актрисы в 1990-е годы – роль замкнутой служанки в драме Клода Шаброля « Церемония » (Франция / Германия, 1995, 112 мин.), мрачной истории с криминальным финалом, замешанной на классовой ненависти, пороках провинциальной буржуазии и необъяснимой жестокости.

Украинское кино на фестивале  

Национальное кино на фестивале, учитывая не самое блестящее его состояние, представлено преимущественно в «резервации» специальной украинской программы. Однако небольшое место нашлось ему и в рамках конкурса короткометражных фильмов. Именно тут будет показан « Кросс » Марины Вроды (Украина / Франция, 2011, 15 мин.), что, в общем, довольно неожиданно, учитывая, что лауреату «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля по статусу можно было ни с кем и ни за что не состязаться. Также среди короткометражных фильмов присутствует еще один украинский участник – лента Натальи Пятыгиной «Вне игры» (Украина, 2011, 30 мин.).

В конкурсе полнометражных фильмов полновесных украинских участников нет. С некоторыми натяжками «украинской» можно считать драму по мотивам Чернобыльской катастрофы « Земля забвения » (режиссер Михаль Боганим; Франция / Германия / Польша / Украина, 2010, 105 мин.). Главную роль в фильме, исследующем жизнь с чернобыльской травмой, сыграла Ольга Куриленко.

Конкурсная программа

На первый взгляд конкурсная программа полнометражных фильмов кажется очень ровной. Выделять в ней какой-то один фильм в ущерб другому, наверное, неправильно.

Интерес представляет аргентинская лента Пабло Джорджелли « Акации » (Аргентина / Испания, 2011, 85 мин.) о дальнобойщике, подвозящем женщину с ребенком. Этот фильм-путешествие получил «Золотую камеру» за лучший дебют на Каннском кинофестивале.

Организаторы фестиваля, в свою очередь, советуют обратить внимание на иранскую драму « В зеркале » (режиссер Негар Азарбяни, Иран, 2011, 101 мин.), которая повествует о нелегкой судьбе женщин – и тем более транссексуалов – в исламском мире.

Должна понравиться зрителю и комедия « Счастлива до безумия » Анн Севитски (Норвегия, 2010, 85 мин.). Это история двух семейных пар с серьезными проблемами в личной жизни. Накануне рождества они становятся соседями, заводят дружбу и интрижки, пытаясь таким образом компенсировать недостаток тепла в брачных отношениях. Взгляд режиссера на семейную жизнь достаточно необычен – холодный и доброжелательный одновременно. Таким образом, препарирование отношений героев и копание в их грязном белье вызывают преимущественно позитивные реакции. Фильм прерывают музыкальные номера, которые служат своеобразным комментарием для действий героев, позволяют посмотреть на них со стороны.

Расписание показов ищите на сайте кинофестиваля "Молодость"

Автор: Сергей Васильев