Что смотреть в кино: фильм Альмодовара с Бандеросом, история легендарной The Doors и крепкий детектив

Новинки кинопроката оценивает кинокритик Сергей Васильев. В фокусе его внимания три фильма. Самый интересный - «Кожа, в которой я живу» Педро Альмодовара. А так же первый документальный фильм об истории легендарной группы The Doors и детектив «Дом грез»

Самый интересный фильм недели

 " Кожа, в которой я живу". Режиссер Педро Альмодовар (Испания, 2011, 117 мин.)

Фильм-участник конкурсной программы Каннского кинофестиваля рассказывает о гениальном хирурге Роберте Ледгарде, имя которого неспроста созвучно с именем Ганнибала Лектора из «Молчания ягнят».

Доктор Ледгард – идеальная роль для Антонио Бандераса. Он сдержан, обаятелен, успешен, решителен, несет на себе печать трагедий прошлого.

По ходу фильма герой занимается множеством увлекательных дел, за гранью добра и зла, – от разработки генетически модифицированной человеческой кожи и проведения пластических операций любой сложности до организации изощренной мести насильнику, который свел его дочь в могилу.

Картина снята по мотивам романа французского писателя Тьерри Жонке «Тарантул» и напоминает неонуар, мрачный детектив. В ней есть и крайне запутанный сюжет с несколькими тайнами, и неоднозначный главный герой, которого никак не назовешь «рыцарем без страха и упрека», и очень красивые женщины, которые приносят одни несчастья, и внятное ощущение того, что добром происходящее не кончится. Кроме того, лента может похвастаться нетривиальным подходом к научной фантастике, развивая тему трансформации человеческого тела путем генных и прочих манипуляций: в своем доме доктор насильно удерживает похожую на его покойную жену красавицу Веру (Елена Анайя), на которой и ставит свои жуткие опыты.

Сложносочиненная детективная история постоянно держит зрителя в напряжении, что, в общем, уже само по себе большая редкость и большой успех для современного кино. Впрочем, записывать картину в «развлекательные» не стоит. Для Педро Альмодовара захватывающий сюжет является лишь отправной точкой философских размышлений о том, что именно определяет в человеке «мужское» и «женское». В связи с этим его внимание к человеческому телу приобретает особое значение. Фильм наполнен и его красотой, и бытовым (реже – гипертрофированным) уродством. Также режиссер ищет ответ на вопрос, что именно одних толкает к безумию, а другим позволяет сохранить сознание в чистоте. Наряду с музыкальным оформлением Алехандро Иглесиаса и операторской работой Хосе Луиса Алькайне это создает притягательно мрачную атмосферу фильма.

Пожалуй, по своему настроению «Кожа, в которой я живу» – самая безысходная картина режиссера. Но при этом ему удивительным образом удается оставаться самим собой. Педро Альмодовар всегда любил окрашивать сюжеты на грани фола рискованной жизненной иронией. Просто теперь она доведена до крайней точки, когда от нее становится грустно, а не смешно. К примеру, сцену изнасилования сопровождает песня о вечной любви, которую исполняют для новобрачных.

По сути, «Кожа, в которой я живу» позволяет представить себе, что было бы, если бы все свои предыдущие картины Педро Альмодовар снимал в состоянии глубокой депрессии. На втором плане истории он разыгрывает сцены, которые были центральными в других его фильмах. Только теперь более-менее оптимистичные мотивы связывания («Свяжи меня»), подглядывания («Кика»), любовного восхищения женщиной («Поговори с ней») и представления себя окружающему миру («Все о моей матери») играют на максимальное усиление психологического напряжения картины, заставляя ожидать развязки и в то же время опасаться ее.

Документальный вояж в «шестидесятые»

The Doors . When you re strange. Режиссер Том ДиЧилло (США, 2009, 90 мин.)

Первый документальный фильм об истории легендарной группы The Doors и ее лидера Джима Моррисона, сверстанный из хроникальных материалов, часть из которых ранее никогда не публиковалась. В частности, в фильм включены фрагменты экспериментальной ленты «HWY», в которой Джим Моррисон снялся в 1969 году. До настоящего времени она оставалась практически недоступной. С ее помощью Том ДиЧилло поэтически иллюстрирует легенду о том, что Джим Моррисон жив, а его внезапная смерть от сердечного приступа в Париже – не более чем мистификация.

В этих сценах, которые удачно ложатся в канву документального сюжета, певец настолько не похож на себя, что даже закрадывается сомнение в достоверности изображенного на экране. Ощущение подтасовки, манипуляции возникает и в некоторых других эпизодах. Это комплимент режиссеру и его мастерской работе с архивами. Том ДиЧилло все время находит максимально адекватный способ проиллюстрировать закадровый комментарий о событиях из жизни группы визуальным рядом – размещая фотографии, крупнозернистые съемки восьмимиллиметровой камерой, записи телевизионных эфиров и концертов с участием The Doors, снимая тексты стихов Джима Моррисона крупным планом.

В интерпретации Тома ДиЧилло жизнь группы предстает достаточно ровной – внутренние конфликты между ее участниками он уводит на второй и даже третий план. Вместо этого он концентрируется на глобальном конфликте между поколением молодых бунтарей, которое гениально представляет The Doors, и консервативно настроенным американским обществом. А также личной борьбе поэта Джима Моррисона со своими демонами.

В этом смысле важнейшую роль в фильме играют интенсивные музыкальные номера. Том ДиЧилло разбавляет кадры живых выступлений группы хроникальными съемками, которые внедряют их песни в культурный и социально-политический контекст конца шестидесятых годов, вскрывают скрытые – подзабытые – смыслы талантливых поэтических текстов.

Вопреки неспешному комментарию, констатирующему факты и дающему им однозначную оценку, лента развивается очень динамично. При этом режиссер не скатывается в официоз, показывая, где Джим Моррисон вторичен, а где – искренен, где им движет разрушительная сила алкоголя и наркотиков, а где шаманизм и духовные открытия выходят на первый план.

Детективные игры вокруг подсознания

"Дом грез". Режиссер Джим Шеридан (США, 2011, 92 мин.)

Крепкая лента, которая начинается как триллер, продолжается как психологическая драма, а заканчивается, как детектив. Правда, часть удовольствия от ее просмотра может уничтожить трейлер, в котором раскрыт механизм первого сюжетного перехода – от триллера про маньяка-убийцу, который терроризирует семью, к копанию в подсознании главного героя.

Главный плюс фильма – отличные актеры, перед которыми режиссер, впрочем, не ставит невыполнимых задач. Дэниэл Крэйг сыграл писателя, который перевез свою семью – жену (Рейчел Вайс) и двух малолетних девочек – в пригород. Наоми Уоттс исполнила роль сердобольной соседки. Она помогает герою разобраться в убийстве семьи, которая раньше проживала в его доме.

Каждый из персонажей несет в себе определенный деструктивный потенциал, который в любой момент может раскрыться. Особенно явственно это движение на «темную сторону» проявляется в игре Дэниэла Крэйга. Он очень качественно соединяет брутальную силу с внутренней ранимостью. Подобные моменты можно попытаться отыскать и в игре Рейчел Вайс и Наоми Уоттс. Однако, режиссер предпочитает заковывать их таланты в одномерных персонажей.

Таким образом, акцент немного смещается с актерской игры на визуальную составляющую фильма. Особо стоит отметить работу художников-постановщиков, создавших отличные интерьеры «Дома грез», постепенно деформирующиеся огнем, водой и временем. Сама же история становится не психопатологической, а просто детективной. Причем, настолько резко, что фильм заканчивается быстрее, чем зритель успевает осмыслить такой поворот.

Также в прокате две комедии с романтическим уклоном.

Ретро-лента Карена Оганесяна «Пять невест»(Россия, 2011, 104 мин.) повествует о бравом летчике, который летом 1945 года за сутки должен несколько раз жениться по документам боевых товарищей. А комедия Марка Майлода «Сколько у тебя»(США, 2011, 106 мин.) рассказывает о барышне, которая проводит ревизию своих кавалеров.